«Иностранный агент» — не приговор

«Иностранный агент» — не приговор

Ситуация вокруг члена Общественной палаты области Ольги Пицуновой и ее Ассоциации «Партнерство для развития», которые были оштрафованы мировым судом Кировского района Саратова за «осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр», показала, что в нашем обществе пока нет однозначного понимания роли правозащитных НКО и термина «иностранный агент» в законодательстве об общественных объединениях и некоммерческих организациях.
Вместе с тем, выделение Президентских грантов из российского бюджета некоторым общественным организациям, признанным ранее судом также «иностранными агентами», показала, что это словосочетание, имеющее для нас — «детей ГУЛага», все же, негативный оттенок, является, слава богу, не приговором.

Этот тезис на днях косвенно подтвердила Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова. Федеральный омбудсмен пояснила, что порядок финансирования некоммерческих организаций, работающих в сфере защиты прав человека, остается прежним – информация о том, что прекращается выделение грантов для этих организаций не соответствует действительности.
«Хотела бы опровергнуть опасения, которые появились сейчас в СМИ, — о том, что прекращается выделение грантов на правозащитную деятельность. Это не соответствует действительности. Тот порядок финансирования, который был определен в прошлом году, будет продолжаться», — сказала Памфилова. Она напомнила, что в этом году распоряжением президента на гранты для правозащитных НКО было выделено 500 млн. рублей. Часть денег уже была распределена между НКО в ходе первого конкурса, который прошел весной этого года; вторая половина средств будет распределена среди правозащитных организаций во время второго конкурса, который пройдет уже в августе. Выделение грантов будет продолжено, более того, сейчас идет работа по изысканию дополнительных источников финансирования некоммерческого сектора — помимо государственных средств планируется привлекать инвестиции от бизнеса и из других источников, — отметила Памфилова.

По ее мнению, ввести правозащитников в заблуждение по поводу финансирования могло недавнее распоряжение президента о дополнительном выделении средств целому ряду грант-операторов, среди которых не оказалось «Гражданского достоинства».
«Это дополнительные средства на дополнительные проекты. Что касается правозащитной деятельности, как запланировано, конкурс будет проведен в августе. То, что «Гражданского достоинства» не оказалось в дополнительном распоряжении, не значит, что организация не будет заниматься распределением правозащитных грантов и дальше», — пояснила уполномоченный по правам человека в РФ, председатель Конкурсной комиссии по предоставлению грантов правозащитным организациям Элла Памфилова.

Элла Памфилова также разъяснила ситуацию с некоммерческими организациями, которые получают финансирование из-за рубежа.
«Никаких запретов и ограничений для таких организаций в получении президентских грантов нет. Они — на равных со всеми условиях — как участвовали, так и в дальнейшем смогут участвовать в конкурсе, все будет зависеть только от качества проекта», — сказала Памфилова. Она уточнила, что и те пять организаций (ассоциация «Агора», фонд «Общественный вердикт», правозащитный центр «Мемориал», калининградская организация «Экозащита!» и автономная НКО «Юристы за конституционные права и свободы»), которые уже были внесены Минюстом в реестр, смогут подавать заявки на соискание грантов.
Кроме этого, по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ было принято решение о том, чтобы организации при их выходе из иностранного финансирования не вносились в реестр «иностранных агентов».

Что же касается деятельности члена Общественной палаты Ольги Пицуновой и ее Ассоциации «Партнерство для развития», то я, как и многие, уверен, что ее работа нужна обществу. Надеюсь, что у здравомыслящих граждан нет никакого сомнения в том, что она любит свою страну и свой родной край не меньше тех, кто не получает иностранные гранты, а благодаря таким общественникам и общественным организациям в нашем экологическом законодательстве произошли важные изменения в последние годы. В частности, сегодня нельзя приступить к строительству сложных технологических объектов, увеличивать их мощность и производить реконструкцию без общественных слушаний об экологической безопасности этих объектов. Это и есть партнерство для развития.

P.S.
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека обеспокоен судебным решением по делу ассоциации «Партнерство для развития» и находит ее признание иностранным агентом очередным доказательством правовой неопределенности понятия политической деятельности, имеющей место в нынешнем законе об НКО (https://www.president-sovet.ru/news/6791/)

Фото philanthropy.ru

Автор Сейран Давтян