Эксперты «ЖКХ-64»: о тарифах, господдержке капремонта и кадровом голоде в ЖКХ

На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает еженедельную рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1) Министерство строительства и ЖКХ РФ предлагает разрешить регионам самим определять индексы роста тарифов на отдельные виды коммунальных услуг в рамках установленного федеральным центром роста совокупного платежа. По мнению замглавы ведомства Андрея Чибиса, это позволит регионам проводить болею гибкую политику в вопросах тарификации, повышая цены на, допустим, электричество, но компенсируя это низкими ценами на тепло или газ, в зависимости от ситуации. Кроме того, эта мера может обеспечить привлечение инвестиций и заключение новых концессий в сферах водоснабжения и теплоснабжения.

Каково Ваше отношение к такой инициативе Минстроя?

2) В следующем год Минстрой Рф планирует заняться господдержкой системы капремонта. В случае, если собственники жилья возьмут кредит на проведение ремонтных работ в своем доме, им будет предоставлен льготный кредит со ставкой около 10%. Сейчас рассматриваются два варианта господдержки: субсидирование либо процентной ставки, либо часть кредита, например, первоначальный взнос.

Каково Ваше мнение относительно этой инициативы Минстроя. Что бы Вы могли предложить, если не согласны с ней?

3) Как сообщила пресс-служба Минстроя РФ, в российских вузах в новом учебном году (2016/17) начнут готовить специалистов жилищно-коммунального хозяйства: инженеров в сфере ЖКХ, бухгалтеров, разбирающихся в жилищных проблемах, техников и т. д., всего — около 150 специальностей.

Как Вы считаете, насколько остро стоит вопрос кадрового голода в сфере ЖКХ, и какими мерами туда можно привлечь молодежь?

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
1)Это очень сложный вопрос. С одной стороны, это действительно может сыграть положительную роль, и собранные деньги, допустим, помогут навести порядок в коммунальном хозяйстве. С другой стороны, в некоторых регионах власть может поставить политические интересы во главу угла, назначить низкие тарифы, и тогда собранных средств не хватит даже на поддержание ЖКХ на плаву. Так что, мне кажется, что если подобное решение и будет принято, центральная власть все равно оставит себе какие-нибудь рычаги влияние на тарифообразование. И еще, решая вопросы о тарифах, региональные власти, по моему мнению, должны будут стать более открытыми, доступно объясняя населению, откуда взялись такие цифры, и на что пойдут собранные деньги. Если население увидит, что, хотя цены и выросли, но в то же время меняется к лучшему качество жизни, и можно проследить, куда идут народные рубли, то проблема с должниками может практически исчезнуть сама собой.

2)Идея мне кажется очень хорошей. Но, с другой стороны, у нас, к сожалению, не так много домов со сплоченным коллективом жильцов, которые бы принимали самое активное участие в жизни дома. Для таких домов, с активными жильцами, такая государственная помощь была бы очень кстати, позволила бы не ждать тридцать лет запланированного ремонта, а провести его в самые ближайшие сроки, и потом спокойно уже выплачивать взятый кредит, пользуясь помощью от государства. К сожалению, подобные меры — это последствия впопыхах принятого закона о капремонте, к которому не успели подготовиться ни регионы, ни население. Так что теперь Минстрой РФ всеми силами пытается вытянуть исполнение программы, которую, естественно, никто не будет отменять.

3)Мы столько раз уже обсуждали этот вопрос на заседаниях областной Думы, Общественной палаты и различных круглых столах, что я даже не буду говорить о его актуальности. Проблема есть, и проблему надо решать. То, что Минстрой решил заняться подготовкой специалистов в этой области, это очень верный, хоть и несколько запоздалый шаг. В сфере ЖКХ крайне не хватает грамотных специалистов на всех уровнях. Что касается вопроса, как привлечь молодежь, то скажу так — деньгами. Я слежу за ситуацией на бирже труда, и, думаю, не открою Америки, сказав, что сейчас рынок переполнен всевозмжными экономистами и юристами, которые, порою, не могут устроиться на работу с зарплатой в 10 тысяч рублей. Если представители ВУЗов и техникумов пойдут по школам и будут объяснять ученикам о преимуществах своих профессий, обещая гарантированное трудоустройство, это может сыграть свою роль. Да и взрослые тоже могут пройти соответствующие курсы переквалификации и прийти в сферу ЖКХ нужным и полезным специалистом. Ведь многоквартирных домов у нас крайне много, а специалистов на них не хватает. Так что я абсолютно поддерживаю эту инициативу Минстроя.

Павел ДУКСИН, адвокат, эксперт в сфере ЖКХ:
1) Полностью поддерживаю инициативу Минстроя России, поскольку невозможно уравнивать благосостояние наших граждан от Калининграда до Владивостока. Безусловно, решение подобных вопросов должно носить дифференцированный характер, с учетом климатических (расходы на отопление) и экономических (ВВП на душу населения) особенностей.

2) Мне кажется, данная мера несколько преждевременна. Во всяком случае, она будет интересна в единичных случаях, а именно там, где собственники небольших жилых домов побороли коррупцию управляющих организаций и сообща решают хозяйственные вопросы. Это — утопия, к сожалению. Будет, на мой взгляд, неправильно, если данные кредиты попадут в руки ТСЖ или УК. Мы можем породить еще больше злоупотреблений, когда, например, ТСЖ возьмет такой «льготный» кредит под залог имущества собственников и пропадет вместе с деньгами.

3) Кадровый голод, как и практически везде, колоссальный. Я имею в виду спрос на специалистов своего дела. Считаю, что это правильно. Зачем туда привлекать молодежь, когда и люди старшего возраста вполне могли бы освоить эти навыки, например, перепрофилироваться с экономики и кредита на бухгалтерию в ЖКХ? Молодежь придет сама туда, где стабильно и не обманывают. А это уже — вопросы к методам хозяйствования в УК, а не к кадровому дефициту.

Ольга РАДИНА, главный редактор и ведущая программы «ЖКХ в вопросах и ответах» радиостанции «Эхо Москвы в Саратове»:
1) Предложение звучит вполне разумно. Однако на практике такие решения означают только увеличение тарифов.

2) Судя по тому количеству изменений, которые требуется внести, программа капремонта абсолютно не продумана. «В накопительной системе финансирования капитального ремонта существует проблема несоответствия стоимости капитального ремонта размеру платежа за капитальный ремонт. В модели кредитования капитального ремонта такая проблема отсутствует — платеж в точности обеспечивает финансирование понесенных расходов», — читаю я сообщение на сайте минстроя России, спустя год после начала работы программы капремонта в нашем регионе. То, о чем сейчас пишет Минстрой, было очевидно еще на этапе составления программы. Причем не только специалистам сферы ЖКХ, но и самим собственникам. Каждую неделю на «Эхе Москвы в Саратове» в программе «ЖКХ в вопросах и ответах» я получаю массу отзывов о работе программы капремонта, и вот самое приличное, что я могу привести здесь: «Мы не будем платить, потому что наши деньги украдут!» и «Зачем она нужна!?»

А теперь получается, что и сам Минстрой РФ признает провальность идеи копить на капремонт. Но при этом говорит лишь о внесении изменений в существующую программу, а никак не о пересмотре принципов ее работы. Скроили кое-как одни штаны, а теперь из них пытаются сшить два платья. «Носить» их нам и платить за них тоже нам.

Идея льготного кредитования капремонта весьма странна. Судите сами, жители сдают средства на капремонт на срок до 30 лет безо всяких там процентов, а государство может дать денег в долг только по ставке 10%. Любопытно.

Кроме того, кредит подойдет только для собственников, которым повезло с добросовестной УК и ТСЖ. В противном случае мы столкнемся с очередным мошенничеством: компании будут брать льготные кредиты и исчезать в неизвестном направлении, а выплачивать долги придется опять собственникам. Подобное в истории Саратова мы проходили не раз: ДЕЗы (где они сейчас и где ремонты?), дальше глобальные ТСЖ (они в 2016 году тоже канут в Лету), теперь вот региональный оператор. Еще одно «но» — это заранее установленные сроки капремонта. Если уж вести речь об авансовых платежах за капремонт с возможностью кредитования, то может, стоит рассматривать так называемый «страховой вариант». Что-то похожее на обязательное медицинское страхование или ОСАГО. Когда деньги переводятся на ремонт при страховом случае, а не в мифические сроки по программе. Например, в этом году в Саратове в доме по ул.Чернышевского ураганом снесло крышу. Понятно, что починить ее надо было до наступления холодов, однако сделать это по программе капремонта жители не смогли: срок ремонта крыши по документам гораздо позже, перенести его им не дали – краткосрочная программа уже сформирована, внести в нее изменения нельзя. В итоге зимовать люди будут под времянкой, а ремонт им светит только в следующем году. Если бы работал страховой принцип с возможностью привлечения государственных средств — таких сложностей бы не было.
3) Грамотных специалистов безусловно не хватает, но не думаю, что введение новых специальностей в вузах эту проблему решит. Практики нужны уже сейчас. Не правильнее ли вести речь о повышении квалификации тех, кто работает сейчас?

Марина ЦЫГАНОВА, начальник отдела эксплуатации жилищного фонда и благоустройства министерства строительства и ЖКХ Саратовской области:
2) Недаром говорится, что самый лучший способ сохранить деньги — это их потратить. Возможность по привлечению кредитных средств – это единственная возможность по сохранению денежных средств от инфляции.

Это также возможность проживать в доме, в котором проведен капитальный ремонт, созданы нормальные условия для проживания, то есть граждане уже сегодня будут ощущать результат по накоплению средств на капремонт, сегодня, а не в обозримом будущем. Развитие кредитования капитального ремонта может в значительной мере способствовать скорейшей реализации программ капитального ремонта.

С инициативой Минстроя РФ полностью согласны.

3) Мониторинг квалификации кадров в жилищно-коммунальном хозяйстве показал, что базового образования не имеет большинство специалистов, работающих в сфере ЖКХ. Следует отметить, что на территории области управление 12 538 многоквартирными домами осуществляется 707 ТСЖ, 526 ЖСК, 219 управляющими организациями. В каждом из них задействован штат сотрудников (всего порядка 35 тыс. человек), зачастую не имеющих элементарных знаний в вопросах жилищно-коммунальной сферы.

А что это за «элементарные знания»? Это знание ЖК, ГК, НК, Кодекса об административных правонарушениях, это более 300 законов, постановлений и распоряжений. Без знания данной нормативной базы нормальной эксплуатации быть не может, так как эти знания дают возможность принимать качественные решения по управлению жилищным фондом.

Министерство считает крайне необходимой подготовку специалистов в сфере ЖКХ на базе профильных ВУЗов. Кроме того, необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций к сдаче экзаменов, то есть необходимо дополнительное профильное образование.

Подготовили Антон Тугушев и Александр Ахтырко