Лидерство: гендерные стереотипы отступают

Лидерство: гендерные стереотипы отступают

Лидер глазами россиян — это в первую очередь тот, кто умеет вдохновлять других и вести за собой (62%), чаще такое определение лидера называли женщины (70%). По мнению половины опрошенных, лидер также должен уметь организовать команду (53%), он пользуется уважением коллег (35%), достиг высокого уровня профессионализма (32%) и влияет на принятие важных решений на работе (22%). Данное исследование подготовленно рабочей группой комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров при участии KFC Russia, Mastercard, PepsiCo, VTB Capital.

Более половины россиян считают, что предрасположенность к лидерству не зависит от гендера (58%). Треть респондентов думают, что мужчины более предрасположены к лидерству (32%), в первую очередь потому, что так принято в обществе (7%) и вследствие их сильного характера (6%). Каждый десятый, напротив, считает женщин более предрасположенными к лидерству (8%), поскольку они внимательные (1%), более ответственные (1%) и могут вести за собой мужчин (1%).

К женскому лидерству россияне относятся нейтрально или позитивно (49% и 47% соответственно). При этом позитивное отношение чаще демонстрируют женщины (58%) и жители городов с населением менее 50 тыс. жителей (55%), ПГТ и сёл (51%). Лишь 4% респондентов декларируют негативное отношение к тому, что женщины могут занимать руководящие должности и посты.

По мнению четверти россиян (25%), есть сферы, в которых следует руководить именно женщинам. В частности, к таким сферам относят: гуманитарные отрасли и образование (6%), медицину (5%), воспитание детей и дошкольное образование (3%), сферу красоты и моды (2%). Помимо этого, каждый пятый опрошенный считает, что во всех сферах должно быть поровну руководителей обоих полов (19%), а каждый второй думает, что пол руководителя не имеет значения (47%).

В топ-3 причин, способствующих тому, чтобы женщина стала руководителем при наличии достаточного профессионального опыта, вошли личные качества женщины (45%), желание и личная заинтересованность (так считают 37% среди россиян в целом и 42% среди женщин) и поддержка окружающих (25%).

Факторами, ограничивающими успешность карьеры женщины, являются нежелание или отсутствие заинтересованности в этом (36%). При этом среди женщин об этом говорят 40% опрошенных, а среди мужчин эта доля – 31%. Также среди барьеров упоминаются отсутствие лидерских качеств (35%) и возложенные на женщину семейные обязанности (31%).

Относительно распределения обязанностей в различных сферах жизни между мужчиной и женщиной большинство россиян придерживаются мнения о необходимости их равномерного распределения (71% среди россиян в целом, 77% — среди женщин, 80% — среди жителей двух столиц, 75% — городов с населением менее 50 тыс. человек). О том, что хозяйственные дела должны быть возложены на женщину, говорят 19% опрошенных, чаще — мужчины (21%) и жители городов с населением 50-100 тыс. человек (28%). Мнение, что хозяйственные дела — мужской удел, выражают 6% опрошенных, чаще — представители мужской аудитории (9%).

За равные обязанности в сфере воспитания детей выступают 82% россиян, чаще женщины — 85%, жители столиц (85%) и городов с населением 500-950 тыс. человек (85%). О том, что воспитание детей — женская обязанность, говорят 13% респондентов, а о том, что мужская — 4%.

Финансовое обеспечение, по мнению 59% россиян, должно быть возложено на мужчину, и они чаще других сами заявляют об этом (66%). Солидарны с ними жители городов с населением 500-950 тыс. человек (66%). О том, что данная обязанность должна быть распределена одинаково между представителями обоих полов, говорят 36% опрошенных, чаще — женщины (43%), жители столиц (52%) и городов-миллионников (41%).