Эксперты «ЖКХ-64» о расселении из аварийного жилья, тарифах на тепло и проблемах утилизации ТКО

Эксперты "ЖКХ-64" о расселении из аварийного жилья, тарифах на тепло и проблемах утилизации ТКО
На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

1) Глава Минстроя России Михаил Мень в своем интервью «Российской газете» не исключил провала программы расселения аварийного и ветхого жилья в ряде регионов страны.

Как вы считаете, в чем причина того, что многие регионы показывают не самые лучшие показатели по реализации данной программы. Какие меры могли бы изменить данную ситуацию к лучшему?

2) В России планируют отказаться от госрегулирования всех тарифов по теплу и перейти к договорным ценам. Как сообщает «Российская газета», данное новшество будет введено для защиты интересов конечного потребителя. Планируется, что договорные цены будут ограничены расчетной стоимостью тепла, которое поступает от альтернативного источника — локальной котельной. Также изменится и роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая станет не просто единым закупщиком и поставщиком тепла в зоне своей деятельности, но и будет единым центром ответственности в системе теплоснабжения перед потребителями и властью.

Как вы считаете, насколько оправдано введение данной системы, и сможет ли она изменить ситуацию с многомиллиоными долгами населения за теплоснабжение?

3) С 2017 года в России введут новый платеж за ЖКХ – плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Размер тарифа будет определять региональный оператор, работающий с отходами, а не управляющая компания как сейчас. Благодаря этому для жителей одного региона плата будет одинаковой. Тариф может отличаться от нынешнего, но глава Минприроды Сергей Донской полагает, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться. У регионов будет право устанавливать предельные тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами.

Как вы считаете, насколько данная мера своевременна, и может ли она изменить в лучшую сторону ситуацию с вывозом мусора в городах?

Алексей МАЗЕПОВ, депутат Саратовской областной Думы, сопредседатель Саратовского регионального штаба ОНФ:

1) Нарушения по ходу программы переселения выявлялись неоднократно и активистами ОНФ: к нам обращались граждане, возмущенные качеством домов, в которые их переселяли, недовольные переносом сроков переселения, те, чьи дома попали в программу по ошибке и не являются аварийными… На сегодняшний момент, никто из чиновников сферы строительства и ЖКХ, фактически, не ответил ни за одно из выявленных нарушений: ни за то, как шло формирование адресной программы, ни за строительство домов, не отвечающих элементарно нашей климатической зоне, ни за срыв сроков переселения.

Главная мера, которая может изменить ситуацию в лучшую сторону – это персональная ответственность чиновников по всей вертикали за ход выполнения этапов программы по переселению из аварийного жилья в регионах. Когда есть, с кого спросить, то и работа изначально будет строиться иначе.

2) С одной стороны, в отрасли должен быть порядок. С другой – есть риск монополизации рынка теплоэнергетики и ограничения конкуренции при создании единой теплоснабжающей организации. Считаю, чтореализация этого проекта без должной проработки может привести к существенному росту тарифов, как это уже случилось в регионах, в которых данная инициатива уже начала внедряться. Скажу больше, ожидания по обновлению инфраструктуры теплоснабжения также не оправдались.

Что касается вопроса с долгами населения перед тепловиками, то здесь все также упирается в тарифную политику в регионах.

3) Президент РФ Владимир Путин поручил Общероссийскому народному фронту взять на контроль тему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов. Мы уже отслеживаем процессы, начавшиеся в отрасли, в связи с переходом на новые стандарты.

Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:

1) Причин несколько: непрофессиональная организация администрациями программы реализации расселения аварийного и ветхого жилья; недостаточное бюджетное финансирование программы; неумение, а иногда и нехотение строительных организаций, строить качественно и дешево; желание некоторых граждан, проживающих в аварийном или ветхом жилья, обмануть государство.

Что нужно бы делать – очевидно, но вряд ли это можно быстро сделать: профессиональная организация администрациями программы реализации расселения аварийного и ветхого жилья; достаточное бюджетное финансирование программы; умение и хотение строительных организаций, строить качественно и дешево; нежелание некоторых граждан, проживающих в аварийном или ветхом жилья, обмануть государство.

2) О введении данной системы говорить рано до тех пор пока исполнителями коммунальных услуг не станут ресурсоснабжающие организации, а управляющие организации, станут исполнителями только жилищных услуг.

Сейчас система устроена несбалансированно: цепочка движения ресурсов и платежей разрывается на управляющей организации и деньги, которые она собирает с потребителей ресурсов, доходят до ресурсоснабжающих организаций не в полном объеме. В соответствии с законодательством коммунальный ресурс у энергоснабжающих организаций на границе многоквартирного дома приобретает управляющая организация, а потом ее продает потребителю – собственнику (!?). В последнее время участились случаи вывода финансовых ресурсов через мошеннические схемы, банкротства старых управляющих организаций, фальсификации документов о принятии собственниками решений о заключении договоров управления с новыми управляющимися организациями — клонами старых. Задолженность УК нарастает как снежный ком. Решить проблему можно только одним способом – сделать ресурсоснабжающие организации исполнителями коммунальных услуг, т.е. предоставить им правовую возможность заключать прямые договоры с конечным потребителем при любом способе управления многоквартирного дома. Платежи за коммунальные услуги направляются непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.

Управляющие организации, кроме оказания жилищных услуг, должны обеспечивать предоставление коммунальных услуг путем надлежащего содержания общего имущества, а также выступать представителем потребителей в случае нарушения качества оказания коммунальных услуг по вине ресурсоснабжающей организации, требовать от имени потребителей изменения стоимости услуг и выплаты штрафов.. При этом ресурсоснабжающая организация вправе на основании договора поручить управляющей организации выступать в качестве агента по сбору платежей с выплатой им вознаграждения.

3) ТКО проходят длинный путь от сбора, до утилизации. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т. д. Он может меняться в зависимости от сезона, погодных условий. Процесс переработки отходов очень многообразен. Чтобы работать эффективно в области утилизации отходов, необходимо знать, что такое твердые коммунальные отходы и четко понимать особенности работы с ними. С каждым годом отходов становится все больше, человек затрачивает много времени и средств, чтобы переработать, эффективно, не уменьшающиеся горы мусора. Только введение нового платеж за ЖКХ – плату за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) вряд ли изменит в лучшую сторону ситуацию с вывозом мусора в городах. Нужно проработать длинный путь от сбора, до утилизации ТКО. А этого в городе не видно, особенно по утилизации ТКО.

Михаил Жуковский, эксперт ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1) Мы много раз обсуждали эту тему и, как мне кажется, сегодня делаем это не в последний раз. В очередной раз я настаиваю на том, что, во-первых, программа требует дополнительного финансирования, поскольку в нее вошла малая часть аварийного фонда Саратовской области, а, во-вторых – предельно жестких мер к исполнителям.

2) Здесь надо пояснить, что новая модель в энергетике начала внедряться еще с 2015 года, а в 2020-м на нее должны перейти все крупные города, где есть ТЭЦ. Так что в некоторых регионах уже накоплен определенный опыт, в том числе, не самый позитивный, в данном вопросе. Ошибки должны быть учтены. Во-вторых, если мы говорим о долгах населения перед тепловиками, надо четко понимать и разграничивать природу этих задолженностей. Не всегда причина в высоких тарифах. Чаще мы имеем дело с отсутствием платежной дисциплины у потребителя (если речь идет о прямых договорах) или у управляющей компании, обслуживающей многоквартирный дом. На мой взгляд, без решения этой проблемы, переход к единой теплоснабжающей организации мало что изменит.

3) Крайне интересная тема! Считаю, что решения по тарифам должны обсуждаться в регионах на специальных рабочих группах, с привлечением общественности и представителей управляющих компаний до 2017 года и введения нового платежа. В противном случае мы получим ситуацию по примеру Балаково по всей Саратовской области.

Дмитрий СКОРНЯКОВ, юрист, эксперт в сфере ЖКХ:

1) Полагаю, что за срыв программы расселения из аварийного жилья необходимо наказвать отвественных лиц. И примировать тех лиц, которые выполняют данную программу. Если чиновник не исполняет свои обязанности, то есть смысл его предупредить о его некачественной работе, а в последующем найти хорошего работника.

2) Я думаю, что долги в основном не у граждан перед РСО, а у управляющих организаций перед РСО. Поэтому в основном УО и РСО думают о том, как забрать деньги у потребителя и получить доход. Об снижении доходов никто не думает. Поэтому это приведет толькок большей социальной напряженности. При увеличении тарифов, соответственно увеличиться и долги.

3) Я согласен, если больше платить за услуги, то они будут лучше и своевременно оказываться. Вывоз ТКО это тоже самое, что и вывоз ТБО,твердых бытовых отходов. Возможно таким образом управляющии организации хотят вывозить строительный мусор, за который их штрафуют гос. органы. Но этот мусор должны вывозить собственники, которые ремонтируют свои квартиры, а не все собственники дома.

Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Даниэль ВАСИЛЕВИЧ