Михаил Мень: «Строители умерили, поверьте, свои аппетиты»

Михаил Мень: "Строители умерили, поверьте, свои аппетиты"
Министр строительства и ЖКХ России дал интервью корреспондентам радиостанции «Эхо Москвы».

Пресс-служба Минстроя опубликовала стенограмму выступления главы ведомства.

― Последний год был очень сложный, очень много было проблем с ипотечниками. Он такой кризисный. Мне кажется, в вашем отношении достаточно тяжелый год был. Но я сегодня слышал цифру, что большое количество людей берут ипотеку и даже сейчас берут, когда вроде бы это не так выгодно как было раньше.

― Во-первых, для начала нужно сказать о том, что два последних года были рекордными. У нас в 2014 году построила страна 84 миллиона квадратных метров жилья. 2015 год, который был непростой для экономики в целом – 85, даже чуть больше миллионов квадратных метров жилья. Если говорить об ипотеке, то последние несколько лет рывок был действительно очень серьезным. Вот 2014 год был абсолютно рекордным. Люди взяли ипотечных кредитов на триллион 700 млрд. рублей. И мне кажется, очень важно, что в сложный экономический период стройка так достаточно динамично развивалась.

― А с чем вы связываете, почему вдруг такие рекорды. Когда казалось бы, все должно остановиться. У нас все стагнирует, если не обрушается.

― Во-первых, очень своевременно мне кажется, включили в 2015 году программу по субсидированию ипотечной ставки. Эта программа дала что? — что каждая третья квартира, приобретенная на первичном рынке, была куплена через государственную программу по субсидированию до 12%. Вот давайте посмотрим с вами 2014 год рекордный в плане объемов ипотеки. У нас получается, что при той инфляции 2014 года средняя ставка была больше 12,5%. А в 2015 году появилась программа с господдержкой при довольно высокой уже инфляции, а процентная ставка с государственной поддержкой была 12%. Конечно, для людей это было серьезное подспорье. И люди увидели, что можно идти в эту программу. Дальше вы помните, что были очень серьезные дискуссии, продлять ли эту программу. И она работала до марта, и вот в начале года тоже был довольно приличный взлет, в начале этого года. Потому что люди думали, что программа может закончиться, и мы действительно тогда еще находились в дискуссиях внутри правительства. Но все-таки было решение принято, что программа будет продлена до конца этого года. Программа не столько дорогостоящая на входе, сколь она сложна с точки зрения долгосрочных обязательств. Ипотека же это не на год и не на два, а десятилетия. И мы не понимаем, какая будет завтра ключевая ставка ЦБ. Потому что если она снизится, субсидирование дальнейшее уже может быть и не нужно будет. Но мы не знаем, какова будет экономическая ситуация. Может процентная ставка ключевая ЦБ подняться. И тогда бюджетных обязательств будет больше. Поэтому такое сбалансированное решение было найдено, что оставляем до 12% до конца года. Дальше будем смотреть на общую экономику.

― А можете сказать соотношение ипотека на новостройки и на вторичное жилье.

― Мы вообще отвечаем за новостройку и нас кстати очень часто пытались призвать к тому, чтобы наша программа работала и на вторичный рынок. Но все-таки мы министерство строительства, и для нас важно поддержать первичный рынок. Поэтому мы ответственны за новостройки. Хотя вы знаете, было такое предложение относительно того, что возможна такая опция как 3D. То есть если семья, например, живет в двухкомнатной квартире, приняли решение приобрести трехкомнатную, появились возможности войти в ипотеку, но получается, программа не работает на то чтобы продать в ипотеку эту квартиру. Но мы задали основным банковским институтам, которые являются основными игроками на рынке, как они смогут администрировать эту программу.

― Ответ от них есть?

― Ответа нет. Мы сами не понимаем, как это можно садминистрировать. Хотя понимаем, что это косвенное увеличение объемов ипотеки на первичном рынке. Что важно, именно через систему эту условно 3D.

― Ипотеку вообще имеет смысл сейчас брать. Потому что я в Интернете очень много встречаю различных обсуждений, когда сравнивают две позиции: ипотека или снимать жилье. Вы как министр можете объяснить, почему важно и конкретно для семьи и государства брать именно ипотеку.

― Вы знаете, все-таки у нас в стране традиция существует, что все-таки жилье должно быть свое. Но у нас больше 85% людей являются собственниками жилья. Это самая пожалуй большая цифра в мире. Это конечно во многом благодаря приватизации 90-х. И пока еще приватизация не закончилась жилья. И мы прекрасно понимаем, что у нас традиция такая существует, что мы хотим обустроить именно собственное жилье. И в западноевропейских странах традиции жить всю жизнь достаточно долго в арендном жилье. Там человек, проживающий в арендном жилье, серьезно защищен и к этому относятся спокойно. Теперь относительно того, что вы говорите по времени. Своевременно ли сейчас принимать такое решение. Мне кажется да. Потому что сейчас достаточно низкие цены на квадратный метр по стране в целом. И дальнейшего снижения может не быть, потому что все равно себестоимость существует. Сегодня строители умерили, поверьте, свои аппетиты по прибыли. И я думаю, что сейчас то время, когда на семейных советах можно это обсуждать.

― Но при этом согласитесь можно и с работы вылететь запросто. У нас безработица…

― Это, безусловно, определенные риски. Но хочу сказать, что у нас есть программа в Агентстве ипотечного жилищного кредитования по оказанию помощи людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации по ипотеке. Вы знаете, не очень большой объем обращений именно в рамках этой программы.

― А может просто мало про нее знают?

― Нет, знают достаточно. Поверьте, что люди видят это все на сайтах и Минстроя, и ЖК, и мы какого-то бума большого по этому поводу не видим. Но, безусловно, каждый должен соизмерять свои силы. Каждая семья должна принимать это решение самостоятельно. Но я не исключаю, что с будущего года больше государственной поддержки не будет. Поэтому сегодня если есть возможность, нужно использовать эту программу с государственной поддержкой.

― Мне подсказывают, что очень мало времени осталось. Последний вопрос задам. Если мы затронуты арендные дома, то есть западную культуру, что можно жить в арендном доме, ты защищен все равно. В России мы тоже много говорим о том, что такие дома нужно строить, и мы их начинаем строить. А получается?

― Очень серьезный вопрос. Мы законодательство и нормативную правовую базу, подзаконные акты мы подготовили полностью. То есть у нас есть преференции определенные для застройщиков, которые идут в арендное жилье. Но цена денег сегодня настолько высока, что без определенной поддержки государства просто заходить в это как бизнес экономика… Потому что нужно взять кредит…

― Цена денег и ставка ЦБ.

― Безусловно, да, и получается, что сейчас аренда невысокая достаточно. И экономики просто нет. Есть несколько пилотных проектов у нас с АИЖК. В том числе в Москве. И я думаю, что в ближайшее время мы до конца года уже, наверное, их презентуем. Это первое. Второе. Есть несколько пилотных проектов, которые обсуждаются на тех крупных предприятиях, которые строятся в стране и там «Звезда», например, на Дальнем Востоке предприятие, где люди будут приезжать работать по контракту на три года, на пять лет. Которым абсолютно не надо приобретать жилье. Приезжают отработать на контракте. Но при этом не снимать где-то угол какой-то, а конкретно, что называется официально арендное жилье снимать и спокойно в нормальных человеческих условиях жить. По таким проектам относительно точечно мы работаем. Когда будет несколько иная цена денег, я думаю, что инвесторы с удовольствием пойдут. Потому что еще раз подчеркну, что вся нормативно-правовая база и законодательство нами сформированы.