Владимир Мухин: «Объекты культурного наследия должны вписываться в современный облик города, а не уничтожаться им!»

Саратовцам рассказали, как проходит выявление и сохранение архитектурных объектов культурного наследия.

Сегодня, 9 марта, в управлении по охране культурного наследия области состоялась пресс-конференция «Азбука собственников объектов культурного наследия» под председательством главы ведомства Владимира Мухина. Главной целью мероприятия стало разъяснение, что такое объект культурного наследия, сколько их, что с ними делать и как с ними обращаться.

Как подчеркнул в своем выступлении чиновник, памятник – это отдельный объект капстроительства: здание, сооружение или ансамбль, который представляет собой культурный и исторический интерес и стоит на госучете. В качестве примера такого архитектурного ансамбля Владмир Мухин привел университетский городок.

Всего же на текущий момент на территории Саратовской области находятся около 958-ми объектов, стоящих на госучете. Кроме того имеется более 4 тысяч выявленных объектов — это те объекты, которые обладают признаками объектов культурного наследия (ранее были приняты решения об обладании ценностью и внесены в список).

В самом Саратове таких «культурных памятников» насчитывается более 400, а выявленных и того более 2 000 тысяч. Кроме того в нашем регионе находятся 98 археологических памятника, имеющих статус федерального значения, а 3350 выявленных ждут своей очереди и вердикта. Вообще, археологические объекты с момента постановки на учет становятся объектами федерального значения. 

«Очень часто мы сталкиваемся с тем, что различные организации и граждане – заявители, путаются в собственности. Федеральное и местное значение не одно и то же. Это его значимый статус. Федеральных объектов 152, и 671 – регионального значения, муниципального — 114. Зачастую значение собственности путается — они не всегда совпадают, так как могут находится в разной собственности — от частной до государственной. Иногда даже в бесхозной. Например, кирха в Липовке. На данный объект не зарегистрированы права никаких лиц. Однако он должен быть закреплен. Местная администрация обращается в суд, а потом решает вопрос закрепления. У них есть год на принятие решения. И мы найдем собственника объекта. Этим должно заниматься Красноярское МО», — отметил Владимир Мухин.

После долгой преамбулы глава управления по охране объектов культурного наследия объяснил, откуда собственно они, эти объекты. Признание объекта происходит по основному ФЗ №73. В первую очередь, должен попасть в списки выявленных объектов. Чтобы он попал в список — для этого в управление могут направить информацию заинтересованные лица. Они направляют в ведомство обращения с просьбой рассмотрения вопроса. Дальше госорган провести работу по установлению деталей, нюансов, сделать запросы в инстанции, архивы, администрации, чтобы установить ценность объекта.

«Затем мы собираем исторические справки и документы. После решения, есть год, чтобы детально подготовить документы и принять решение. Есть совещательного коллегиально орган — научно-методический совет из представителей архитектуры, градостроительства, истории, археологии. Там обсуждаем и вопросы включения объектов в список выявленных объектов. После обсуждения принимается решение о целесообразности включения», – рассказал о процедуре глава управления.

Когда вся перечисленная работа завершена, заявителю необходимо заказать государственную культурную экспертизу, так как решение может быть принято только на ее основании. После положительного решения составляется нормативный документ и начинается освоение категории и статуса. Потом министерство культуры присваивает объекту индивидуальный номер.

«Сейчас эта схема уже налажена. Мы в следующую очередь отправляем справки в Росреестр, чтобы они в своих документах фиксировали эти сведения», – пояснил Владимир Мухин.

Он также заметил, что управление постоянно ведет работу по пересмотру составленных списков – либо по своим материалам, либо по обращениям заинтересованных лиц. Но для такой процедуры опять же необходимо проводить экспертизу, так как это позволяет дать объективную оценку, а не только видение государственного органа.  

Часто люди удивляются, почему тот или иной объект признан культурным наследием. Оказывается, раньше процесс включения тех или иных сооружений и территорий в список был гораздо проще. Самый массовый ввод объектов в реестр был в 2001 году, но туда вошли объекты, ожидавшие своей очереди еще с 1984 года. А вышедший годом ранее документ просто объединил выявленные еще раньше объекты. В настоящее время процедура значительно усложнилась и очень четко регламентирована. Как уже говорилось ранее, ни один объект не может быть включен без профессиональной экспертизы. Однако, сотрудники управления по охране объектов культурного наследия признаю, что многие «пункты» списка требуют уточнения и даже исключения из оного. Но пересмотр также должен быть подтвержден экспертизой.

«Мы стараемся проводить пересмотр, но не можем делать это массово. Так как требуется экспертиза. Объект попадает под действие законом об охране памятников. Ставили по одним принципам, а исключать должны уже по современным. Есть закон. Но если объекты не обладают или утеряли признаки, то они, конечно, будут исключаться», – уточнил Владимир Мухин.

Он также подчеркнул, что невозможно озвучить стоимость подобных экспертиз, так как на это влияет значительное количество факторов. Во-первых, они проводятся специализированными организациями, работающими на коммерческой основе, либо отдельными экспертами, у которых «свое видение и свои базы данных». Также стоимость зависит и от самого объекта – с какой точки зрения он представляет ценность. Так, например, здание ТЮЗа или «Дом Книги», очевидно, являются объектами архитектурного наследия и ценны для региона. В итоге, стоимость этой процедуры варьируется от30 до 500 тысяч рублей.

К слову, в бюджете не заложены средства на проведение подобных экспертиз. Финансируются только работы Научно-производственного центра (НПЦ) по выполнению госзадания – выделяется по 7 миллионов рублей ежегодно. Как отметил глава управления, «на эти средства не разгуляешься». Вероятно, именно поэтому в рамках археологических работ, которые в большинстве своем заключают в предоставлении документальных справок, в год проходит около 1-2 объектов, которые требуют экспертизы.

«Эту работу мы ведем каждый год. Хотелось бы, чтобы мы могли решить все эти вопросы. Но на сегодняшний день они больше связано с финансированием — экспертиза и составления перечня документов перед этой процедурой требуют материальных затрат.. «Ценность объектов культурного наследия в подлинности, поэтому утрата невосполнима, даже если его восстановили. Невосполнимая потеря. Поэтому даже в руинированном состоянии он подлежит сохранению. Утрированный пример – это Колизей, но он нагляден. В нашем регионе на воссоздание, ремонт и другие работы требуются большие средства. Зачастую это жилые дома, а собственники не потянут это сделать», – заметил чиновник, тут же затронув тему ремонта фасадов зданий на улице Московской, который провели в 2016 году.

По словам чиновника, это первый такой опыт на территории города Саратова. Напомним, что реставрацию многоквартирных домов культурного наследия проводили за счет фонда капремонта.

«Разные есть мнения и споры о проведении и качестве таких работ. Но это первый опыт, с чего-то надо начинать. Если ничего не делать, то будет все просто разрушаться. Недочеты есть, но это легко исправляется, и подрядчики будут это делать с наступлением теплого времени. Но мы можем выйти на Московскую и обратить внимание на эти дома, мы увидим разительные отличия. Все можно привести в надлежащее состояние. Должна быть воля. У губернатора она есть и работы проводятся. В этом году объем работ еще большем, чем в том», – подчеркнул Мухин.

По словам чиновника, работы на памятниках проводят только организации, у которых есть соответствующая лицензия.

«Пока, все выявленные в их работе нарушения, как правило, связаны с документами. Технический надзор выполняют проектировщики. Если нет предложений и замечаний, и не возникает вопросов по экспертизе, то мы делаем документацию. А собственник уже сам выбирает подрядчиков. Организация приходит к нам, приносит проект и запрашивает разрешение. В том числе там находится договор авторского и технического надзора от проектировщика. Это не говорит о том, что мы самоустраняемся от процесса. Напротив, мы следим и контролируем все. Просто в этих случаях мы работаем в составе 5 человек, соответственно, часового у каждого памятника мы не поставим и контроль за каждым объектом мы не осуществим. Но у нас есть механизмы проведения контрольных мероприятий. Например, есть технический университет. Как пример, подрядчик не получил разрешение на проведение работ. Вся документация есть, но нет разрешения. Мы сразу заставляем их устранять нарушения», – подробнее рассказал о работе подвластного ведомства Владимир Мухин.  

Также начальник управления коснулся вопроса проведения работ без разрешения госоргана. В прошлом году управление провело 70 проверок, в 33-х случаях были выявлены нарушения. По всем составленным протоколам материалы были направлены в суд, а после были вынесены штрафные санкции на сумму около 500 тысяч.

«Административным кодексом предусмотрены большие штрафы. Но тут вы видите штрафы физических лиц, которые начинают от 15 тыс. С юрлиц от 100 тыс. А в этом году только одно юрлицо попало в проверку. Максимальная нагрузка на одно лицо по ПФО – 30 проверок . В среднем занимается этим по три человека», – указал Мухин.

Он отметил, при таком раскладе сотрудник ведомства должен минимум два раза в неделю ходить по городу, так как такой способ наиболее эффективен. В большинстве своем по кондиционерам, баннера и прочему управление реагирует по обращениям заинтересованных лиц и публикациям в СМИ.

«Мы можем не совсем реагировать на проверки юрлиц из-за моратория на проверку малого и среднего бизнеса. Мы узнаем, кто собственник, собираем документы для суда. А там юрлицо, а мы в отношении него не можем провести проверку. Есть лишь два основания — либо угроза разрушения, либо разрушение. А кондиционер не подходит под эти критерии. Так что ставим на заметку и ждем плановой проверки. Например, Крытый рынок. Как только будет план, мы пойдем сразу. А на физлица реагируем почти моментально. МО сразу предоставляет информацию о нарушения. Мы реагируем, выходим, составляем протоколы и сразу направляем в суд», – рассказал о противоречиях в законодательстве Владимир Мухин.

В конце пресс-конференции глава управления констатировал, что Саратов должен быть инвестиционно привлекательным, а люди должны это видеть.

«Можно построить разное. Почему не восстановить исторические кварталы, а в них уже налаживать инфраструктуру? Не только же МКД должны быть привлекательными для инвесторов? Первично сохранение объектов культурного наследия! Давайте с этим работать! Саратовские архитекторы должны предлагать хорошие и интересные варианты по сохранению лица города. Если есть возможность вписать их в современное развитие города, то это надо делать! Они должны вписываться, а не быть уничтожены новым лицом города!», – эмоционально завершил заседание Владимир Мухин.

Даниэль ВАСИЛЕВИЧ