Эксперты «ЖКХ-64» — о качестве услуг, аварийном жилье и главной проблеме долгов за ЖКУ

На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

1. По результатам исследования, проведенного «Ромир», 71% россиян оценивают качество услуг ЖКХ на «хорошо» и «отлично», а 25% не видят в этой сфере проблем, тогда как еще несколько лет назад ЖКХ было названо главной проблемой в стране.

В то же время оценка качества услуг ЖКХ среди читателей нашего портала диаметрально противоположна: «неудовлетворительно» (71,4%) и «удовлетворительно» (25%).

Кстати, в Фонде содействия реформированию ЖКХ отмечают, что наибольшее количество письменных обращений поступило именно из Саратовской области.

В чём, на Ваш взгляд, заключаются главные причины, по которым итоги голосования в Саратове столь разнятся с результатами всероссийского опроса?

2. На заседании наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ, в котором принял участие заместитель председателя правительства нашего региона Александр Буренин, было заявлено, что «Ситуация по Саратовской области требует самых оперативных мер».

— В целом ситуация по Саратовской области такова, что она требует самых оперативных мер. Иначе мы оцениваем риски, что программа по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, в Саратовской области выполнена не будет, как очень высокие, — сказал заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Олег Рурин.

По Вашему мнению, стоит ли уже сейчас делать оргвыводы и производить кадровые перестановки в региональном правительстве для того, чтобы сдвинуть эту проблему с «мёртвой точки»? Или есть другие способы решения наболевшего вопроса?

3. В Общественной палате Саратовской области назвали главную проблему долга перед поставщиками ресурсов. По мнению представителя регионального минстроя Евгения Белоусова, это «неоплата населением своих долгов».

Как Вы считаете, в какой степени в вопросах задолженностей разделяют ответственность управляющие компании и жители нашего региона? Какие действенные механизмы должны начать работать, чтобы сумма долга, превышающая на сегодняшний день 4 миллиарда рублей, начала неуклонно и заметно снижаться?

Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:

1. Саратовская область входит в пятерку регионов с наибольшим количеством аварийного жилья. В аварийных и ветхих домах степень благоустройства порой очень низкая. Усугубил ситуацию тотальный недоремонт жилищного фонда, который не проводился десятилетиями. К сожалению, решить проблемы, которые накапливались десятилетиями, невозможно за несколько лет, но работа эта ведется.

Осуществляется программа переселения граждан из аварийного жилья. В рамках программы до 1 сентября 2017 года планируется переселить около 19,5 тыс. граждан, проживающих в жилых помещениях общей площадью 323 тыс. кв. м, расположенных в 775 многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом. Стоимость переселения составляет 8,3 млрд рублей.

В регионе действует система капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, которая позволяет повысить объем выполняемых работ в 3-4 раза.

Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2014-2043 г.г. включает в себя 125 03 многоквартирных дома.

В краткосрочный план капитального ремонта на 2015 год включены 697 домов в 27-ми муниципальных образованиях области на общую сумму 362,8 млн руб.

В краткосрочный план 2016 года включены 739 домов в 38-ми муниципальных районах области на сумму 779,6 млн руб.

Большая часть недовольства граждан связана с деятельностью управляющих компаний. Людям сложно добиться высокого качества работ. Необходимо отметить, что за последние годы государству удалось в значительной мере улучшить ситуацию в этой сфере.

Введена система лицензирования управляющих организаций. Благодаря ей удалось освободить дома от большей части недобросовестных компаний. Благодаря лицензированию также удалось радикально сократить проблему «двойных платежек». Теперь выставлять квитанции имеет право только та компания, которая получила право на управление конкретным домом, а сведения об этом находятся в открытом доступе.

Стала более удобной и доступной процедура проведения общего собрания собственников жилья. Введена очно-заочная форма проведения собраний, предусмотрена возможность электронного голосования. Усилен контроль за недопущением фальсификаций протоколов общего собрания: введены единые правила оформления протоколов, установлен порядок их передачи в органы государственного жилищного надзора, протоколам придан статус официальных документов и введена уголовная ответственность за их фальсификацию.

Предоставление некачественных коммунальных услуг будет караться штрафами. Причем такие штрафы будут выплачиваться непосредственно пострадавшему потребителю. А штрафы за «ошибки» при выставлении счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг составят 50% стоимости этих услуг.
В дальнейшем будет продолжена борьба со злоупотреблениями на рынке управления жильем и приняты еще ряд мер по дальнейшему наведению порядка в этой сфере.

2. Проблемы, связанные с реализацией программы переселения граждан их аварийного жилья, имеют объективные причины, которые связаны в первую очередь с отсутствием денежных средств в региональном бюджете. В настоящее время эти вопросы решаются.

Депутатами Саратовской областной Думы от фракции «Единая Россия» было направлено обращение о выделении 1 млрд руб. на реализацию II этапа программы. После совместной работы с руководителями федеральных структур стало возможным получение бюджетного кредита.

В настоящее время ведется активная работа губернатором области и фракцией «ЕР» в Государственной Думе по привлечению дополнительных средств на осуществление III этапа программы в размере 1,9 млрд руб.

По словам губернатора области В.В.Радаева, сегодня стоит задача: не только завершить второй этап, но и оперативно приступить к конкурсным процедурам по третьему и четвертому, и, в целом, завершить всю программу до сентября 2017 года. Думаю, эта задача будет выполнена.

3. Вопрос задолженности населения и управляющих организаций за потребленные топливно-энергетические ресурсы стоит постоянно на повестке дня. Он особенно актуален в сложившихся экономических условиях.

На законодательном уровне предпринимаются шаги для решения этих вопросов.

1) Введены судебные приказы. Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу в июне 2016 г.) предусматривает, что теперь юристам управляющей или ресурсоснабжающей организации достаточно собрать нужные бумаги на должников за ЖКУ и обратиться в мировой суд по месту жительства должника. Суд на основании представленных документов и без вызова сторон в течение пяти дней вынесет судебный приказ. А дальше в дело вступят судебные приставы.

2) С тех, кто не может заплатить, долг будет взыскиваться приставами, которые могут наложить арест на имущество должника (счета в банке, недвижимость, ценные вещи) и вынести запрет на выезд из страны.

Полномочия приставов предлагается дополнить возможностью снятия денежных средств со счетов мобильных телефонов.

3) Увеличены пени за просрочку в оплате ЖКУ. Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» подразумевает увеличение размеров пени и ужесточение ответственности граждан по коммунальным задолженностям. В частности,

для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки;

для граждан пени за неоплату услуг ЖКХ в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. С 31-го по 90-й день просрочки пеня устанавливается на уровне 1/300 ставки, с 91-го дня — 1/130 ставки (Ранее пеня для граждан составляла 1/300 ставки рефинансирования ЦБ с первого дня просрочки).

Кроме того, законом предусмотрено, что нарушение потребителем введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством, либо необеспечение потребителем доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления, к принадлежащим потребителю устройствам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Законодательство в сфере борьбы с неплательщиками будет и дальше совершенствоваться.

Уже довольно давно обсуждается переход на прямые платежи.

Минстрой прорабатывает вопрос прямого заключения договоров на оказание услуг между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Ведомство подготовило к внесению в правительство поправки, которыми из цепочки оплаты оказанных коммунальных услуг исключается звено в виде управляющей компании. Документ находится в высокой степени проработки и может быть принят уже до конца года, по информации главы минстроя Михаила Меня.

Суть изменений состоит в том, что долги множат не только потребители. На них приходится лишь 20 процентов неплатежей, остальное — на совести УК, ТСЖ. Поправки уберут из системы перечисления средств звенья, в которых «застревают» деньги.

Предлагается запретить совершать любые сделки с недвижимостью собственникам квартир – должникам за ЖКУ.

Предполагается, что должники по платам за жилье, ЖКУ и взносы на капремонт не смогут регистрировать сделки с недвижимостью.

На основании решения суда приставы будут направлять в Росреестр сведения о задолженности — в ЕГРП будет вноситься запись, которая станет причиной для отказа в регистрации сделки. Снять ограничение можно будет в случае прекращения или окончания исполнительного производства.

Таким образом, созданы и совершенствуются механизмы для взыскания денежных средств с должников в судебном порядке, однако из 4 млрд долгов, на 3 млрд иски в суды поданы не были. Поэтому наиболее эффективным средством борьбы с должниками на сегодня является обращение в судебные инстанции, учитывая введение упрощенной схемы через судебные приказы.

Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:

1. Мне, честно говоря, особо не с чем сравнивать, поэтому я затрудняюсь дать сколько-нибудь объективную оценку качества услуг ЖКХ в других регионах. Могу сказать о Подмосковье — там качество услуг действительно достаточно высокое, но одновременно с этим и их цена тоже «кусается». С другой стороны, есть ощущение, что в Саратове зависимость качества от цены не сработает — в настолько запущенном состоянии находится саратовская «коммуналка». Хотя нельзя исключать, что есть регионы, где плачевное состояние ЖКХ — не самая большая проблема, где качество предоставления других услуг настолько низко, что на их фоне коммунальное хозяйство выглядит удовлетворительно.

2. Кадровые перестановки сделать можно, но в рамках одного и того же кадрового резерва, не меняя систему властных отношений в Саратовской области вряд ли удастся что-либо изменить.

3. В общем-то очевидно, что не платят две категории: те, для кого эта сумма настолько незначительна, что о ней забывают, и те, для кого оплата коммунальных услуг в сравнении с другими расходами, к примеру, на питание, сдвигается с приоритетной на второй план. Первых — мизер, вопрос с ними решается просто через приставов; вторых — сонм, им надо помогать, реструктурировать долги, чтобы выплаты были посильными. Есть еще процент маргиналов, которые не платят вообще ни за что, но тут рецепт простой — ограничение.

Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:

1. Такие сомнительные результаты говорят, прежде всего, о качестве всероссийского исследования. У нас в Саратове есть отдельные неплохие управляющие компании, некоторые ЖСК тоже работают неплохо, и совсем немного хороших ТСЖ. К сожалению, процедура перехода к отдельным ТСЖ пока не завершена, отсюда и все проблемы, с которыми мы сталкиваемся на сегодняшний день.

2. Кадры, конечно, тоже виноваты, но суть этой проблемы в том, что неоткуда взять финансирование, которого не хватает. Цена квадратного метра предлагается одна, а строители не хотят работать за эту стоимость.

Посмотрите на микрорайон «Изумруд» в том же Юбилейном — недостроенные дома стоят, потому что нет денег на выкуп квартир.

3. Исполнителем коммунальных услуг являются управляющие компании, а должны быть ресурсоснабжающие организации. Мы говорим об этом давно, нас даже поддержали на региональном и федеральном уровнях, но воз и ныне там. Нужны прямые договора с поставщиками коммунальных услуг, а УК надо заниматься только жилищными вопросами: содержанием жилья, мусором и т.д.

Подготовил Александр АХТЫРКО