Корреспондент ИА «ЖКХ-64» приняла участие в дискуссионной площадке «Гражданского форума».
Сегодня в рамках проходящего в Саратове «Гражданского форума», посвященного 80-летию области, была поднята важная, как для региона, так и для страны, проблема безопасности дорожного движения. В рамках дискуссионной площадки «Безопасные дороги – живые саратовцы» представители общественной палаты, ГИБДД, МЧС, минтранса, минздрава, прокуратуры обсуждали сложившуюся в стране ситуацию, приводили печальные цифры статистики и пытались найти хоть какие-нибудь способы изменить ситуацию на дорогах в лучшую сторону.
«Сегодняшняя тема — вопрос о жизни и смерти. Безопасные дороги — это один из факторов сохранения жизни граждан. Но есть и много других — это и нарушения ПДД водителями, пьяное вождение, пьяные пешеходы и т.д. Эта тема не первый год волнует общественников, Минздрав, МВД и пр. Мы не можем смириться ни с одной смертью на дорогах. Их можно и нужно предотвращать. Смерть — это трагедия для семьи, общества. Огромные средства уходят на лечение пострадавших в ДТП, усилия врачей, сложное и длительное лечение. Не случайно президент летом обозначил эту тему на всю страну! Сколько человеческого ресурса мы теряем! Какое горе! Главное, чтобы после нашего разговора на площадке были подвижки!» — заявил председатель областной Общественной палаты Александр Ландо, открывая заседание.
Однако вся эта патетика была загублена на корню его заместителем, Сергеем Утцем, уточнившим, что на заседании площадки «никаких революционных идей не родится», а основная задача мероприятия — выработать «маленькие предложения», чтобы сдвинуть ситуацию «с мертвой точки». Забегая вперед, скажем – он был абсолютно прав.
Перевести дискуссию в рабочее русло попробовал еще один член Общественной палаты, Владимир Незнамов, прямо указавший, что за последние несколько лет на российских дорогах погибло в десять раз больше людей, чем за всю aфганскую войну.
Общественники грамотно указали одну из главных причин возникновения большого количества аварийных ситуаций на наших дорогах – это
«зашкаливающий уровень безответственности к своему здоровью, к чужому, к безопасности своих детей». Глядя на то, какие пируэты вырисовывают на трассах наши соотечественники, начинаешь понимать, что фразу «транспортное средство – это источник повышенной опасности» многие пропустили мимо ушей.
«Уважение к транспортному средству и ПДД должно идти с детского сада, школы, где детям должны все объяснять. А главное, уважение должно идти из семьи. К сожалению, дети у повторяют у нас невоспитанность своих родственников. Как его научить в школе, если он видит, как его мама перебегает дорогу на красный свет?!» – справедливо заметил Сергей Утц.
Выяснив, что отношение к профилактике аварий на дороге у российских автовладельцев крайне легкомысленное, общественники вспомнили и последствиях ДТП. Владимир Незнамов привел в качестве примера один из рейдов Общественной палаты, который показал удручающий факт: современными аптечками оснащены лишь автомобили ДПС и около 50% гражданских машин. У остальных аптечки недоукомплектованы.
Дальнейшая часть дискуссии была посвящена обсуждению работы сотрудников ГИБДД. Участники площадки попросили представителя ведомства рассказать о работе его коллег в Саратове, кто регулирует сложные участки, разгоняет пробки, сколько человек работает и т. д.
Начальник ГИБДД Саратова Виктор Курышов озвучил общественникам актуальные статистические данные — за 9 месяцев текущего года на 2,2% сократилось количество ДТП и смертей на дорогах, а также было выявлено более 89 тысяч нарушений.
«Дислокация постов разрабатывается по аварийным участкам. Стоит отметить, что в 2011 году у нас работало 900 сотрудников, а сейчас ДПС насчитывает 250 человек. У нас прошло сокращение в несколько этапов», – заметил он.
Общественники возмутились такому глобальному сокращению и хотели выяснить причины у Виктора Курышова. Тот ответил, что данное решение было принято на федеральном уровне, и он ничего пояснить не может. За ГИБДД вступился саратовский общественник Евгений Лузановский.
«Регионам дали право сокращать сотрудников. Камеры должны были заменить множество постовых. Но в нашей области так и не произошло, а людей посокращали», — рассказал он.
После этого в работе заседания начались форменные разброд и шатание. Участники заседания перескакивали от одной темы к другой, стараясь за время заседания затронуть как можно больше актуальных проблем безопасности на дорогах, что не могло не сказаться на качестве обсуждения.
Вместе с тем, была затронута и такая важная тема, как штрафы за нарушение ПДД. Всплыла она после того, как Александр Ландо заявил о том, что буквально «схватился за голову», когда увидел результаты последней акции «нетрезвый водитель». Глава ОПы справедливо заметил, что это происходит по той причине, что водители не боятся существующих наказаний за данное нарушение. По его мнению, пьяный водитель должен быть лишен прав минимум лет на пять.
Тему несоразмерности наказания и нарушений продолжил Евгений Лузановский. Он отметил, что существующая система штрафов по КоАП не соответствует действительности, и ее необходимо сделать более строгой. Данное предложение спровоцировало острую дискуссию среди собравшихся.
«У нас есть право законодательной инициативы. Давайте сами этим заниматься и разрабатывать. Другие регионы возьмут с нас пример, и мы вместе решим проблему штрафов»,- предложил Александр Ландо.
«Ужесточение наказаний не всегда приводит приводит к снижению нарушений»,— глубокомысленно заметил Сергей Утц.
«Главное — неотвратимость наказания! Вот что все должны понимать!» — прокомментировал высказывание коллеги глава ОПЫ.
«Я не говорю сейчас про равенство перед законом — это истина. Я говорю о соблюдении равенства перед сотрудниками ГИБДД, Чтобы наказание было неотвратимым вне зависимости от занимаемого поста и положения!»— дополнил Сергей Утц.
Общественники затронули еще немало тем, заметив в завершение работы площадки, что в течение двух неделю желающие могут предоставлять свои предложения, которые войдут в резолюцию по итогам Гражданского Форума.
Сергей Утц действительно оказался прав – ничего революционного общественники не предложили и не сказали. Безопасность на дорогах зависит от множества факторов: от адекватности и компетентности водителей, от состояния и качества дорог, от грамотной работы ГИБДД и дорожных служб. А значит, решать их надо также комплексно. К сожалению, в подобных случаях действует пресловутый принцип «лебедя, рака и щуки». А вот как избавиться от него, общественниками так предложено и не было.
Текст и фото: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ