Эксперты «ЖКХ-64» о законе о прямых договорах и его возможных последствиях для управляющих компаний

Эксперты «ЖКХ-64» о законе о прямых договорах и его возможных последствиях для управляющих компаний
Саратовские общественники прокомментировали законопроект о прямых договорах между жильцами МКД и поставщиками ресурсов.

В России вступил в силу закон, позволяющий жильцам заключать прямые договоры о поставке коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями в обход управляющих компаний. Он был подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу с момента опубликования.

О его необходимости говорили давно: поставщики коммунальных ресурсов регулярно озвучивали суммы, которые оставались в карманах владельцев нерадивых управляющих компаний. Как правило, подобные организации впоследствии банкротились, чтобы избежать пристального взгляда правоохранительных органов. Поэтому поставщики ресурсов, с одной стороны, и рядовые граждане, с другой, всячески выступали за введение подобного закона, который бы мог обезопасить их средства. О необходимости «отрезать УК от денежного потока» высказался даже президент России Владимир Путин на одной из своих пресс-конференций.

Введение этого закона изначально было запланировано на конец 2017 года, но в силу разных обстоятельств он был подписан лишь на этой неделе.

По мнению экспертов, введение данного закона, должно очистить рынок от недобросовестных компаний — неэффективным предприятиям станет неинтересно управлять домами.

«Данный закон будет способствовать оздоровлению рынка управления жильём, исключив мотивацию недобросовестных управляющий компаний «управлять» чужими деньгами, а не домами. Он выгоден не только потребителям и ресурсоснабжающим компаниям, но и добросовестным управляющим компаниям, так как они будут избавлены от бремени долгов конечных потребителей за потребленные ресурсы», — так прокомментировал его подписание министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

Как сообщает пресс-служба Минстроя, в документе предусматривается возможность перехода на прямые договоры с потребителями, в случае, если у управляющей компании есть задолженность перед ресурсоснабжающей организацией более, чем за два месяца. В случае, если УК исправно платит по счетам, жильцы могут выбрать — оставить всё как есть или на общем собрании принять решение о переходе на прямые договоры. В случае перехода на прямые договоры между собственником и ресурсоснабжающей организацией будет действовать типовой договор, регламентирующий стандартные условия предоставления услуги. Порядок заключения такого договора является уведомительным, то есть дополнительно ничего подписывать и обращаться к компании-поставщику услуг не придется. Размер платы меняться не будет. В результате граждане будут оплачивать жилищные услуги — управляющей компании, а коммунальные – ресурсоснабжающей, то есть непосредственным поставщикам этих услуг.

В связи с этим редакция ИА «ЖКХ-64» обратилась к саратовским экспертам с просьбой оценить данный закон и попробовать спрогнозировать, каким образом его принятие может отразиться на управляющих компаниях.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»:
«Закон вступил в силу недавно, мы сейчас с юристами изучаем все его нюансы и тонкости. Главная цель, которую призван решить данный закон, и мы это поддерживаем, – это навести порядок в сфере ЖКХ, повысить ответственность собственников и перекрыть недобросовестным управляющим организациям доступ к средствам ресурсоснабжающих организаций (РСО). Это позитивный момент. Теперь собственники многоквартирных домов смогут на общем собрании принять решение о заключении прямых договоров на поставку холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, вывоз мусора.

Но у экспертного сообщества на этапе обсуждения законопроекта был ряд вопросов в части отношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями.

Например, по механизмам корректной передачи данных от собственников в ресурсоснабжающие организации и возможности их верификации, в том числе, представителями управляющей компании. Если прибор домового учета показывает одни цифры, собственники передают показания напрямую другие, а вопросы по правильности начисления платежей все равно идут в адрес управляющих организаций. Как в законе это учитывается – изучаем».

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по развитию ЖКХ и дорожной инфраструктуры Общественной палаты Саратовской области:
«На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что население действительно старается платить. Вне зависимости от их доходов, никто не хочет залезать в долги. Конечно, есть те, кто физически не может оплатить счета, но таких буквально единицы. Единственная прослойка, которая заводит людей в эти долги — управляющие организации. Многие из них пришли только за тем, чтобы срубить бабла. Я про эти фирмы-однодневки. Они найдут лазейку.

На ресурсниках, я считаю, этот закон отразится положительно.

Но тут возникает ещё один вопрос. А почему у нас мало исковых заявлений о преднамеренном банкротстве? Почему с этим никто не борется?

Но в целом, я думаю, этот закон – стоп-сигнал воровству».

Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:
«Что касается прямых платежей, мы это обсуждали ещё в 2015 году.

Этот закон упрощает взаимодействие людей с ресурсоснабжающими организациями. В принципе, Жилищный Кодекс предусматривал переход на прямые платежи. По решению общего собрания люди могли принять такое решения.

Но это были лишь исключения. Плюс закона в том, что эти отношения сейчас упрощаются, в том смысле, что людям не могут отказать ресурсники.

Насчёт УК, я думаю, это пойдет в убыток тем, кто ворует. Те, кто честно платит, для них просто упростится жизнь. Добросовестные УК просто смогут сосредоточится на ремонте и содержании дома».

Подготовили: Антон ТУГУШЕВ и Андрей РОМАНОВ