На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы.
1) В Правительстве России обсуждают возможность ликвидации Фонда содействия реформированию ЖКХ. Основанием для этого может послужить завершение действия программы по расселению аварийного жилья, которое запланировано на 1 января 2018 года.
Как Вы считаете, насколько оправдана ликвидация данной организации, доказавшей свою эффективность, особенно если учесть, что указанная правительственная программа расселяет только часть аварийного жилья, число которого по России достаточно велико?
2) Минстрой России предложил снизить температуру горячей воды в системе водоснабжения и отопления. По мнению ведомства, данная мера может привести к существенному снижению платы за данные виды ресурсов. Оппоненты такой точки зрения считают иначе и предупреждают о возможных последствиях, в том числе эпидемологического характера.
Как Вы считаете, насколько оправдана данная инициатива Минстроя?
3) Минюст России начал разрабатывать законодательную инициативу, которая даст возможность лишать граждан единственного жилья, в том случае, если они являются хроническими должниками. Если квартира неплательщика слишком велика, предполагается разделить ее. Человеку и его семье оставят ровно столько квадратных метров, сколько нужно. Остальное пойдет на погашение долгов. В итоге такая квартира может превратиться в некое подобие коммуналки.
По Вашему мнению, стоит ли действительно вводить подобную меру, и как к ней отнесутся граждане?
Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
1) У нас в Саратове будет проходить Гражданский форум, одна из площадок которого будет посвящена как раз проблемам ЖКХ. В рамках его подготовки мы собрали много предложений от различных ведомств и организаций, в том числе по продолжению работы Фонда.
Мне кажется, что именно его работа позволяет лучше контролировать средства, выделенные на приведение нашей сферы ЖКХ в порядок. К его руководителю — Сергею Степашину, прислушиваются главы регионов, чиновники, что также не позволяет тратить полученные средства по непрофильным направлениям. Так что лично я стою за продолжение его функционирования.
2) Я слышал об этом предложении, но пока еще не сформировал свое отношение к нему. С одной стороны, некоторые предупреждают о возможных нарушениях санитарных норм. Ведь именно высокая температура убивает микробы, которые находятся в воде. С другой стороны, ведомству надо учесть, что если в Москве, наверное, ситуация с теплотрассами хорошая, то в регионах картина совершенно обратная. Это видно на примере нашей Саратовской области, где некоторые теплотрассы стоят без изоляции, обогревают улицу. Если снизят температуру теплоносителя до 50 градусов, где гарантия, что у конечного потребителя она не окажется градусов 30?
Все-таки считаю, что прежде чем делать такие заявления, необходимо рассмотреть ситуацию со всех сторон.
3) Мне кажется, что это хорошая идея. Как известно, ситуация с долгами за ЖКУ в стране просто критическая. Озвучивают разные цифры, и все они поражают своими величинами. И если действительно есть люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и потому не оплачивающие свои задолженности, то есть и такие, которые не платят умышленно, пользуясь неэффективностью отечественного законодательства. Причем доходы у людей разные — есть случаи, когда ЖКУ не оплачивают довольно богатые люди. Эта мера могла бы эффективно повлиять на должников.
Сергей ПЯТКОВСКИЙ, общественник:
1) Я могу ответить на этот вопрос одним предложением — сфера ЖКХ находится в критическом состоянии и на границе развала жилищного фонда.
У нас столько двухэтажных домов в центре города, которые находятся в состоянии трущоб. При таком отношении всех уровней власти — от муниципального до федерального — к вопросам сохранения жилого фонда через десяток лет весь наш город превратится в трущобы. Если власть не поймет, что ЖКХ — это основной вопрос, будет разруха. Нужно с эту сферу вкладывать реальные деньги.
Существует федеральная программа софинансирования капитального ремонта, но на практике мы не видим ее реализации, хоть это и обязано по закону.
Если не будет бюджета на преобразования в сфере ЖКХ, то все разрушится.
2) Отвечу так: сейчас у меня в доме температура воды составляет 60 градусов и выше, я разбавляю ее холодной водой, чтобы температура стала комфортной. Если государство снизит параметры и температура опустится, например, до 40 градусов, это означает, что мне придется тратить больше горячей воды.
Не слушайте все эти заявления, что эта инициатива понизит тарифы. Теперь, видимо, мы будем больше расходовать горячей воды, а следовательно, больше за нее платить.
Вся эта инициатива в стадии «лапши на уши» народу. Снизив температуру, нас заставят больше платить.
3) Всех не выселят и не переселят. Некуда просто. Это снова «лапша на уши». Для этого проекта нужно создавать многомиллионный жилой фонд. У нас из аварийного жилья не могут переселить жителей, а тут в резерве должны находиться жилые помещения для обеспечения функционирования программы. А средств ни на что нет. Все это фантазии сумасшедшего.
Дмитрий СКОРНЯКОВ, юрист, эксперт в сфере ЖКХ:
1) Я так понимаю, что у правительства нет достаточного количества финансов, и поэтому решили экономить на Фонде содействия реформированию ЖКХ. Эта экономия может привести к тяжелым последствиям. Организация хорошо выполняла свои функции, а аварийных домов у нас действительно в избытке. Все они могут прийти в полную негодность, а это не только лишит граждан крыши над головой, но и может привести к жертвам. Все-таки я считаю, что данную организацию следовало бы сохранить.
2) Насколько мне известно, понижение температуры горячей воды ниже 60 градусов приведет к развитию бактерий в воде, а это угрожает возможной эпидемией. Что касается возможной экономии, то не уверен, что при снижении температуры ГВС и отопление резко подешевеют. Думаю, что данная инициатива отражает интересы РСО, и смысла в ней нет.
3) Я понимаю, что эта мера нацелена на получения прибыли, в том числе и в бюджет, но не думаю, что идея является жизнеспособной. Прежде всего это может грозить, на мой взгляд, появлением большого количества лиц без определенного места жительства. Плюс, нельзя обойти стороной и возможную коррупционную составляющую, которая может появиться при решении вопроса об «уплотнениях» и «расселениях». Не думаю, что эта инициатива будет вообще воплощена в жизнь.
Подготовили: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ и Антон ТУГУШЕВ