Эксперты оценили закон о комплексном развитии территорий. Учтет ли он мнения жителей?

Эксперты оценили закон о комплексном развитии территорий. Учтет ли он мнения жителей?

Законопроект о комплексном развитии территории во вторник был принят Госдумой в первом чтении. По мнению экспертов, опрошенных ТАСС, в случае принятия закон позволит решить сразу несколько задач: обновить жилищный фонд, учитывая при этом мнение граждан, согласовать существующие сегодня меры (такие как ликвидация аварийного жилья, капитальный ремонт или развитие комплексных территорий) и поддержать исполнение одной из национальных целей развития России до 2030 года по обеспечению граждан жильем.

Законопроект был внесен группой сенаторов и главой комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгением Москвичевым. Он, в случае принятия, даст возможность проводить реконструкцию жилья во всех регионах РФ при согласии 2/3 собственников или нанимателей квартир в многоквартирном доме. Регионы при этом будут наделены полномочиями по определению порядка формирования и утверждения адресных программ, а также технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в эти программы.

Пробелы регулирования

Сегодня в законодательстве существуют несколько форм обновления жилищного фонда: это ликвидация аварийного жилья, капитальный ремонт, развитие застроенных территорий, комплексное освоение территорий и комплексное развитие территорий. Но все эти формы решают свои специфические задачи, не согласованы между собой и даже порой пересекаются друг с другом, полагает старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики» Александр Кнутов. «Реализация крупных проектов по обновлению жилищного фонда требует унифицированного механизма. Поэтому принятие нового закона, который на комплексном уровне урегулировал бы все правоотношения в рамках таких проектов, упростит и ускорит их реализацию«, — полагает он.

В действующем законодательстве, по мнению экспертов, плохо урегулированы вопросы решения проблем не с отдельным домом, а, к примеру, с целым городским кварталом, где сконцентрировано ветхое и аварийное жилье. Есть сложности и с точки зрения финансирования и управления такими проектами, а также по линии привлечения частных инвестиций.

Как рассказала главный архитектор Краснодара Наталья Машталир, принятие закона особенно важно для таких быстрорастущих регионов как Краснодарский край, и позволит решить проблему нехватки социальных объектов в крупных и быстроразвивающихся городах. «Другим способами мы никак не сможем наших девелоперов обязать проекты планировок территорий выполнять. Этот законопроект поможет непосредственно соблюдать все эти нормативы«, — отметила Машталир.

Спросите жителей

Одной из важных особенностей законопроекта является необходимость согласия жильцов расселяемых домов для реализации проектов комплексного развития территории. Например, сейчас оно не требуется, если дом признан аварийным. Также действующие правила комплексного развития территорий допускают изъятие земельного участка, на котором расположен сносимый дом (и, соответственно, все помещения в нем), для государственных или муниципальных нужд без согласия жильцов, даже если такой дом не признан аварийным. «Мнение граждан учитывается только в рамках процедуры проведения публичных слушаний, но не является обязывающим для органов власти«, — сказал Кнутов.

Новый закон, уверен эксперт, позволит увеличить гарантии защиты прав граждан. Рассматриваемый законопроект, помимо процедуры публичных слушаний, предполагает введение более жесткой для власти формы учета мнения граждан. Согласно ему, для включения конкретного дома в программу по сносу и реконструкции потребуется получить согласие не менее 2/3 собственников и нанимателей жилых помещений в данном доме. «Более того, даже после включения дома в программу, если вдруг его жители передумают, то можно будет до определенного момента выйти из нее. Для этого на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за выход из программы должно проголосовать более 1/3 собственников помещений в этом доме«, — подчеркнул собеседник агентства.

В итоге документ направлен на решение проблем, связанных с устаревшим, предаварийным жильем, так называемыми «хрущевками» и панельными пятиэтажками во многих городах, которые невозможно расселить в установленном сегодня порядке, сказал директор Центра территориальных изменений ИПЭИ РАНХиГС, председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, зампред Общественного совета Ростуризма, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов.

Адаптация к регионам

Максимов отметил, что успешный опыт Москвы по реализации программы по переселению из аварийного жилья важно адаптировать к разным регионам страны.

«Этот опыт необходимо учесть при доработке принятого в первом чтении законопроекта о комплексном развитии территорий», — сказал он. В Москве, напомнил эксперт, идет обновление только типовой жилой застройки. «Однако предмет законопроекта шире, а в структуру микрорайонов могут вклиниваться, например, индивидуальная жилая застройка, гаражи, дачи, точки современного жилья, деловая и социальная инфраструктура. Для каждого типа объекта должны быть предусмотрены отдельные механизмы согласования решений с собственниками/владельцами и компенсации для них«, — подчеркнул Максимов.

Вопросы жилья — одни из ключевых в указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», подписанном президентом РФ Владимиром Путиным в июле этого года. Документ предусматривает обеспечение граждан комфортной и безопасной для жизни средой, улучшение жилищных условий не менее чем для 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год.

«Вопросы освоения свободных территорий под жилищное строительство, благоустройство общественных пространств очень важны. Кроме того, поставленные в указах президента национальные цели, включающие обеспечение граждан жильем, требуют обновленного нормативно-правового регулирования. В этой связи и встает задача более широкого обсуждения деталей данного законопроекта и других предложений«, — полагает руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Климанов.