«Плач Ярославны». В Саратове обсудили проблему ветхого и аварийного жилья

«Плач Ярославны». В Саратове обсудили проблему ветхого и аварийного жилья

Комитет по ЖКХ и региональный минстрой: «Аварийный жилфонд собственники должны содержать за свой счет»

Сегодня, 26 сентября, состоялось заседание комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ при ТПП и Общественного Совета при ГЖИ Саратовской области, главной темой которого стал вопрос об обслуживании ветхого и аварийного жилья.

В мероприятии приняли участие: начальник управления ЖКХ министерства строительства и ЖКХ области Марина Цыганова, председатель комитета по ЖКХ администрации города Александр Мышев, председатель совета Союза управляющих организаций Михаил Жуковский, председатель совета «Союза аварийных и ветхих домов города Саратова» Светлана Кирюшкина, руководители управляющих организаций области и другие.

Со вступительным словом выступил Михаил Жуковский: «Сегодня мы обсудим важные вопросы. Как же может развиваться бизнес в сфере ЖКХ? Количество ветхого жилья в области огромно. Если мы берем Саратов, то здесь речь идёт скорее об историческом центре. За такие дома не всегда берутся управляющие организации, так как в них много проблем, которые сложно устранить.

Согласно 255 ФЗ у нас введено понятие лицензирования УК. То есть УК необходимо качественно обслуживать многоквартирный дом, если она не хочет лишиться лицензии. Но как в этом случае быть с ветхим жильём? Если дом признан аварийным, то дом надо сносить, а собственников расселять, но содержать за малые средства эти дома просто невозможно, так как проблем в них гораздо больше, чем в новых домах. Обычно из-за этого ветхие дома остаются без управления, так как УК не выгодно их обслуживать с коммерческой точки зрения. И именно на такие дома часто покушаются недобросовестные компании, которые просто пытаются нажиться на собственниках. Я считаю, что надо вносить изменения в законодательство. Вероятно, эту проблему можно было бы решить, если бы на ветхие дома выделялись дополнительные средства из бюджета. Либо программа переселения должна быть расширена, чтобы расселяли дома, которые не признаны аварийными, но являются таковыми».

Далее слово предоставили председателю совета «Союза аварийных и ветхих домов города Саратова» Светлане Кирюшкиной: «Я представляю людей, которые живут в аварийных и ветхих домах. Мы сталкиваемся каждый раз с непреодолимыми проблемами. Администрация перекладывает всю ответственность на жильцов за муниципальную собственность. Сроки сноса домов ставят нереальные, их никто не соблюдает. Также администрация не содержит аварийную муниципальную собственность. Администрация обязана содержать аварийные дома, которые пропустили срок сноса и расселения, но сроки пропущены, а администрация не берет ответственность. Таких домов огромное множество. Мы знаем, что есть дома, которые изношены менее чем на 70%. Пусть их реконструируют или отремонтируют и выведут из списка аварийных. Проблема должна решаться.

Также важный вопрос касается списка зданий, признанных памятниками культурного наследия. Списки были составлены в конце ХХ века, туда включали всё подряд. Мы вносим предложение инициировать проверку памятников культурного наследия. Какие из этих домов представляют реальную культурную ценность?».

Выпады в сторону администрации попытался парировать Александр Мышев: «В Саратове 730 МКД, которые признаны аварийными. 294 МКД включены в программу расселения. Мы признаем дома аварийными на основании пакета документов, который обязаны собрать и предоставить жильцы. Мы не признаём дома аварийными сами. Это либо через суд, либо на основании пакета документов, которые собирают собственники.

Также напомню, что идёт программа переселения граждан из аварийного жилья. Сейчас будет проходить этап расселения людей, чьи дома были признаны аварийными в период с 1 января 2012 года по 1 января 2017 года.

Что касается УК, то она должна продолжать обсуживать дом до самого его сноса. Вопрос софинансирования администрацией не рассматривается. Муниципалитет может участвовать только в доле ремонта, если в доме есть муниципальная собственность. Например, если в доме всего 10 квартир, а 2 – муниципальные, то муниципалитет будет участвовать в ремонтных работах на 20%. По решению собрания собственников. Вы поймите, что аварийный дом подлежит сносу. Его нецелесообразно содержать и ремонтировать.

А вот с памятниками архитектуры проблема не только в переселении, но и с капремонтом. Эти дома не подлежат сносу, они принадлежат только реконструкции. Но непонятно, кто и за чей счёт это должен делать. Путей решения этой проблемы на сегодняшний день нет».

Михаил Жуковский и Светлана Кирюшкина попытались объяснить председателю комитета по ЖКХ, что зачастую людям приходится жить в этих домах в нечеловеческих условиях. Они проинформировали собравшихся, что в старом жилфонде часто отрубают доступ к газу и отключают электричество. Если у людей нет газа, то нет и печного отопления. Если жильцам ещё не вырубили электричество, то они включают обогреватели, чтобы не умереть от холода. Древняя проводка не выдерживает напряжения и люди горят вместе со своими домами. А сноса дома иногда ждут больше 10-ти лет. Как жить эти 10 лет?

После слово передали представителю правительства области Марине Цыгановой. Она попыталась развести понятия «аварийный дом» и «ветхое жильё». Цыганова отметила, что понятия «ветхое жильё» не существует, есть только «аварийные дома». Если дом не признан аварийным, то он в порядке. Собравшиеся отметили, что ветхого жилья в городе много, но аварийным его никто ещё не признал. Ситуация напоминает старый анекдот про Вовочку, который удивлялся, что жопа есть, а слова нет.

После Цыганова уверенно сказала, что в период до сноса дома, естественно, дом должны содержать и обслуживать. Вот только она не уточнила, где же найти столько благородных людей, которые согласятся огребать от ГЖИ и прокуратуры за ужасное состояние дома, да ещё и фактически бесплатно, а, возможно, даже в убыток себе. В конце речи же всё прояснилось: «Жилищный кодекс возложил все проблемы на собственников». Вот оно! Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали. Вот так правительство области, в лице Марины Цыгановой, пожелало всем жильцам аварийных домов удачи в этом нелёгком вопросе.

Жуковский ещё раз предложил разработать программу поддержания обслуживания ветхого или аварийного жилья. Но это была фраза в никуда.

Один из представителей УК не выдержал столь длинного словесноповторяемого потока, что задал вопрос, который, возможно, был в головах у многих из присутствующих: «Зачем мы тут сидим, если денег нет? Мы обсуждаем, как сделать что-то из ничего».

И действительно, все вопросы, которые поднимались на заседании, сводились к тому, что муниципалитет и минстрой разводили руками со словами: «денег нет», «это обязанность собственников», «нет путей решения», «это не в нашей компетенции».

Михаил Жуковский разъяснил всем собравшимся, почему они присутствуют на заседании, а не наслаждаются, например, обедом: «Мы эту проблему в очередной раз подняли. Ситуация неутешительная».

Теперь кто-нибудь отчитается о проведенной работе, важно назовет всех присутствующих на мероприятии, обозначит рассматриваемые вопросы. Если напрячься, то результаты можно высосать из пальца. Но результатов нет. Люди продолжают жить в домах, где падают потолки. Где проводка отслужила своё ещё 20 лет назад. Где в течение года текут крыши. Где нет по несколько месяцев воды. Где открылась бездна проблем полна; проблемам числа нет, бездне дна.

Текст и фото: Андрей РОМАНОВ