Согласно официальным данным, 80% загрязняющих выбросов в атмосферу мегаполисов, в том числе и Саратова, приходится на автотранспорт. Растущая автомобилизация ставит наш город, ежедневно задыхающийся от пробок, в экологический и инфраструктурный тупик.
Общемировой альтернативой экологической и транспортной катастрофе, к которой критически приблизился Саратов, является развитие удобной для каждого жителя системы скоростных общественных пассажироперевозок. В первую очередь, развитие и модернизация электротранспорта — троллейбусов и, в особенности, трамваев, бесперебойно движущихся по выделенным линиям.
В Саратове же за последние два года содержание трамваев и троллейбусов из городского бюджета сократилось с 200 до 100 миллионов рублей, из центра города убирают трамваи (маршруты №12, №11, №1, №15), чиновники постоянно угрожают закрыть новые маршруты (трамваи №4 и №6, троллейбусы №2 и 2а) из-за их якобы нерентабельности и изношенности инфраструктуры.
Планомерное снижение ассигнований из бюджета города на содержание электротранспорта, недофинансирование стратегического городского предприятия-перевозчика и приводит к тому, что парк и вся инфраструктура критически изношены: вагоны десятилетиями не обновляются, рельсы рассыпаются, рабочих, вожатых и кондукторов не хватает из-за низких зарплат и т.д.
Это признают и сами чиновники, но менять ситуацию не торопятся. Разве что ждут гуманитарной помощи в виде бывших в употреблении трамваев и троллейбусов из Москвы? И это при том, что в нашей области существует троллейбусный завод, обеспечивающий транспортом не только российские города.
Впрочем, у наших бюджетораспорядителей есть иное обоснование экономической неэффективности общественного электротранспорта, т.е. «почему не выгоден трамвай».
Все, оказывается, просто: слишком много льготников развелось. То есть власть даёт понять, что главными «виновниками» являются самые необеспеченные категории граждан — льготники, периодически предлагая не только повысить проезд, но и сократить число «халявщиков».
Как показывает практика, повышение тарифов не закрывает потребностей электротранспорта, а только делает его менее популярным: нищие горожане всё больше вынуждены ходить пешком, а трамваи и троллейбусы — ездить пустыми.
Город, каким мы его видим сейчас, обязан своим существованием системе городского транспорта. Отсюда и следующая простая мысль — от того, насколько хорошо транспорт справляется со своей задачей, напрямую зависит качество работы объектов и экономики, и социальной сферы. То есть транспорт — не только самостоятельная отрасль, но ещё и фактор, непосредственно влияющий на КПД остальных отраслей экономики.
Нынешние городские управленцы планомерно подводят к прекращению трамвайных и троллейбусных перевозок, банкротству МУПП «Саратовгорэлектротранс» и распилу его имущества. В случае банкротства МУПП «Саратовгорэлектротранс» бюджет лишается 180 миллионов рублей налогов в год; 2000 человек останутся без работы; закроются 10 трамвайных и 12 троллейбусных маршрутов, что ударит по пассажирам, обострит и без того тяжёлую ситуацию с пробками в городе, ещё больше ухудшит экологию; город окончательно потеряет контроль над транспортом.
Городу нужен современный и экологически чистый общественный транспорт, новые трамвайные (например, из Поливановки в Жасминку) и троллейбусные маршруты с выделенными линиями, современные, не громыхающие и не промерзающие вагоны. И, конечно, мы уже давно ждем линию скоростного трамвая и мечтаем об электробусах. И это будет.
Всё это станет возможным, если к управлению городом придут люди, которые хотят видеть его процветающим, комфортным, экологически чистым и умным городом, городом для людей!
Пора менять систему.