На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы.
1) Госдума РФ приняла в первом чтении инициированный Минстроем России законопроект, вносящий поправки в Жилищный Кодекс Российской Федерации. Согласно им, органы государственного жилищного надзора будут наделены полномочиями по проверке нормативов потребления на общедомовые нужды. ГЖИ будет оценивать утвержденные субъектами нормативы потребления коммунальных услуг на их соответствие Правилам установления и определения нормативов. При выявлении нарушений уполномоченному органу исполнительной власти субъекта будут выданы предписания об устранении соответствующих нарушений. Также в Госжилинспекции могут обращаться граждане с заявлением о проверке нормативов в случае, если у в них возникнут сомнения в их корректности.
Последнее время работа ГЖИ получает массу отрицательных отзывов, как от населения, так и от экспертов в сфере ЖКХ. Как Вы считаете, сможет ли наделенная новыми полномочиями госжилинспекция навести порядок в сфере начисления ОДН?
2) Минстрой России внес проект постановления, согласно которому оплата ЖКУ с 1 января 2017 года будет изменена: например, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут перенесены в жилищные услуги, а объем расходов будет ограничен нормативом.
По данным ведомства, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды выставляться гражданам не будет, за исключением случаев непосредственного управления жильцами своим МКД. Для собственников это означает, что изменится структура платежки за коммунальные услуги. Соответствующие строки переместятся из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание и ремонт жилого помещения». То есть собственник будет четко понимать структуру своих расходов, которые состоят из платы за коммунальные ресурсы (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и газоснабжение), рассчитанные по индивидуальным приборам учета или нормативам, и фиксированной платы за жилищные услуги (обслуживание и текущий ремонт многоквартирного дома).
Как Вы считаете, смогут ли данные меры сделать процедуру оплаты ЖКУ прозрачнее?
3) Саратовская городская дала возможность органам местного проверять ТСЖ, в том числе проверять плату за коммунальные услуги. По словам замглавы Саратова по городскому хозяйству Сергея Пилипенко, «предлагается расширить полномочия органов местного самоуправления в рамках муниципального жилищного контроля по проведению проверок в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляется ТСЖ, в том числе, по правильности начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги».
Согласны ли Вы с мнением депутатов, что данный проект облегчит для жильцов возможность обращаться за помощью, в том числе в случае неправильного расчета квартплаты?
Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:
1) Государственной Думой Российской Федерации 3 ноября 2016 года был принят в первом чтении внесенный 29 июня 2016 года Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 1112685-6 «О внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается наделение органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных услуг.
В рамках предоставляемых полномочий, органы государственного жилищного надзора будут сверять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, утвержденные уполномоченными органами власти субъекта Российской Федерации (в частности – комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области), на их соответствие Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, и в случае выявления фактов нарушений требований к установлению нормативов потребления коммунальных услуг орган государственного жилищного надзора будет вправе выдавать уполномоченному органу исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении соответствующих нарушений.
Следовательно, предоставляемые полномочия не расширяют обязанности органов государственного жилищного надзора по проверке правильности начисления управляющими организациями платы за общедомовые нужды, а лишь дают возможность таким органам контролировать правильность установления нормативов комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Данная мера позволит более активно, в том числе по запросам общественности, осуществлять раскрытие информации по установлению нормативов, из чего они состоят и как образуются. В случае выявлении нарушений это позволит более оперативно принимать соответствующие меры по их снижению.
2) Изменить структуру платы граждан за коммунальные услуги не возможно без внесения соответствующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Такие изменения были внесены Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в редакции от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этим изменениям плата за общедомовые нужды будет переведена из коммунальных услуг в жилищные услуги с 1 января 2017 года.
В настоящее время в случае аварии на сетях тепло- и водоснабжения эти расходы будут оплачивать жители через ОДН. Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации позволят исключить риск начисления платы за весь объем израсходованных в доме коммунальных ресурсов. Эти меры будут мотивировать управляющие организации к энергосбережению и борьбе с воровством ресурсов, так как все расходы на ОДН, превышающие установленный норматив, будут оплачивать сами управляющие организации.
Кроме того, с 1 июля 2016 года в соответствии со статьей 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 603) ресурсоснабжающие организации должны выставлять объем коммунальной услуги предоставленной на общедомовые нужды собственникам помещений за расчетный период не превышающий объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления, независимо от способа управления многоквартирным домом.
Данная мера позволит сделать структуру платы за жилищно-коммунальную услугу более понятной для граждан и более справедливой.
3) Да, действительно, 19 октября 2016 года Саратовской городской Думой в порядке законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу был внесен проект закона Саратовской области «О внесении изменения в Закон Саратовской области от 25 сентября 2012 года № 145-ЗСО «О муниципальном жилищном контроле», которым планируется расширение полномочий органов местного самоуправления в рамках муниципального жилищного контроля по проведению проверок в отношении многоквартирных домов, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья и жилищно-строительными кооперативами. В настоящее время он находится на рассмотрении в нашем комитете.
Многоквартирные дома, находящихся в управлении ТСЖ и ЖСК не подпадают под закон о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Полагаю, что данное изменение позволит оперативно проводить проверки в отношении таких многоквартирных домов по следующим вопросам:
— использование и сохранность жилых помещений;
— соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
— осуществление мероприятий по подготовке муниципального жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
— правильность начисления нанимателям юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
— наличие в многоквартирных домах установленных в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о — повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов (в случае если конструктивные особенности таких домов позволяют размещать указанные приборы) и их состояние;
— исполнение предписаний, право на составление которых органы муниципального контроля имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области, муниципальными правовыми актами;
— порядок принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядок утверждения условий такого договора;
— иные вопросы контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Михаил Жуковский, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:
1) Расширение полномочий Госжилинспекций – это объективная и правильная тенденция. Проблема в том, расширение полномочий не предусматривает расширение штата специалистов. Дополнительная нагрузка ляжет все на тех же сотрудников, которые, в большинстве регионов, уже сейчас не справляются с объемом работы. Из-за этого и негативные отзывы и недовольство граждан.
2) Изменения вводятся для того, чтобы собственники жилья с большей ответственностью относились не только к своему, но и к общедомовому имуществу.
Собственник должен исполнять требования закона – установить в своей квартире или доме счетчики на свет и на воду, экономить ресурсы, вовремя передавать показания. Однако есть и «подводные камни», которые во внимание не принимаются. Например, как будет работать эта система при переходе на прямые платежи с ресурсоснабжающими организациями? Сейчас этот вопрос открыт и он волнует управляющие компании, так как непрозрачность системы может привести к банкротству УК.
3) Начнем с того, что и сейчас гражданин может обратиться за помощью в любую инстанцию. Вопрос в том, насколько это будет эффективно. Гораздо продуктивнее будет вести с собственниками работу, разъяснять их права и обязанности, а также права и обязанности управляющих компаний в сфере ЖКХ. По сути, любая жалоба – это показатель низкого уровня взаимодействия и сотрудничества управляющей компании с жильцами.
Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:
1) Проблема не в том, кто конкретно будет контролировать те или иные расходы, у нас достаточно надзорных органов и само по себе то, что дополнительными надзорными функциями будет наделена ГЖИ. То есть предлагаемая схема в принципе нормальная и рабочая, почему нет. Проблема в том, что коммунальная и строительная сфера в стране тотально коррумпирована. И именно этот фактор будет в итоге влиять на качество исполнения инспекцией своих функций.
2) Там, где работают добросовестные управляющие компании, и нынешняя процедура достаточно прозрачна. Недобросовестные же и в новых правилах найдут «лазейки».
3) Как и в первом случае, считаю, что в коммунальной сфере контролирующих органов много не бывает, если они не входят в конфликт друг с другом. Тогда может начаться путаница, когда граждан будут «футболить» от одного ревизора к другому. Так что во многом результат будет зависеть от того, как будет работать человеческий и коррупционный факторы.
Подготовили: Антон ТУГУШЕВ и Даниэль ВАСИЛЕВИЧ