Когда человека не понимают, он замыкается в себе. Изоляция ли общества доводит человека до психологического и психического расстройства, или это дает о себе знать наследственность, точно сказать трудно. Но рано или поздно проживать рядом с такими людьми становится проблемно. Речь о гражданах с так называемым «синдромом Плюшкина», который выражается в патологическом стремлении тащить в свой дом различный мусор и бездомных животных.
Со временем квартиры таких жильцов превращаются в настоящий склад хлама. Мусор гниет, распространяя запах и заразу, а животные, обычно лишенные уличных прогулок, справляют свою нужду прямо в квартире.
Финансовое положение у «Плюшкиных» оставляет желать лучшего: из-за образа жизни единственный доход, на который они могут рассчитывать – это пенсия по старости или инвалидности. Соответственно, нечем платить за коммунальные услуги, и постепенно такие квартиры остаются без благ цивилизации. Жизнь человека, по его же собственной инициативе, превращается в ад на Земле. А соседи получают облегченную версию того же ада: вонь, лай животных по ночам, потеки на стыках потолка и стен. Но рано или поздно проблема приобретает масштабы, которые не решишь, просто отгородившись от них.
— Очень часто приходилось разбираться со случаями, когда какая-нибудь пожилая женщина умирала, оставляя целую квартиру животных. Штук 30 кошек, например. – рассказал Алексей Маркин, руководитель волонтерского общества защиты животных «Дверь в лето». — Родственники в таких случаях не церемонятся — выкидывают всех в подвал дома или просто на улицу. Животные в этом случае испытывают сильный стресс, многие погибают от страха, становятся жертвами уличных собак, попадают под колеса машин. Однажды нас позвали помочь вызволить кошек из квартиры, в которой умерли две женщины — мать и дочь, обе с психическими отклонениями. Они страдали собирательством, в квартире уже год как были отключены свет и газ, не было воды. Вместе с ними жили около 20 кошек и собака. Дело было зимой, женщины долго лежали и их объели, все это было ужасно. Когда полиция и родственники ушли, дверь опечатали. Часть животных осталась внутри, потому что их не смогли поймать. Собаку застрелили. Нам не удалось как-то помочь животным, которые остались внутри, из-за металлической двери. Оставалась надежда только на то, что они выбрались через открытый балкон.
«Плюшкин» — это лечится?
А ведь лет 10-20 назад, несчастные «Плюшкины» были нормальными людьми, с уютными квартирами и тихой работой. Некоторые были преподавателями в ВУЗах, профессорами, работниками творческих заведений, инженерами… Что так резко изменило их поведение, перенесло в некую параллельную реальность? Что это — серьезное психическое расстройство? Возникает закономерный вопрос о лечении таких людей в психиатрической лечебнице, но на деле не все так просто. Мы попросили прокомментировать ситуацию медицинских специалистов в области психиатрии (примечательно, что на кафедре психиатрии во 2-й Городской больнице комментарии давать отказались, сославшись на «закрытую информацию»).
Александр Паращенко [фото saratov.rfn.ru], главврач «Областной клинической психиатрической больницы Святой Софии»:
— К нам такие больные практически не поступают. Тем, кто ходит по помойкам, просто некуда больше идти, и мы только на время можем предоставить им кров. Что же касается патологического собирательства, синдрома «Плюшкина», то это одно из проявлений старческого слабоумия, так называемой «деменции». Деменция – необратимый процесс, и лечение таких больных не имеет перспективы.
А если говорить о тех, кто собирает кошек или собак в своих квартирах, то это просто преувеличенное чувство сострадания. Конечно, из-за этого часто страдают соседи, родственники. Все хорошо в меру.
Сергей Левит [фото vk.com], врач-психотерапевт, ведущий спец, нарколог:
— С такими людьми должен работать специалист. Нужно разобраться в причинах синдрома, ведь он может быть при разных заболеваниях. У пациента могут быть как психологические, так и психические расстройства, выражающиеся в такой форме. Лечение таких больных возможно, но оно потребует значительного количества времени и средств. Что же касается деменции(старческого слабоумия) то сейчас есть препараты (правда, дорогостоящие), которые могут если не излечить человека, то хотя бы помочь ему дольше оставаться в норме.
Что делать соседям
Если собственник нарушает условия эксплуатации жилого помещения, чем создает угрозу остальным собственникам, суд вправе обязать его устранить нарушение. На практике это происходит следующим образом: измученные беспорядками жильцы обращаются в Госжилинспекцию. Она, в свою очередь, присылает комиссию, которая убеждается в том, что квартира эксплуатируется не по назначению. Конечно, в большинстве случаев «Плюшкины» не открывают двери проверяющим, но достаточно постоять у двери, чтобы убедиться в очевидном нарушении: грязь у порога, запах и лай собак говорят сами за себя.
Юлия Абрамова [фото saratov.gov.ru], главный государственный инспектор Саратовской области:
— За использование жилья не по назначению предусмотрена ответственность согласно статье 7.21. Наша служба проверяет техническое состояние жилого помещения, насколько оно соответствует нормам. Если это замусоренность, захламленность, мы проводим проверку и привлекаем нарушителей к ответственности. Когда к нам поступает обращение(от соседей, соцслужб), мы даем распоряжение уведомить собственника о предстоящем визите инспектора. Если инспектора не пускают в помещение (а это, как правило, и происходит, причем так поступают не только маргинальные или психически больные люди, но и простые граждане), мы обращаемся в суд. Попасть в помещение по законам РФ мы имеем право только с согласия собственника или посредством судебного предписания. При наличии судебного решения наши инспекторы могут пройти в помещение при помощи судебных приставов и сотрудников полиции. На месте производят осмотр, фиксируют нарушения в акте, и по результату делается вывод о наличии или отсутствии правонарушения.
Если же в квартире находится большое количество животных, которое как-либо мешает соседям(запах, шум), то с этой проблемой надо обращаться в Роспотребнадзор.
Впрочем, в Роспотребнадзоре не спешат обещать помощь в таких вопросах. [фото mr7.ru]
— У нас в наличии нет нормативный правовых актов, по которым мы могли бы работать с такими случаями. Собственник помещения вправе делать на своей территории все, что ему захочется. Конечно, мы считаем, что это неправильно, но наши полномочия ограничены. – признает Марина Юдина, специалист отдела коммунальной гигиены областного управления Роспотребнадзора.
Так что рассчитывать приходится все-таки в основном на ГЖИ. На основании заключения комиссии Госжилинспекции следует обращение в суд, который принимает решение обязать собственника устранить нарушения – убрать из квартиры мусор и животных. Решение принимается и без участия ответчика, повестки в этом случае бесполезны. На устранение дается определенный срок, но в нем, как правило, так же нет смысла – если у «Плюшкина» нет родственников, то никто не сможет на него повлиять. Да и близкие зачастую не могут воздействовать на своего родича.
Исполняют решения суда приставы, совместно с сотрудниками полиции. Если переговоры с собственником не удались, и он не открывает дверь, ее приходится выламывать. При этом возможны травмы: «Плюшкины» могут сопротивляться действиям сотрудников полиции. В общем и целом, для соседей месяцы ожидания оправдываются этим кратковременным спектаклем.
— Случаи, когда приходится выламывать дверь, бывают, но чаще всего открывают сами. Если говорить о «Плюшкиных», то работа по таким эпизодам не отличается от других. Но мы в основном акцентируемся на тех случаях, когда есть угроза жизни человека. – уточняет Максим Прокопенко [фото vidsboku.com], представитель Областной службы спасения.
«Плюшкин», до скорого свидания
Если квартира представляет собой свалку и явно указывает на неадекватность своего хозяина, его госпитализируют в психиатрическую лечебницу. Там он пройдет курс лечения, направленный на снятие агрессии (если она была), и снижения своей патологической страсти к собирательству. Однако, к сожалению, лечение в психиатрической больнице у нас мало отличается от бесплатного лечения в других медицинских учреждениях. Это выражается в дешевых лекарствах, устаревших методиках лечения, недостатке специалистов. А в некоторых случаях, на которые указывал Александр Паращенко, лечение вообще не имеет перспективы.
Дальнейшая судьба жилплощади банальна: как правило, активизируются родственники, и если документы и связи позволяют, жилплощадь переходит в их пользование, с последующей продажей. Такая жилплощадь в большинстве случаев требует капитального ремонта. Мусор иногда приходится скидывать из окна, настолько бывают захламлены такие квартиры. Хуже всего животным — их могут «забыть» в опустевшей квартире.
В заключении хотелось бы отметить, что участие соседей в жизни людей, страдающих синдромом «Плюшкина», играем немаловажную роль. Агрессивная позиция по отношению к последним только создает дополнительные проблемы. Лучше стараться идти на контакт с ними, чтобы вовремя предотвратить ухудшение обстановки.