Эксперты «ЖКХ-64» о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и «Ночи длинных ковшей» в Москве

Эксперты "ЖКХ-64" о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и "Ночи длинных ковшей" в Москве
На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1) 16 февраля в Ярославле из-за взрыва бытового газа обрушился подъезд жилого многоэтажного дома, погибли семь человек. В связи с этим происшествием саратовский сити-менеджер Валерий Сараев поручил проверить исправность газового оборудования и дымоходов в областном центре. Следует отметить, что несчастные случаи, которые происходят из-за неисправности газового оборудования, в последнее время стали довольно нередкими, и отличаются только масштабами разрушений.

Как Вы считаете, какие меры помогут свести к минимуму вероятность подобных происшествий?

2) Одной из самых горячих тем прошлой недели стала так называемая «Ночь длинных ковшей», когда московские власти снесли ряд зданий и помещений, которые посчитали незаконными постройками. Отдельные саратовские политики провели некую параллель между событиями в Москве и Саратове, администрация которого также в последние несколько лет ведет нещадную борьбу с ларьками.

Как Вы считаете, насколько целесообразны такие меры и нужна ли практика подобных «зачисток» в нашем городе?

3) Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень назвал Саратовскую область в числе отстающих по выполнению федеральной программы по расселению из аварийного жилья. Также пришло сообщение, что федеральный Фонд содействия реформирования ЖКХ приостановил финансирование программы переселения из аварийного жилья в Саратовской области. Причиной такого решения стало невыполнение регионом первого этапа, который закончился в 2014 году. Глава областного минстроя Дмитрий Тепин пообещал, что финансирование будет возобновлено, однако, вместе с тем, отставание региона в реализации этапов программы — это непреложный факт, который даже вызвал серьезные дебаты между депутатами и сотрудниками мэрии на очередном заседании Саратовской городской Думы.

Как Вы считаете, какие меры помогли бы нашей области и, в частности, Саратову грамотно и четко выполнять все условия федеральной программы?

Эксперты "ЖКХ-64" о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и "Ночи длинных ковшей" в МосквеСергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:

1) Статистика несчастных случаев говорит сама за себя. Вопросам безопасности газоснабжения должно быть уделено максимум внимания не только со стороны газовиков и властных структур, но также и непосредственно самих жителей. Ведь не только утечка газа может стать причиной отключения газоснабжения, но и осуществляемые гражданами несанкционированные подключения к газопроводам, отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах за счет элементарного загрязнения вентиляционных решеток, а зачастую и полное закрытие каналов кухонной мебелью, самостоятельное проведение переустройства газового оборудования, отказ газовикам в допуске для проведения работ – все это может привести к тяжелым последствиям.

Еще в 2013 году постановлением Правительства РФ от 14мая № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» были утверждены правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению. Данные правила устанавливают обязательность наличия договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, заключаемого в отношении многоквартирного дома между управляющей организацией или кооперативом и специализированной организацией, определяют обязанности собственников по содержанию имущества в части газового оборудования, а также устанавливают перечень работ и услуг по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям, и ответственность специализированной организации.

Неукоснительное соблюдение требований указанного постановления в первую очередь со стороны собственников помещений в многоквартирных домах является необходимым условием защиты от происшествий, вызванных неисправностью газового оборудования.

2) В соответствии с изменениями законодательства, вступившими в силу в конце прошлого года, органы местного самоуправления имеют право принимать решения о сносе самовольных построек в случае, если они расположены на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, находящихся на территории общего пользования, в полосе отвода инженерных сетей или в зоне с особыми условиями использования территорий.

Если эти объекты портят внешний облик города, приносят неудобства гражданам или создают опасность в связи с эксплуатацией рядом находящихся инженерных сетей, то безусловно такие объекты необходимо сносить. Если же эти объекты удовлетворяют город и его жителей по всем параметрам, но при этом должным образом не оформлены — считаю, что сносить их необходимости нет, достаточно их оформить в соответствии с законом.

3) Действительно, в настоящее время в Саратовской области реализация программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с отставанием. Основными проблемами по решению этого вопроса являются отсутствие на рынке недвижимости предложений жилья по необходимой цене и отсутствие необходимого софинансирования со стороны региона. Для решения первого вопроса необходимо работать с застройщиками, находить необходимые подходы и взаимопонимание, для того чтобы объявленные аукционы на приобретение жилья не были сорваны. Вопрос софинансирования может быть решен путем мобилизации собственных средств и привлечения бюджетных кредитов.

Эксперты "ЖКХ-64" о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и "Ночи длинных ковшей" в МосквеМихаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1) Когда речь идет о безопасности людей, коммунальные службы не имеют права пренебрегать своими обязанностями. Регулярные плановые проверки газового оборудования – одна из мер профилактики подобных происшествий. Наряду с проверками, которые должны проводиться в реальности, а не на бумаге, также ответственно к вопросу должны подходить и управляющие компании вместе с жильцами.

2) Действительно, некую параллель с Саратовом можно провести. Мое мнение – любую деятельность, в том числе и по наведению порядка в городе, необходимо осуществлять строго в рамках закона.

3) Прежде всего, надо понять, в чем конкретно у областного минстроя возникли трудности с реализацией программы. Если подрядчики не выполняют обязательств – надо вести работу в суде. Если не хватило бюджетных средств – должны разбираться следственные органы. В дальнейшем профильному министерству следует тщательнее отрабатывать подготовительные этапы программ, проверяя и данные из районов, и, если потребуется, «подноготную» потенциальных застройщиков.

Эксперты "ЖКХ-64" о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и "Ночи длинных ковшей" в МосквеЕвгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:

1) Свести к минимуму количество подобных случаев поможет только одна мера — если люди начнут понимать, что их действия создают опасность для их жизни. А люди хотят сэкономить, и экономят на материалах, технике, специалистах. Нельзя забывать и о халатности, забывчивости. Так что надо развивать в людях сознательность и ответственность, чтобы они оценивали возможные последствия своих поступков. Добиться сокращения числа подобных происшествий можно и техническим путем — установкой нового газового оборудования, или установкой газовых плит. Но это, во-первых дорого, во-вторых, все равно не исключит человеческий фактор. А многое в этом вопросе зависит именно от него.

2) Чтобы провести рейд, подобный московскому, у нас в Саратове, у города просто не хватит денег. Я слышал, что бюджет этого мероприятия, проведенного столичными властями, составил 30 миллиардов рублей. Конечно, у нас таких денег нет. А вот проблема есть. Я могу навскидку назвать места в городе, где можно было демонтировать ларьки, доставшиеся нам в наследство от 90-х и начала 2000-х, когда землю в Саратове отдавали направо-налево. Это, к примеру, ларьки в районе железнодорожного и автовокзалов. Автобусная остановка на Вавилова, напротив «Сбербанка», остановка рядом с «Детским миром». Расположенные там ларьки, как мне кажется, абсолютно не нужны, они портят внешний вид города. Да, сейчас власти пытаются оспорить их участки через суд. Но мне кажется, что все-таки власти надо быть построже в этом вопросе, потому что без строгости не удастся навести порядок в том бардаке, который нам достался в наследство. В конце концов, мы должны заботиться о внешнем виде города, и о том, чтобы гражданам было удобно в нем жить.

3) Единственное, что поможет решить эту проблему — это деньги. Будут у области деньги — будет переселение. Если нам дадут хорошее финансирование, а я слышал информацию о том, что с поступлениями из федерального бюджета было не все в порядке, то нам удастся решить все проблемы с переселением в приемлемые сроки. Только так.

Эксперты "ЖКХ-64" о взрыве газа в Ярославле, аварийном жилье в Саратове и "Ночи длинных ковшей" в МосквеСергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:

1) Ну тут все просто: надо надзорным службам контролировать состояние газового оборудования в домах и не после ЧП, а перманентно. Если надо, каждый день приходить и контролировать. Управляющие компании контролировать и штрафовать, беспощадно отзывать лицензии. Правда, для частных домохозяйств тут есть некоторая сложность, потому что есть, чего уж стесняться, семьи, где не заботятся ни о своих, ни тем более о чужих жизнях. Как правило, эти семьи бессмысленно штрафовать и заставлять. Так что мне видится только один выход — насильно с правоохранительными органами приходить к ним в дома и против их воли приводить им в порядок ВДГО. Для этого, правда, нужен некоторый бюджет, но, в конце концов, дешевле один раз потратиться на ремонт, чем потом потерять больше при трагедии.

2) Я категорический сторонник сноса уличных торговых рядов и в Москве, и в Саратове. Город должен быть городом, с достаточными жизненными пространствами. Поэтому убежден, что в Москве сделали все правильно, если на месте снесенных павильонов не появятся аналогичные, но с другими хозяевами. К сожалению, этого нельзя исключать. В Саратове очень хорошо сделали, убрав ряды на «Алее роз» (если там не обживется кто-то другой, ведь уже есть предпосылки так думать). Процесс освобождения пространства вокруг Крытого рынка надо продолжать, трусы и заколки есть где купить в городе. Следующим шагом должен стать снос торговых рядов на 3-й Дачной. Кто это сделает, заслужит мое личное уважение.

3) Мне кажется, там непреодолимое количество факторов, начиная от очевидных — отсутствие средств на местное софинансирование программы, заканчивая интересами застройщиков, коррупцией в органах власти и т.д. Так что четко исполнять условия может не получиться никогда. Разве что включать в программу минимальное количество домов, штук 15, и их ремонтировать — четко, правильно и качественно. Хотя, разумеется, это будет неправильно, количество ветхого жилья в Саратове зашкаливает.

Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО