В Саратове на борьбу с рекламой спайсов вышли волонтеры

Стены домов в Саратове давно стали подобием записных книжек, при этом отдельный класс записей — реклама «спайсов» и «солей». Группа активистов отправилась в рейд по их уничтожению по принципу «клин — клином», а корреспонденты ИА «ЖКХ64» вместе с ними отследили масштабы проблемы.

Шесть вечера 10 июля, набережная возле Ротонды: к назначенному времени в условленном месте собрались пять добровольцев c баллончиками для граффити. Цель — закрасить как можно больше объявлений о продаже синтетических наркотиков. В газете такую рекламу не дашь, поэтому наркодельцы и их пособники используют стены домов. По городу таких записей видимо-невидимо.

Жильцам домов — видимо. Но невидимо, если ходить по центральным улицам. — объясняют активисты. — В приметных местах такие надписи редкость, но стоит зайти в какой-нибудь двор или арку, как видишь вот эти «8900…. спайсы«.

Метод фотообоев

Самое первое «массовое» скопление телефонов с пометками «соль» обнаружилось во дворе дома № 29 на улице Рабочей: пара записей в арке, одна скромная на стене возле подъезда и еще около десятка за трансформаторной будкой.

Прямо методом фотообоев расписано: через каждый метр, и еще друг над другом. Чтобы точно кто-то внимание обратил. — отметили парни, старательно закрашивая цифры.

А ну-ка я сейчас полицию вызову!!! — высунулась из окна пожилая женщина, почуяв запах свежей краски.

Но когда услышала, что именно происходит, похвалила и попросила зайти в соседний двор, где тоже «понаписано». Подобные «фотообои» нашлись и в соседнем дворе, и еще в нескольких по дороге к Ильинской площади, где к волонтерам присоединилась «тяжелая артиллерия» — еще один доброволец с ведром водоэмульсионной краски и с валиком.

Так аккуратнее получается, — пояснил молодой человек.

Много рекламы нашли во дворах на Шелковичной, а еще на Хользунова, Пугачевской, Новоузенской… По отдельным домам было видно, что записи настырно ведутся в несколько слоев: сверху по уже замазанному. Всего молодые люди закрасили около сотни телефонов, изведя ведро краски и порядка десяти баллончиков.

Вообще те граждане, которые все это пишут, никакие не наркодельцы, и со спайсами-солями не связаны. Скорее всего, это наемные люди, которые не знакомы с распространителями. Как-то раз мы видели, что такую запись делал подросток лет пятнадцати, только не сумели поймать. — рассказал корреспонденту ИА «ЖКХ64» один из добровольцев по имени Сергей.

А кто же должен закрашивать?

Собственно, этот вопрос и отсутствие ответа как раз и заставили молодых людей взяться за баллончики и валики. Ну и еще грустные истории, связанные со знакомыми или знакомыми знакомых, подсевшими на наркотическую гадость.

Еще два года назад администрация Саратова разместила новость с адресом электронной почты: мол, если увидите рекламу наркотических веществ, то присылайте фото и адрес — закрасим. Но реклама после этого никуда не исчезла, а стало даже больше. Что-то мне подсказывает, что эта информация просто не была сильно растиражирована: я, к примеру, искал ее целенаправленно, и то с трудом нашел. И сейчас наша цель — добиться сотрудничества с органами власти, поставить эту работу на поток. — рассказал доброволец Сергей.

В понимании волонтеров, да и по логике вещей, заниматься этим следует управляющим компаниям и службам благоустройства с подачи городской администрации. А сотрудничество может выглядеть так: волонтеры создают информационную базу, по каким адресам появилась злосчастная реклама, и предоставляют чиновникам, а те в свою очередь выделяют краску и рабочую силу, и организуют закрашивание по всем правилам. Ведь то, что сейчас делают саратовские добровольцы, по факту незаконно: административное законодательство не делает различия между самовольным созданием надписей и их самовольным закрашиванием. Но не тут-то было.

У администрации Саратова нет полномочий для того, чтобы заставить управляющие компании этим заниматься. Раньше, если управленцы вовремя не закрашивали такую рекламу, мы составляли на них административные протоколы. Но в сентябре 2013-го изменилось административное законодательство, и по требованию прокуроров эту норму изъяли. Теперь, к сожалению, администрация не занимается этим как правонарушением, и санкции применять не может. Сейчас если запись появилась на нежилом здании, то закрашивать ее надлежит собственнику. Если на жилом, то санкции может применить Госжилинспекция. — прокомментировал корреспонденту ИА «ЖКХ64» замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов.

Похоже, что пока право налагать санкции переходит от структуры к структуре, сам процесс выполнения работы так и остается не организованным. А активисты просто устали ждать, пока кто-то заставит УК, и сами взяли в руки краску, рискуя нарваться на штраф. Кстати, с этим штрафом тоже есть свои нюансы. Если верить полицейским, то право штрафовать самовольных закрашивателей тоже перешло.

На данный момент этот пункт из подследственности МВД убран, это подведомственность администрации и протоколы составляют они. — прокомментировали ИА «ЖКХ64» в пресс-службе ГУ МВД России по Саратовской области. — Если сотрудник полиции является свидетелем, то он вправе задержать гражданина и передать сотрудникам администрации. Либо дождаться представителя администрации, пока он приедет на место и сможет зафиксировать последствия административного правонарушения. Административная ответственность наступает согласно статье о «нарушении норм и правил в области благоустройства» — это статья 8.2 Закона Саратовской области № 104-ЗСО от 29 июля 2009 года, с изменениями от 4 февраля 2014-го.

По-человечески полицейские понимают таких вот нарушителей, но вместо самовольного закрашивания рекомендуют обращаться сразу в три инстанции: МВД, УФСКН и администрацию. Для надежности.

КОММЕНТАРИЙ УФСКН

Год-полтора назад по таким телефонам наши сотрудники еще пробивали наркодельцов, но сейчас таких данных нет. — рассказал ИА «ЖКХ64» пресс-секретарь УФСКН России по Саратовской области Валерий Кузьмин. — Разумеется, проверками мы занимаемся, однако нагрузку по продаже эти номера несут очень редко. В основном либо просто не отвечает номер, либо по нему дают заведомо ложную информацию: посылают номер счета для оплаты, но обманывают и не предоставляют «товар», либо что-нибудь все-таки присылают — но это будут какие-нибудь лютики-цветочки, которые не имеют отношения к наркотическим веществам.

В большей степени, по мнению наркополицейских, данная реклама служит для привлечения молодежи к наркотикам в абстрактном смысле — для напоминания, что есть такое явление как «соли» и «спайсы». В итоге, когда не получается по телефону, молодежь лезет в Интернет — и вот там самые упорные действительно находят наркодельцов, а сделки совершаются с помощью интернет-почты. И такие случаи наркоконтроль действительно выявляет, выводит продавцов на чистую воду, закрывает сайты.

ЦИФРЫ

— около 6 кг синтетических наркотиков изъяли сотрудники УФСКН в области с начала 2014 года, что эквивалентно 80 тысячам разовых доз.

— это в 8,5 раз больше, чем за первые полгода 2013-го;

— порядка 70% от этого количества — это «соли», 28% — спайсы.

К СЛОВУ

Обращения по поводу рекламы спайсов на стенах в администрации Саратова все-таки принимают. Фотографии с указанием адреса предлагается направлять на адрес электронной почты priemn@admsaratov.ru («Приемная по обращениям граждан»).

Как сообщили в пресс-службе мэрии, все обращения по поводу незаконной рекламы на фасадах зданий здесь рассматриваются «в установленном порядке«. Правда, частоту подобных обращений прокомментировать не смогли, так как сотрудники приемной в своих отчетах просто не выделяют настенную нарко-рекламу отдельным классом. При этом установленный порядок рассмотрения подразумевает:

— в 3-дневный срок все поступившие обращения подлежат регистрации;

— в течение 7 дней, если вопрос не входит в компетенцию администрации, обращение перенаправляют в соответствующие органы (и письменно уведомляют об этом обратившегося);

— в течение 30 дней (в случае отсутствия срока в резолюции руководителя) обращения граждан рассматриваются. Но в соответствии с Законом при необходимости сроки могут быть продлены до 60-ти дней с обязательным уведомлением заявителя.