В Саратове Михаил Бабич и Андрей Чибис озвучили новые требования к расселению аварийного жилья

В четверг 16 октября в Саратове побывала целая плеяда руководителей федерального уровня. Областной центр был выбран для проведения двух важнейших совещаний: по строительству жилья в ПФО и переселению из аварийного жилфонда.

Но перед тем, как сесть за круглый стол в Белом зале правительства Саратовской области, высокопоставленные гости заглянули на стройку жилого района Солнечный-2. Посмотреть, видимо, было на что: полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич, замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис и руководители федеральных фондов задержались, и первое совещание началось примерно на полтора часа позже, чем было запланировано.

Вполне закономерно, что участники встречи разрешили журналистам услышать не все, и половина обоих совещаний проходила «за закрытыми дверями». Но и открытая часть оказалась богатой на новости. Какие именно — редакция ИА «ЖКХ64» предлагает подробный отчет.

ОТДЕЛЬНО О «СОЛНЕЧНОМ-2»

В новом строящемся районе высокопоставленные гости — Михаил Бабич, Андрей Чибис, гендиректор Фонда «РЖС» Александр Браверман и гендиректор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин осмотрели многоэтажки, часть квартир в которых предназначена для переселенцев из аварийного жилфонда.

«Солнечный-2», к слову, является самым крупным инвестпроектом, реализация которого ведется на землях Фонда «РЖС». Помимо жилых домов в районе появятся восемь детских садов, две школы, а также взрослая и детская поликлиники.

Полпред отметил, что к новому району приставка «микро-» никак не применима: это «такой город в городе» на миллион квадратных метров жилья. Проект комплексной застройки в «Солнечном-2» он назвал примером того, что даже в непростых условиях можно эффективно решать задачи по строительству жилья и инфраструктуры, отвечающих всем требованиям. Такого же мнения оказался и Александр Браверман.

— Совершенно показательный проект комплексного освоения участка. В совокупности со второй частью земельного участка, который находится через дорогу и который уже не наш – это 110 тысяч метров квадратных, по сути это новый город. Внутри площадочно-дорожные сети сделаны очень хорошо, доля жилья экономического класса составляет 60 процентов. По состоянию на сегодняшний день введено в эксплуатацию 4 жилых дома. Мы имели сегодня возможность посетить типичную квартиру с муниципальной отделкой — вполне достойной для того чтобы въехать туда и проживать. В этом смысле застройщик является таким базовым примером. – отметил гендиректор Фонда «РЖС».

Сейчас, по данным Бравермана, получено разрешение на строительство 27 домов на 433 тысячи квадратных метров. В 2014 году ожидается ввод одного детского сада и 14 жилых десятиэтажек площадью более 222 тысяч квадратов.

Губернатор Валерий Радаев подчеркнул, что комплексное освоение территорий ведётся с использованием государственно-частного партнерства. В новых домах 20% предоставляется муниципалитету под социальные программы, а 80% продаётся как коммерческое жильё. Это позволяет успешно решать вопросы предоставления квартир нуждающимся и льготным категориям граждан.

По мнению авторитетных гостей, опыт Саратовской области в этом направлении следует использовать в других регионах ПФО.

СОВЕЩАНИЕ 1: СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ В РЕГИОНАХ ПФО

Первым слово взял Михаил Бабич, занявший место (как бы странно ни звучало) во главе круглого стола. Каким образом реализовывать проекты по строительству жилья, как должно и как не должно работать государственно-частное партнерство – так он обозначил главную тему совещания. А целью назвал достижение понимания, чем именно можно помочь регионам в решении их проблем.

Сразу стоит отметить, что у Саратовской области особых проблем в этой сфере нет. На протяжении последних лет она занимает 5 место по объему введенного жилья в ПФО. И в начале 2014-го на каждого жителя области приходилось по 26,5 квадратных метров жилплощади – это 1 место в ПФО и 18 место по России.

«Голландские аукционы» — теперь и для муниципалитетов

Создан «Фонд содействия развитию жилищного строительства» (Фонд РЖС), нормативно-правовая база о частно-государственном партнерстве шагнула далеко вперед. Уже появились проекты, которые можно рассматривать как пилотные, в том числе район «Солнечный-2» в Саратове – наряду со всем этим Михаил Бабич напомнил руководителям регионов об одном из последних законодательных новшеств.

Принят федеральный закон и, вы знаете, подписан президентом: так называемые «голландские аукционы» — это теперь удел не только Фонда РЖС, но и ваших возможностей и вашей компетенции. – подчеркнул полпред президента РФ в ПФО. — То есть, теперь и субъекты Федерации и муниципальные образования могут проводить «голландские аукционы» — аукционы на понижение цены для застройщика по конечной стоимости квадратного метра. И такая же возможность появилась на неразграниченную землю. По согласию муниципалитета можно земельные активы вовлекать в оборот по итогам «голладского аукциона» для того чтобы иметь фиксированную гарантированную минимальную цену для потребителя.

Перепродажи жилья эконом-класса недопустимы

В своем выступлении полпред президента в ПФО четко дал понять, каких явлений он бы не хотел, а какие просто недопустимы в регионах касательно жилья эконом-класса. Напомним, что процент строительства такого жилья по решению руководства страны увеличен. Так, например, только в «Солнечном-2» в Саратове эконом-класс составит 60% общей площади жилья.

Ведение статистики и учета жилья эконом-класса — наша с вами болевая точка: считаем все по-разному, и считаем индивидуальное жилье. Мое личное глубокое убеждение: что с позиции государства не совсем корректно считать индивидуальное жилье как жилье эконом-класса, которое мы совместно ввели. – обратился Михаил Бабич к собравшимся. — Мы с вами не имеем к этому никакого отношения, люди это делают сами за свои деньги. И по большому счету наша роль там если и есть, то минимальная – а разница в статистике в разы из-за этого происходит. Происходит путаница и неправильное определение стратегических целей по увеличению объема жилья эконом-класса.

Другая проблема, которую озвучил полпред – попытки отдельных лиц нажиться на перепродаже экономичного жилья.

К сожалению, появилась негативная практика, когда мы даем необходимые ресурсы застройщику в виде земли, в виде субсидий на инфраструктуры или готовой инфраструктуры — а жилье эконом-класса продается не тем категориям граждан, которые должны были бы в первую очередь его получить. У нас есть такие примеры, ими сейчас занимаются правоохранительные органы. И сразу хочу сказать для всех, что будем этим заниматься глубоко и предметно. – заверил Бабич. — Надо сделать все для того, чтобы это жилье не появлялось потом на вторичном рынке: то есть кто-то очень шустрый прикупил подешевле, а потом по двойной цене перепродал. Очень хороший «бизнес» в кавычках, мы за этим будем внимательно следить.

Регионам ПФО предстоит подумать над составлением полных реестров льготников на жилье эконом-класса, и созданием условий для того, чтобы у этих граждан действительно появилась возможность данное жилье приобретать. По крайней мере по льготной ипотечной программе.

Программа «Жилье для российской семьи»: запуск в ПФО

О федеральной программе «Жилье для российской семьи» участникам совещания рассказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Но прежде охарактеризовал успехи ПФО в жилищном строительстве как таковом.

— ПФО отличается достаточно динамичными темпами прироста жилья, и по состоянию на сентябрь 2014-го построено на 23% больше квадратных метров по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Хотел бы здесь отметить, что Саратовская область выглядит достаточно неплохо, и как раз на 23 процента так же и по области выросло количество введенных квадратных метров. Еще я бы отметил Пермский край, Кировскую область, Оренбургскую и Самарскую области с достаточно динамичными показателями по вводу жилья. – перечислил Андрей Владимирович.

Цель программы – вводить относительно недорогое и комфортное жилье, которое смогли бы приобрести семьи, и тем самым предотвратить демографический спад.

В целом по стране в ней участвуют 65 субъектов и общий объем ввода жилья эконом-класса по данной программе превысит 19 миллионов квадратных метров. Очень здорово, что все регионы ПФО также являются участниками этой программы. Кроме одного: пока не подписано соглашение по республике Марий Эл. – озвучил Андрей Чибис.

Сейчас, по его словам, в рамках программы ведется работа по утверждению порядка отбора земельных участков, застройщиков и самих проектов. Восемь регионов ПФО уже утвердили соответствующий порядок (Мордовия, Татарстан, Пермский Край, Удмуртия, Нижегородская область, Пензенская, Самарская область и Чувашская республика), и в семи из них сейчас проходит отбор проектов, а остальных федералы просят ускориться.

Строительство инфраструктуры теперь экономически целесообразно

Вы знаете, что главным сдерживающим фактором по развитию доступного по цене жилья является создание инфраструктуры – инфраструктуры инженерной и социальной. И мы впервые нашли достаточно рациональный и экономически целесообразный механизм строительства этой инфраструктуры. Он абсолютно рыночный. Суть в том, что для участников программы «Жилье для российской семьи», если цена продажи жилья не превышает 30 тысяч рублей за метр (если же цена в субъекте ниже 30, оно продается со скидкой в 20 процентов) – то участники этой программы фактически получают компенсацию на строительство инфраструктуры в размере 4 тысяч рублей на квадратный метр. – продолжил Андрей Чибис свой рассказ о нюансах программы.

Очень важно, отметил он, что бюджетные деньги не просто направляются на строительство проектов. Прежде было много случаев, когда строилась мощнейшая инфраструктура – а потом оказывалась не окупаема. Теперь же она строится на кредитный ресурс и может окупаться хитрым способом.

Здесь запущены кредитные механизмы, когда сам застройщик кредитуется, строит инфраструктуру, эта инфраструктура выкупается по механизму, предложенному «АИЖК», и финансируется фактически инфраструктурная облигация, в итоге застройщик возвращает те кредитные ресурсы, которые получил. Более того, в рамках программы «Жилье для российской семьи» застройщик сможет кредитоваться по величине процентной ставки гораздо ниже рыночной, так как «АИЖК» будет оказывать поддержку банку. Это принципиально важное дополнение в этой программе. – подчеркнул Чибис.

Также замминистра строительства и ЖКХ РФ добавил, что граждане, которые будут брать ипотечный кредит на приобретение жилья по проектам программы, будут иметь право на льготную ипотеку. Таким образом застройщику дают возможность построить инфраструктуру, которая будет окупаема в рамках долгосрочных тарифов, а жители получат поддержку за счет государства в виде льготной ипотеки.

СОВЕЩАНИЕ 2: РАССЕЛЕНИЕ АВАРИЙНЫХ ДОМОВ В ПФО

До 2017 года людей и метров предстоит расселить больше, чем за предыдущие годы, практически в два раза – с такой установки полпред Михаил Бабич начал свое выступление на совещании по переселению граждан из аварийного жилья.

И то мы вынуждены констатировать, что это аварийное жилье, признанное таковым на 2012 год. А оно выходит из строя и дальше, характеристики ухудшаются. И нам в последующие годы предстоит решать проблему того жилья, которое выйдет из строя и будет признано аварийным после 2012 года. – озвучил полпред.

Чтобы напряженную программу возможно было реализовать, был введен ряд послаблений для регионов, но с одновременным ужесточением ответственности. Речь на совещании шла в основном об изменениях в законодательстве, о реальных показателях в регионах и о том, на что обратить внимание, чтобы работать без сбоев.

Для Саратовской области эти вопросы крайне актуальны, так как по доле аварийного жилфонда, подлежащего переселению до 2017 года, она занимает 5 место по России и второе среди субъектов ПФО (после республики Татарстан).

Исключать из программы можно только муниципалитеты

За последнее время существенно упростился порядок подачи заявок в Фонд ЖКХ и включения регионов в программу. А вылететь из программы, наоборот, стало сложнее.

Изменился порядок исключения из программы. То есть, исключается сейчас не субъект, а то муниципальное образование, которое допустило нарушение, не позволяющее выполнять программу в соответствии с ее условиями. Самая большая наша проблема – дефицит средств в региональных бюджетах. В этой части сегодня совокупный дефицит составляет порядка 16 миллиардов – это то, что сегодня не обеспечено трехгодичными бюджетами, которые в регионах принимаются. Тем не менее и в соответствии с указом президента, и в соответствии с программой, которая принята, нам необходимо будет найти возможности как финансовые так и организационные для того, чтобы программа исполнялась и тот объем аварийного жилья, который определен сегодня, до 2017 года был полностью расселен. – сказал Михаил Бабич.

Усиление поддержки для регионов…

Набор предложений, как изменить ситуацию в сфере ЖКХ, был сформирован еще в начале года, и некоторые из них с тех пор удалось реализовать. О том, что же изменилось, участникам совещания подробно рассказал замминистра Минстроя РФ Андрей Чибис.

В условиях бюджетного дефицита и сокращения расходов нам удалось добиться увеличения финансирования на реализацию этой программы: было выделено 34,6 миллиарда рублей. Даже на предпоследнем секвестре, когда резали все, нам удалось всем вместе деньги на аварийное жилье отстоять. – сообщил Андрей Владимирович. — Это позволило довести долю софинансирования в среднем по субъектам до 48 процентов. В целом все субъекты за исключением восьми, которые имеют высокую долю бюджетной обеспеченности, софинансируют переселение от 30 до 50 процентов со своей стороны. Средняя доля: меньше 50 процентов со стороны региональной власти.

Лимиты, целевые показатели и деньги по каждому субъекту закреплены актами правительства РФ. Это позволяет заранее планировать соответствующую программу, проводить торги. В то же время удалось упростить перечень условий по предоставлению поддержки. Оттуда убрали целый набор показателей, по которым было много дискуссий, и оставили три ключевых. Их Андрей Владимирович счел нужным перечислить:

1) все необходимые акты, связанные с региональной системой капитального ремонта и ее запуском.

2) дорожная карта по развитию ЖКХ, которую должно утвердить высшее должностное лицо РФ – это условие действует с 2015 года. Соответствующая форма утверждена, рекомендуемые мероприятия в ней прописаны — это некая подсказка к тому, что нужно делать.

3) план постановки на кадастровый учет земельных участков под снесенными аварийными домами, чтобы вновь вовлекать эти участки в оборот.

Помимо того, сроки рассмотрения заявок Фондом ЖКХ были сокращены в три раза: с 30 до 10 дней.

… и крупные штрафы за срывы показателей

Одновременно с усилением финансирования были ужесточены условия срыва целевых показателей. Сегодня каждый субъект РФ заключает дополнительные соглашения, что в случае срыва целевого показателя – не заселения конкретной семьи в конкретную квартиру, штраф составит 5 тысяч рублей в сутки по каждому жилому помещению. За непредоставление отчета – штраф 100 тысяч рублей, за предоставление некорректной информации – 500 тысяч рублей.

В настоящее время на сайте Минстроя запущена система, которая позволит любому гражданину выявить самый дорогостоящий вид нарушения. Размещена информация по каждому субъекту, можно спуститься вплоть до дома и прочитать, выполняется контракт или нет. Картинка по каждому субъекту также присутствует: там, где есть срыв по срокам выполнения контракта идет выделение красным, где затянуто на небольшой срок – желтым, а где все в порядке — зеленым. И вот эти данные подают регионы.

За некорректную информацию 500 тысяч штрафа почему — потому что это дискредитирует эту программу. Если представитель СМИ заходит в систему, а там на самом деле картинка совсем другого дома, это дискредитирует вообще большую работу, которая сегодня производится. – констатировал замминистра Минстроя РФ. — Мы провели уже больше ста проверок выездных и часть из них проходит абсолютно непредсказуемо. В одном из субъектов, не Приволжского округа, я просто развернул машину, не предупредив никого, и заехал на объект. По системе там все закончено, все хорошо, дом заселяется – а там в активной фазе бригада работает, стройка идет и так далее. А по отчетам сказали, что все хорошо. Поэтому мы в рамках соглашений о дополнительной финансовой ответственности будем очень жестко к этому относиться и штрафовать, не давая ту часть денег, которая накопились в виде штрафных санкций.

Также принято решение, что на каждом аварийном доме, который признан таковым до 2012 года и включен в программу переселения, должна появиться информационная табличка. Чтобы каждый житель дома знал, в каком месяце какого года он переедет, а когда будет заключен контракт – еще и куда он переедет. За наличием таких табличек Чибис попросил следить в том числе и журналистов.

Назван аутсайдер по переселению в ПФО

На сегодняшний день ПФО является одним из самых эффективных в работе по переселению из аварийного жилья, и в системе на сайте Минстроя он самый зеленый. Однако отдельные области все-таки начали краснеть.

Ульяновская область у нас не выполнила программу 2012 года, заявка 2013 года вообще не подавалась, и все что касается переселения сегодняшнего — там идет просто катастрофический срыв этой программы. – отметил Андрей Чибис. — Единственный субъект ПФО, у которого нет вообще никакой информации в системе – это есть область Ульяновская. Поручения разобраться губернатору давались, в системе по-прежнему ничего нет. Это единственный субъект который в этом направлении не смотрит.

Среди отстающих по целевым показателям также был отмечен Татарстан. А в их выполнении по итогам года в Саратовской области высокопоставленные гости не усомнились. Но попросили обратить внимание на движение сроков по отдельным контрактам.

Срыв целевых показателей оправдает лишь стихийное бедствие

Нам дано право в исключительных случаях – в случае наличия непреодолимых препятствий, понятно что есть стихийные бедствия, корректировать целевые показатели. При наличии обоснований можно скорректировать их путем внесения изменений в распоряжение правительства. Но так как это решение принято вице-премьером, то я еще раз повторю, что это исключительный случай: по каждому контракту и дому должно быть представлено объяснение, почему его нельзя было ввести в эксплуатацию. Никаких других обстоятельств, которые освободят от финансовой ответственности, нет. Если, извините, «просто не успели выполнить контракт» — такие показатели мы менять не будем. – подчеркнул Андрей Чибис.

За качество жилья чиновники ответят перед законом

К вопросу о том, что переселенцам из аварийного жилфонда нужно предоставить не квадратные метры, а именно комфортное жилье, Андрей Владимирович привел пример из Брянской области, хотя она и не относится к ПФО:

В Брянской области три года назад построены дома, 170 семей из аварийного жилья переселены в эти дома. Из 10 домов шли два года жалобы – региональные власти не реагировали… прошлые региональные власти. Теперь, когда этот вопрос подняли, провели экспертизу несущих конструкций, как это было построено, выясняется: через год мы («мы» — это региональный бюджет) должны 8 из 10 домов переселить вновь. Восемь из десяти домов! Поэтому просьба особое внимание на то, какие дома вводим в эксплуатацию, и в какие дома мы заселяем. Любое переселение вновь и дополнительные траты из бюджета – мы должны с вами понимать, что это зона ответственности тех чиновников, которые принимали исполнение обязательств по госконтракту. В том числе ответственность в рамках уголовного кодекса за причинение вреда бюджету.

В ПФО подобных примеров чиновник не встречал. Но добавил, что нет людей здоровых, а есть недообследованные.

Ответственность не зависит от результатов выборов

Об этом в ходе совещания заявил еще один из почетных гостей – председатель наблюдательного совета Фонда ЖКХ Сергей Степашин. Его выступление было не самым долгим, но, пожалуй, самым эмоциональным. Несколько раз он повторил, что тема аварийного жилья сегодня – номер один.

Не раз об этом говорилось, в том числе на госсовете президентском больше года назад. Тогда Владимир Владимирович назвал потрясающе негативную цифру. Она потом несколько скорректировалась итогами года, но 4% по программе переселения из аварийного жилья… ну, надо отдать должное Владимиру Владимировичу – все остались на своих местах. И, естественно, вот это совершенно неудовлетворительное решение проблемы сделало тему одной из президентских задач. Я специально об этом говорю, потому что вы знаете: если глава государства за что-то берется, то он этот вопрос не выпускает из контроля. Еще раз хочу обратить ваше личное внимание: выполнение программы переселения из аварийного жилья – одна из самых приоритетных задач в деятельности руководителя субъекта РФ. Вопрос, поверьте мне, будет ставиться о личной ответственности и в независимости от результатов выборов. Я прошу довести до своих руководителей: тема аварийного жилья – номер один. – заявил Сергей Степашин.

Также Сергей Вадимович констатировал, что в следующем году доходная часть бюджетов практически всех субъектов страны будет, мягко говоря, напряженной. И софинансирование 50 на 50 – это на сегодняшний день хорошо: до санкций, серьезных проблем с инфляцией, падения курса рубля и цены на нефть. И призвал просчитать все так, чтобы ситуация следующего года не стала неожиданностью.

Список проблем ПФО, которые мешают переселению из аварийного жилья

Конкретные проблемы, которые препятствуют реализации программы в конкретных регионах, Сергей Степашин перечислил по итогам 11 плановых выездных проверок в ПФО:

1) нарушение сроков реализации программ по переселению граждан: Пермский край, республика Мордовия, Ульяновская область;

2) низкие темпы сноса аварийного жилья: Саратовская область, Самарская область.

Кстати, как ни странно, никакими нормативными документами сроки сносов не предусмотрены. Уже все, люди выселены, стоит эта хламадаманида — непонятно почему она не снесена и почему там уже не реализуются иные проекты. Только недавно побывали в одном из городов Владимирской области – маленький такой городишко, и везде там стоят эти страшные «дома Сталинграда», как я их называю по факту. – эмоционально прокомментировал Степашин.

3) нарушение порядка расходования средств Фонда: республика Башкортостан, республика Мордовия, Чувашская республика, Пермский край;

4) несоблюдение условий о необходимости согласования актов приемки работ с органом местного самоуправления: республика Башкортостан, Пермский край;

5) нарушения, которые допущены при выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда: Татарстан, Пермский край;

6) низкие темпы реализации первого этапа программы переселения – в 11 из проверенных регионов, почти во всех;

7) неполное заключение муниципальных контрактов на строительство и приобретение жилых помещений: Татарстан, Чувашская республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская области.

8) низкая строительная готовность возводимых объектов: республика Башкортостан, Удмуртия, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская область.

Основными причинами низких темпов реализации программы переселения являются, по мнению представителей Фонда ЖКХ, в том числе:

— неоптимальный выбор способа переселения: отмечен в Чувашии, Пермском крае, Самарской области.

— отсутствие сформированных земельных участков: Кировская, Оренбургская и Нижегородская области.

— недостаточность средств в бюджетах муниципальных образований: Саратовская область, Нижегородская область.

Какой будет программа переселения после 2017-го

В том, что программа переселения из аварийного жилфонда продолжит действие и после 2017 года, сомневаться не приходиться. Некоторые моменты, как она может выглядеть, были озвучены на совещании в Саратове.

Я хотел бы с вами поделиться, как мы будем жить дальше, после того как выявим, сколько у нас аварийного жилья признано после января 2012 года. По нашим предварительным подсчетам его будет больше, чем было признано до января 2012 года. И динамика будет, естественно, увеличиваться — давайте с этим согласимся. Еще у нас есть с экспертами цифра: на решение проблем аварийного жилья нужно порядка 1,8 триллиона рублей, и никто их нам конечно с вами не даст. – констатировал Сергей Степашин.

При этом надеяться на то, что будет и дальнейшее увеличение бюджетного софинансирования по программе, регионам не приходится.

Мы должны думать о том, что будет с Фондом и со стратегией переселения из аварийного жилья после 17 года – закон заканчивает свою деятельность. Да, Владимир Владимирович своим решением продлил деятельность Фонда, но что будет дальше? Как будет осуществляться работа? Скорее всего, у нас будет консолидация всех этих фондов: Фонда ЖКХ, Фонда РЖС. Кстати сейчас идет проработка в правительстве — и я секрета Полишинеля из этого не делаю. – озвучил Сергей Вадимович.

Как сообщил по этой теме Андрей Чибис, через неделю на сайте Минстроя будет опубликовано распоряжение, каков будет порядок по расселению аварийного жилья после 2017 года.

Забегать вперед не буду. Скажу только, что в 2015 году, согласно распоряжению правительства, все субъекты РФ обязаны подготовить реестры домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. До конца 2015 года у вас есть время. Чтобы мы могли увидеть все цифры и посчитать финансирование. – заключил замминистра строительства и ЖКХ РФ.

Фото: saratov.gov.ru, ИА «ЖКХ64», izvestia.ru