Миссия «пандус» в Саратове: уговорить УК или внести ее в план проверок

Удобное передвижение в городской среде стало значительным достижением в градостроительстве. И особенно оно актуально для людей с ограниченными возможностями, инвалидов, которые начинают входить в социальную среду на правах полноценных граждан. Качественное тротуарное покрытие, наличие сходов, пандусов, сигнальных светофоров — вот краткий перечень необходимых условий комфортного передвижения инвалидов по городу. И он же – зачастую единственно возможный вариант. Здоровый человек редко обращает внимание на такие нюансы, как, к примеру, высокие бордюры, или крутые лестницы. А для человека в коляске они могут стать непроходимым препятствием.

Приспособления, облегчающие передвижение инвалидам, в Саратове легко встретить во дворах и скверах. Например, перила для инвалидов в сквере по улице Рахова:

Миссия "пандус" в Саратове: уговорить УК или внести ее в план проверок

и такие же, заросшие сорняком, недалеко от улицы Марины Расковой:

У подъездов замечаем привычные пандусы, иногда нелогичной конструкции:

Впрочем, по мнению некоторых общественников и блоггеров, элементы адаптации инвалидов должны служить не только для этой категории граждан, но и для людей вообще. Примером непродуманности блоггер Minakovas считает лифт для инвалидов в казанском метро:

Возьмем Казань. Метро здесь неглубокого заложения. Сделали лифт — отлично. Но лифт — священный, инвалидный. Если вы просто пожилой человек или спускаетесь с тяжелыми сумками — вам туда запрещено, дуйте по скользкой лестнице! Еще и милиционер подойдет, если надумаете покуситься. Казалось бы, тот факт, что объект позиционируется как созданный для инвалидов, должен придавать ему больше веса и значения. Но нет, все выходит наоборот. Любое удобство для инвалидов считается благотворительным бонусом для узкой социальной группы. Такой подход маргинализирует жизненно важную для города задачу создания удобной среды.
Экскурс в историю

Законодательная база, стимулирующая создание благоприятной среды для инвалидов, появилась относительно давно. В 1995-м появился закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» №181. Однако заметные невооруженному глазу существенные изменения стали происходить только после подписания международной конвенции о правах инвалидов в 2008-м. Татьяна Голикова, в ту пору глава Минздравсоцразвития, заявляла, что ратификация конвенции обязывает в кратчайшие сроки начать работу над инфраструктурой для инвалидов, и дополнить, к примеру, жилищное законодательство, обязательными пандусами в домах.

В действительности же работа растянулась на годы, и пока нельзя с уверенностью сказать, что результаты близки к идеальным. Программа «Доступная среда«, в рамках которой были запланированы нововведения, конечно, предусматривала обеспечение доступа инвалидов к социальным объектам, но не учитывала потребностей тех инвалидов, которые проживают в старых домах. Лестничные пролеты в таких помещениях не предполагают размещения пандусов, даже откидных, из-за высокого угла подъема, а лифты или подъемники отсутствуют по определению.

Инфографика программы «Доступная среда»

Теперь же обеспечение пандусами и прочими атрибутами «доступной среды» стало, по большому счету, заботой муниципалитетов – по крайней мере, в текущем 2014 году в Саратовской области. С 2014 года субсидия из федерального бюджета предоставляется только регионам, разработавшим собственную программу по формированию доступной среды. При этом субсидировать федералы согласны только половину суммы: еще 50% регионы должны найти самостоятельно. В списке 67 регионов, получивших данную господдержку в 2014 году, Саратовская область не значится – так что у нас дело пока за муниципальными программами.

Для старых домов нужна отдельная программа?

Доступная среда, по идее, должна начинаться с беспрепятственного выхода из дома – но как раз на этом этапе проблема и становится неразрешимой.

Программа «Доступная среда» по факту сложно реализуется, ее практически нет. В ней ничего не предусмотрено для инвалидов, проживающих в старых домах, где нет лифтов. Для этой категории нужна отдельная государственная программа, которая учитывала бы их потребности. – рассказал корреспонденту ИА «ЖКХ64» Александр Низовцев, председатель саратовского филиала «Всероссийского общества инвалидов». — По «Доступной среде» мы в прошлом году работали, что-то сделали, но это не касалось инвалидов в домах. Для них нет специальной программы. Дома старой постройки не приспособлены для инвалидов, им зачастую невозможно выбраться на улицу самостоятельно.

По его словам, подъемники либо пандусы строители сейчас должны предусматривать в новых зданиях. И в Балаково, к примеру, в новостройках ставят специальные подъемники, которые позволяют преодолеть ступеньки на первом этаже, чтобы добраться до лифта.

— Такие проекты реализуются Комитетом коммунального хозяйства, для этого выделен отдельный бюджет. Так же существует программа специальной планировки для инвалидов, проживающих на первых этажах старых домов. – пояснил Низовцев.

В свою очередь в «Управлении жилищно-коммунального хозяйства» г.Балаково нам пояснили, что специальные подъемники они заказали уже готовыми.

— По спискам Александра Низовцева мы делали заявки и передавали на рассмотрение депутатам. За счет местного бюджета все делали, нам по заявкам выделяли средства. Строили пандусы, поставили один подъемник. Мы заказывали готовый, у нас лестничный пролет был 1 метр в высоту, под него и заказали. Такие устройства устанавливаются стационарно, поднимают на высоту до 3-х метров. По такой же схеме делали пандусы, все как по программе. Иногда вырезали балконное ограждение на первом этаже, чтобы инвалид мог выехать на пандус.

В Саратове оборудуют больницы и уговаривают УК

В текущем 2014-м году в Саратове безбарьерную среду обустраивают по муниципальной программе. Цель годовой программы на общую сумму в 4,5 миллиона рублей — обеспечить условия для инвалидов в 19 учреждениях здравоохранения, в 12 учреждений образования и в одно учреждение культуры. Стоит, правда, уточнить, что речь здесь не только о пандусах: программа предусматривает обустройство парковочных мест для инвалидов, путей движения в зданиях, приобретение специального оборудования для слабовидящих и слабослышащих, оснащение помещений специальными указателями и замену дверных проемов, обустройство регистратур и гардеробных.

Однако жилых домов, что вполне логично, в этой программе нет. В то время как основная часть жилфонда, что уж говорить, для беспрепятственного доступа инвалидов не приспособлена. На сайте минсоцразвития области даже есть типовые проектные решения, как и что переоборудовать в жилфонде с учетом проживания таких граждан – вот только по части воплощения опять закавыка.

Управляющие компании, товарищества собственников жилья, эксплуатирующие жилой фонд, не спешат с реализацией мероприятий, направленных на обеспечение его доступности. И это вполне объяснимо. Стоимость оборудования только одного лестничного подъемника составляет более 100 000 рублей. – прокомментировали корреспондентам ИА «ЖКХ64» в управлении по труду и социальному развитию администрации Саратова. — Кроме того, нередко непосредственно сами жители выступают категорически против установки пандусов и иных конструкций, так как это связано с дополнительными финансовыми затратами на оплату ЖКУ. Вместе с тем, в соответствии с действующим бюджетным законодательством, муниципалитеты не имеют возможности финансировать мероприятия по обеспечению доступности жилого фонда.

В то же время, поскольку значимость проблемы велика, управление пытается работать с управляющими компаниями по поводу конкретных адресов. Вот только рычагов влияния на УК у специалистов администрации немного.

У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по контролю за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также по привлечению к административной ответственности лиц, уклоняющихся от исполнения требований доступности для инвалидов. Поэтому с руководителями УК, ТСЖ проводилась информационно-разъяснительная работа. Однако положительный эффект был достигнут после обращения в контрольно-надзорные органы. – признают в управлении по труду и соцразвитию администрации.

Кстати, стоит признать, что эти самые «контрольно-надзорные органы» все-таки не забывают про доступную среду. В конце августа, например, суд признал законным наложение штрафа на «Саратовэнерго» за доступ в здание, обеспеченный недолжным образом. Впрочем, предприятие обещало это решение обжаловать.

Кто в ответе, что пандуса нет

Что делать, если в доме нет пандуса, или он сделан так, что пользоваться им невозможно? На эту тему корреспонденты ИА «ЖКХ64» побеседовали с Аллой Гордеевой — консультантом отдела по работе с инвалидами комитета соцобслуживания населения областного министерства социального развития. Хотя, по сути, схема здесь достаточно стандартная: для начала обратиться в свою УК, ТСЖ или ЖСК, которые скорее всего оправдаются нехваткой средств, затем в прокуратуру и Минсоцразвития.

Скажите, кто отвечает за установку пандусов в подъездах?

— Ответственность за установку пандусов и других устройств лежит на УК или ТСЖ. Туда в первую очередь и следует обращаться. Мы, в свою очередь, можем оштрафовать их как юридическое лицо за отказ выполнить требования собственников. Все организации независимо от форм должны создавать условия инвалидам. Однако существуют ограничения: например, если узкие лестничные пролеты, или пожарные не разрешают сокращать эвакуационные выходы. В таком случае проблему можно решать с помощью откидных пандусов. Если лестницы слишком крутые и пандус не соответствует норме по углу наклона, то лучше пусть он будет крутым, чем инвалид вообще не сможет спуститься.

Существуют ли какие-то нормы, каким должен быть пандус?

— Да, есть нормативы установки пандусов, съездов, но ими редко кто руководствуется, потому что не хватает контроля исполнения. А иногда это попросту невозможно, как с новостройками, когда длительное время уходит на выяснение, кто отвечает за эти вновь вводимые объекты и к кому вообще предъявлять требования. По градостроительному комплексу есть инспекция, она проверяет проектную документацию всех жилых домов. Потом государственный строительный надзор следит, чтобы все строилось в соответствии с нормативами.

Как ваше ведомство проверяет наличие пандусов в домах?

— Мы проверяем объекты по заявкам. Составляется план, потом территориальные органы выходят на плановую проверку и в случае выявления нарушения составляют протокол по статье 9.13 КоАП РФ. Также проходят внеплановые проверки, когда мы проверяем, как устраняются нарушения. Но если во время внеплановой проверки мы обнаружим дом, который не был включен в план проверки, то мы можем только составить протокол и включить его в план проверки на следующий год. Предписания в этом случае мы выдать не можем.

Насколько серьезно УК относятся к вашим проверкам и выполнению предписаний?

— Мы работаем с 2008 года, и если первый год на нас не обращали внимания, то сейчас стараются упредить составление протоколов. И мировые судьи повернулись лицом к инвалидам. Намного улучшилась ситуация и в других городах помимо Саратова. Например, в Вольске.

ЦИФРЫ

Программа по созданию безбарьерной среды в Саратове-2014:

4 миллиона 553 тысячи рублей составляет общий объем финансового обеспечения:

2 миллиона 789 тысяч из них — на 19 учреждений здравоохранения;

1 миллион 464 тысячи – на 12 учреждений образования;

— 300 тысяч рублей – на одно учреждение культуры.

25,15 % от общей суммы было израсходовано по назначению за первое полугодие 2014 года.

Фото zemliaki.com, minakovas.livejournal.com