Вопрос с повышением цен в общественном транспорте в Саратове закрыли на полгода

Вопрос с повышением цен в общественном транспорте в Саратове закрыли на полгода

Перевозчики отказались от повышения из-за общественного резонанса, общественники вспомнили про совесть, а депутаты предложили создать «защиту от дурака»

Сегодня, 13 августа, в мэрии состоялось заседание, где обсудили возможное повышение стоимости проезда в общественном транспорте Саратова.

Напомним, около недели назад в СМИ прозвучала информация, что проезд планируют повысить с 23 до 28-30 рублей. Но 8 августа глава города Михаил Исаев сделал публичное заявление, в котором пообещал не допустить повышения цен.

На сегодняшний день мэр не изменил свою позицию по данному вопросу: «Повышение стоимости проезда в общественном транспорте коснется каждого жителя, который пользуется общественным транспортом, целой семьи. Моя позиция в этом вопросе принципиальна. Резкое повышение тарифа на 7-9 рублей — не логично.

Я напомню, что в апреле, когда были конкурсные процедуры, были определены условия для каждого игрока, была конкурентная борьба. Борьба была от 2 до 6 перевозчиков на каждый маршрут. Процедура была: один маршрут — один лот, принимало участие более 20 игроков. Это была жесткая конкурентная борьба. А перевозчики — в первую очередь бизнесмены. То есть выгода от установленного тарифа есть. И когда мы говорим, что за четыре месяца этот тариф стал невыгоден… Я считаю, это от лукавого».

На заседании были обозначены условия, которые перевозчики обязаны выполнить для повышения тарифа. Так, юридические лица обязаны за 180 дней письменно уведомить комитет дорожного хозяйства администрации о таком решении, а также разместить объявления в салонах автобусов. Никаких объявлений в салонах не было, поэтому условия не выполнены. И повысить тариф в ближайшие 180 дней никто не сможет.

На мероприятии были озвучены перевозчики, пожелавшие увеличить стоимость проезда. Директор МКУ «Транспортное управление» Сергей Бровкин сказал, что это ООО «Экспресс-сервис плюс» (маршруты №37 и №37А), ИП Данилов (маршруты №21, №27, №79 и №82), ИП Малышев (маршруты №9, №15, №23, №25, №48, №52, №54, №64Д, №76, №85, №94 и №103), ООО «Правовое сопровождение» (маршрут №65) и простое товарищество ИП Лисин и Хвалынское АТП (маршруты №10, №49, №78, №81, №108 и №230).

Бровкин напомнил, что в феврале этого года было размещено извещение о конкурсе на перевозки, объявлено 88 лотов, в апреле подведены итоги. По 72 маршрутам компании приступили к перевозке. Всего было заявлено 25 перевозчиков. На каждый лот подано до пяти заявок. Были поданы заявки от перевозчиков не только из Саратовской области, но из других регионов, что свидетельствует о конкуренции и спросе.

После этого слово предоставили перевозчикам, но выступить решился лишь представитель перевозчиков ИП Малышев и ИП Данилов: «Учитывая общественный резонанс, мы не собираемся в ближайшее время повышать тариф».

В этом заявлении удивляет то, что одно из условий для повышения тарифа не было соблюдено вовсе. Так что это не красивый жест со стороны бизнеса в сторону саратовцев, а лишь недочет, который, возможно, скоро будет устранен.

Казалось бы, для повышения цены, вероятно, должно повыситься качество услуги. Но салоны автобусов остаются грязными, кондиционеры в транспорте не появились, водители продолжают хамить пассажирам, нарушают правила дорожного движения, курят, разговаривают по телефонам, часто после 10 вечера единственный вариант куда-то добраться — такси. Напомним, в автобусах до 1 июля должны были ввести возможность безналичного расчета. Это до сих пор не сделано. Лучше не стало от слова совсем. За что люди должны платить больше? Именно этот вопрос действительно волнует саратовцев.

На заседании также выступили общественники. Сначала слово предоставили представительнице общественного совета жителей поселка Солнечный-2 Татьяне Никитиной.

«Маршруты, которые ходят у нас — №8, №67, №74. С марта прошлого года «восьмерка» и «шестьдесят седьмой» стали ходить к нам нормально. До этого попасть в Солнечный-2 и уехать из него после 8 вечера было невозможно. Но пришла новая компания на «восьмерку» и «шестьдесят седьмой». Перевозчик работает на тех же машинах. Машины старые, машины ржавые. Этот перевозчик нанял пожилых мужчин, которые иногда путают газ с тормозом. Ситуация стала ещё хуже. Теперь опять от нас нельзя уехать, к нам нельзя приехать после 8 вечера. Приходится добираться с пересадками. Если сейчас повысят тариф, то это будет большая нагрузка на семью. Это огромные затраты. Но тарифы же можно не только повышать, но и понижать. Понизьте тарифы. Покажите пример социально ответственного бизнеса. Но делать этого никогда в жизни не будете.

Михаил Александрович, я очень сильно сомневаюсь, что ваша команда сможет что-то контролировать. Я не верю, что то, что здесь будет сказано, будет исполнено. Я не верю господину Бровкину. Я считаю, что что-то изменится только тогда, когда за каждым маршрутом будет реальный контроль. Когда будет человек, прикрепленный к маршруту, который будет ездить по утрам, по вечерам. И если эти люди будут нести ответственность за эту работу», — отметила Никитина.

Член городской общественной палаты Борис Кузнецов заявил, что самый главный контроль — наша совесть и чувство ответственности.

«Мне не будет приятно, если мою совесть будет контролировать кто-то другой», — высказался общественник.

Стоит отметить, что это правильная мысль, но наше общество ещё не созрело до такого уровня самоконтроля, чтобы эту мысль можно было считать эффективной.

Далее выступил гордеп Виктор Марков: «Нужно сосредоточиться на ситуации с повышением тарифов. Как так получилось, что у нас все тарифы нерегулируемые? Насколько я знаю, в других регионах только часть тарифов не регулируются, а на значимых маршрутах они регулируемые. Нужно изучить более глубоко юридическую составляющую. Сегодня они не разместили объявление в автобусах, завтра разместят. Что дальше делать будем? Нужно придумать какую-то юридическую защиту от дурака. В том случае, если тарифы будут повышать немотивированно. Кто встречался с перевозчиками и интересовался, почему они это сделали? У них такая ситуация экономическая? Им невыгодно за 4 месяца стало перевозить. Или это сговор? Если это сговор, то в какие органы мы обратились».

Представитель правового управления администрации Саратова заявил, что чиновники подготовили заявление в УФАС по Саратовской области.

Далее слово предоставили депутату облдумы Николаю Бондаренко.

«Для меня всё это смешно звучит. Эта наивность, которая здесь озвучивается. А как так получилось, что это произошло? Два года назад по инициативе администрации городская дума приняла постановление о нерегулируемых тарифах. Вы говорите, что цена поднимется на 7-9 рублей. Но так он и прошлый раз поднимался 30%, и позапрошлый. Сейчас дума отошла от этого вопроса и выглядит всё так, будто бизнес плохой. Но в этой ситуации есть конкретные виновники. И есть путь исправить эту ситуацию — отменить постановление о нерегулируемых тарифах. Если бы не было общественного резонанса, никто бы этих слушаний не проводил. Спокойненько бы ручки потерли и замечательно обложили людей очередным неподъемным бременем. Уровень благосостояния жителей Саратова один из самых низких в России. Это администрация и депутаты создали такую ситуацию. Сейчас вы ищете виновных? Это помните, как в шоу «Наша Russia» ходил консьерж, который сам гадил в подъезде, а потом ходил и говорил: «А кто это сделал? А как это получилось?» Вот тут я не вижу никакого отличия», — заявил Бондаренко.

Между тем тема цен и тарифов остается довольно острой для жителей города и области. При наличии весьма низкого качества обслуживания в общественном транспорте стоимость проезда за последние четыре года уже поднимали два раза, при этом рост зарплат остается довольно низким, в апрели этого года эксперты «РИА Новости» поставили наш регион на 52-е место по уровню заработной платы. Новое повышение цен сильно ударит по карманам саратовцев. Не стоит забывать и о передаче в концессию саратовских тепловых сетей, что также приведет к росту тарифов (как было в случае с «КВС»). Так что неудивительно, что рядовые горожане приняли новости о повышении цен в автобусах в штыки. Назвать этот вопрос решенным пока нельзя — еще неизвестно, что решит УФАС, так что проблему пока отложили в долгий (правда неизвестно насколько долгий) ящик. Будет ли он решен — зависит во многом от политической воли городского руководства. Такая вот своеобразная проверка на крепость. Пройдут ли они ее?

Текст: Андрей РОМАНОВ