“Жить нормально»: социологи исследовали представления россиян

“Жить нормально": социологи исследовали представления россиян

Понятие «нормы» – важная составляющая при изучении общественных настроений. Оно позволяет рассматривать различные мнения в определенном континууме «согласия» (обязательности) – «несогласия» (отклонения), то есть как «конформистские», «оппозиционные», «радикальные», «лояльные» и т.д. Особый интерес представляют нормы морали, которые негласно регулируют и нравственно оправдывают человеческое поведение (в отличие от институциональных норм, когда отклонение от обязательного/общепринятого ведет к наказанию и санкциям). С такими негласными нормами связано представление о «нормальности», в данном тексте – о том, что такое «жить нормально». Конкретно в этом исследовании не уточнялось, о какой сфере жизнедеятельности идет речь, цель этого вопроса – проанализировать лояльность к коллективному образу жизни (по сути – удовлетворенность тем, что есть у большинства окружающих) или ориентацию на другой нормативный общественный порядок, подразумевающий «лучшую жизнь». Об отдельных аспектах «нормальности» мы спрашивали ранее (например, о желаемом потребительском поведении: «На какие семейные нужды должно хватать денег такой семье, как ваша, чтобы жить нормально?»).

«Левада-Центр» задавал этот вопрос трижды, и баланс ответов от исследования к исследованию не менялся. Общественное мнение разделено практически поровну: в декабре 2019 г. 45% считали, что «жить нормально» – «это жить примерно так же, как большинство окружающих», а 51% опрошенных придерживались мнения, согласно которому «жить нормально» – «это жить лучше большинства окружающих».

Интересно посмотреть, какие социально-демографические группы предпочитают присоединяться к большинству, а какие, напротив, демонстрируют повышенные запросы в своих представлениях о «нормальной жизни».

Запрос на лучшую жизнь более выражен среди молодой возрастной когорты 18-24-летних. У молодых респондентов проявляются запросы на более высокие стандарты жизни («качество жизни») и другие нормативные образцы, то есть потребность ориентироваться на большинство оказывается менее привлекательной и значимой, чем среди представителей старшего поколения, настроенного более конформно.

Если доли респондентов, придерживающихся противоположных мнений, среди россиян старшего возраста практически равны (в 2019 г. – 47% и 48%), то среди самых молодых существенно выше доля «сторонников» лучшей жизни (58% и 40% соответственно).

Наличие высшего образования не дифференцирует эти представления о «нормальной жизни»: различия между теми респондентами, у кого оно есть, и теми, у кого его нет, статистически не значимы.

Отметим, что от 2007 к 2019 году среди обеих подгрупп и населения в целом увеличивалась доля тех, кто поддерживал мнение, что нормальная жизнь – это не та жизнь, которой живет большинство. За 12 лет оснований у населения присоединяться к большинству и рассматривать этот «образ жизни» как норму стало меньше. Отчасти это подтверждает динамика интегрального показателя общественных настроений – Индекса социальных настроений (далее – ИСН), значения которого в 2007 г. были более оптимистичными, чем в 2019.

Обратимся к ИСН для сравнения мнений условных «конформистов» и сторонников «лучшей жизни» (по данным декабря 2019 г.). Среди респондентов, ориентированных на большинство и предпочитающих «жить как все», его значения выше, то есть эти опрошенные декларируют более оптимистические оценки и ожидания в сфере экономики, политической жизни страны и собственного благосостояния. Напротив, среди респондентов, которые хотят «жить лучше большинства окружающих», эти настроения и ожидания более пессимистичны.

Наибольшая разница (15 пунктов) в значениях у одного из частных индикаторов ИСН – «Индекса власти»: жители России, которые считают нормой «жизнь как у окружающих их людей», чаще декларирует одобрение деятельности президента и правительства, чем нацеленные на «жизнь лучше большинства окружающих». Также они дают более положительные оценки ситуации в стране (другой частный индикатор ИСН – «Индекс России», разница 12 пунктов).

Учитывая различия именно в социально-политических составляющих ИСН, интересно посмотреть, есть ли различия в уровне декларируемой готовности голосовать на выборах среди респондентов с разными представлениями о «нормальной жизни».

Анкета исследования включала вопрос о готовности голосовать на ближайших выборах в Государственную Думу (распределение симпатий среди населения в целом см. здесь). Несмотря на то, что список партий, который демонстрировался респондентам на карточке, содержал много позиций, были отобраны только те, численная поддержка которых позволяет проанализировать их в отдельности.

Распределение мнений среди сторонников трех партий практически идентично, в то время как в среде опрошенных, кто не стал бы участвовать в выборах в Госдуму, доминирует мнение, согласно которому «жить нормально – это жить лучше большинства окружающих» (58% против 38%). Получается, что условные «конформисты», для которых норма общественной жизни – это ориентация на жизнь большинства окружающих, охотнее декларировали свое участие в возможных выборах, чем условные «нонконформисты», желающие «жить лучше окружающих». Большая часть из них декларативно отказалась бы от участия в выборах.

Запрос на «лучшую жизнь» растет и среди полярных (по степени урбанизированности и возможностям) типов населенных пунктов: Москвы и сельской местности. Это особенно заметно на распределении мнений жителей столицы, у которых представления о «нормальном» образе жизни изменились. Если и в 2007 и в 2017 доминировала доля опрошенных, оглядывавшихся в своих представлениях о «нормальной жизни» на большинство, то в 2019 г. стало преобладать мнение, согласно которому «жить нормально – это жить лучше большинства окружающих». Среди жителей села изменения менее радикальны, но в настоящее время доли респондентов, придерживающихся противоположных мнений, стали уравновешиваться.

Карина ПИПИЯ, кандидат социологических наук

 

Фото: Yuri Shamne