ГНУСное землепользование или особенности саратовского генплана

ГНУСное землепользование или особенности саратовского генплана
Корреспондент ИА «ЖКХ-64» разбирался в особенностях и хитросплетениях саратовского землепользования.

Жизнь в Саратове настолько полна разными неожиданностями, опасностями, а, порою, даже и глупостями, что это уже давно стало интернет-мемом. Нельзя не отметить, что очень часто в этом виновата сама городская администрация, которая своими нелогичными, неожиданными, а иногда и не совсем законными решениями, порою вносила некоторый элемент неопределенности в повседневную жизнь горожан. Наше информационное агентство уже писало о том, как администрация пока еще действующего главы города Олега Грищенко, фактически наплевав на заключенные ранее договоры аренды, уничтожили торговые павильоны на улице Радищева. Как оказалось, подобная политика направлена не только против ларьков, но и против более крупных объектов.

Начнем издалека. Основной документ, регламентирующий нормы и порядок строительства в Саратове — это генеральный план города, который любой желающий может найти на сайте мэрии. Масштаб рисунков там опубликованных, конечно, далек от идеала, но если присмотреться или вооружиться лупой, то некоторое представление составить можно. Весь город поделен на зоны, которые и определяют, что и где строить можно, а что — нельзя. Вносить изменения в этот план сложно, но можно, и делается это не в один день. Любые изменения должны проводиться по решению городской думы, причем обязательно с учетом мнения граждан, которое выясняется с помощью общественных слушаний. Но, как оказалось, изменения иногда вносятся и «втихаря», да так, что владельцы или арендаторы земельных участков иногда даже могут и не подозревать о том, что нормы, действующие в отношении их земли, изменились.

Рассмотрим на конкретном примере. В 2010 году одна из саратовских организаций взяла в аренду земельный участок в Ленинском районе Саратова сроком на двадцать лет.Участок был расположен в зоне ОД-2, то есть в зоне общественно-деловой застройки, на нем могли быть воздвигнуты объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На участке было расположено недостроенное здание, поэтому организация озаботилась еще и разрешением на его дальнейшее строительство, которое также было получено.

Тем не менее, несмотря на все имеющиеся разрешения, в 2013 году (наверное, в рамках все той же борьбы с ларьками) саратовская администрация предприняла попытку признать строительство незаконным, а само недостроенное знание — снести. Дело дошло до суда, который своим решением отказал администрации в исковом заявлении и признал, что здание построено на участке, специально отведенном под строительство подобных объектов, и имеет всю необходимую документацию

Однако, как нам известно, бывшая саратовская администрация не имела обыкновения останавливаться перед трудностями, и если решить проблему одним путем не получалось, то она тут же начинала искать другой. Так случилось и в этот раз. Закончив судебные тяжбы, организация решила достроить свой объект и обратилась с соответствующим заявлением в городской комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству за получением разрешения на строительство. Однако в этом разрешении было отказано. Как оказалось, земельный участок был перенесен в другую функциональную зону — Р-2, которая предусмотрена для зеленых насаждений, но никак не для строительства торговых объектов. Естественно, что никаких предупреждений о готовящемся или уже произошедшем изменении со стороны администрации не было.

Возникла довольно интересная ситуация. Земельный участок по-прежнему находится в аренде. Недостроенное здание по-прежнему стоит. Но вот достраивать его нельзя! Можно только использовать в том виде, в котором оно сейчас находится. Но как можно использовать недостроенное здание? Городскую администрацию, похоже, это не волновало. Но мы уже привыкли к тому, что ее не волнуют многие вопросы. В том числе — и выполнение условий заключенных договоров. Прежде всего, о произошедших изменениях руководство организации узнало, так сказать, пост фактум, хотя подобные решения городская администрация должна была принимать только с учетом мнения арендатора, чего сделано не было.

Вполне естественно, что организация предприняла попытку вернуть участок в зону ОД-2, чтобы продолжить строительство, обратившись с соответствующим заявлением в городской комитет по архитектуре. Городские чиновники, и так известные своей нерасторопностью, молчали почти год, чтобы ответить только через месяц после получения ими повторного запроса. В ответном письме, подписанном главой комитета Виталием Желановым, сообщалось, что запрашиваемое изменение невозможно, и, между делом, сообщалось, что территориальная зона спорного участка уже была изменена — на зону Р-1. И снова без уведомления об этом арендатора.

Сейчас данное дело рассматривается в суде, и истцы надеются на решение его в свою пользу. И действительно, возникают вполне серьезные подозрения, что такие изменения, произведенные городскими чиновниками, мало соответствуют законодательству. Но разговор не об этом. Тема градостроения и застройки в Саратове всегда была одной из самых острых в городе. Человек, следящий за жизнью в городе, без труда назовет не один скандал, связанный с деятельностью строительных фирм или с появлением в Саратове очередной незаконной стройки. Но складывается ощущение, что количество их возросло после того, как заместителем главы саратовской администрации по градостроительству и архитектуре стал Андрей Гнусин. Достаточно вспомнить прошедшие в декабре прошлого года и закончившиеся скандалом общественные слушания, посвященные вопросам городской застройки. Неоднозначное председательство на них Андрея Гнусина стало самой обсуждаемой темой в саратовских СМИ, а принятые тогда решения подверглись серьезной критике.

Можно также вспомнить прошедшие в конце лета прошлого года общественные слушания, посвященные застройке поселка «Лесной», когда общественники чудом не допустили начала строительства на территории зеленой зоны, причем начальник отдела перспективного градорегулирования и планировки территорий комитета по архитектуре Алексей Шушарин утверждал, что проект полностью соответствует закону. И это далеко не единичные случаи. Саратовские общественники не раз указывали на тот факт, что в своих публичных выступлениях Андрей Гнусин постоянно заявляет о нехватке в городе зеленых насаждений, зон отдыха, парковочных мест, в то время как на общественных слушаниях он или его подчиненные открыто лоббируют начало коммерческого строительства на территории уже существующих парков.

Сейчас, в связи с назначением Валерия Сараева на должность сити-менеджера, идет стремительное обновление состава городской администрации. Редкий день в последние две недели перед Новым годом обходился без новостей о том, что тот или иной городской функционер оставил свой пост. Будет ли дальше меняться состав администрации — неизвестно, сам Валерий Сараев не опроверг, но и не подтвердил продолжение этой тенденции. Тем не менее, он заявил о возможности изменения самой процедуры общественных слушаний.

Будем надеяться, что изменения все-таки продолжатся, и что новые сотрудники комитета по градостроению, архитектуре и капитальному строительству приложат все свои усилия, чтобы сделать Саратов действительно удобным и комфортным для жизни городом.

Макс АНТОНОВ