Уже практически год с первых страниц саратовских СМИ не сходит тема Привокзальной площади. А точнее, того конфликта, который там назревает из-за отказа междугородних перевозчиков покинуть привычное им место осуществления их деятельности.
Данный конфликт тлеет уже давно: жители прилегающих к Привокзальной площади домов были совсем не рады такому соседству. Они жаловались на шум, грязь, выхлопные газы, многочисленные нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей паркующихся у обочины автобусов. Также появились и недовольные качеством услуг, которые предоставляли компании. Однако большая часть их жалоб была просто-напросто проигнорирована соответствующими органами. В острую фазу конфликт вошёл, когда городские власти объявили о подготовке к масштабной реконструкции и модернизации данной площади, что означало одно: автобусам и их владельцам придётся потесниться, а может, даже вообще уйти из этого района. В качестве альтернативы им было предложено воспользоваться площадкой саратовского автовокзала. И вот после этого перевозчики стали заявлятьо готовящемся рейдерском захвате их бизнеса.
Уже не раз отмечалось, что регулярные пассажирские перевозки являются довольно хлопотным и далеко не самым прибыльным бизнесом. Многочисленные обязательства, накладываемые законодательством на официальных перевозчиков, заставляют их обеспечивать для пассажиров транспортную, техническую, антитеррористическую, медицинскую безопасность, страхование, возможность пользоваться льготами. Председатель Общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Борис Кайданов как-то даже отметил, что, по его мнению, перевозки не столько бизнес, сколько чистая благотворительность. В чём-то он прав: на то, чтобы в соответствии с законом организовать своё дело, придётся потратить достаточно большое количество средств. Соответственно, нормально существовать такие предприятия могут лишь в условиях добросовестной конкуренции.
Но что делать с конкуренцией недобросовестной? А она действительно есть. Схемы, по которым работают компании «Ной-64» и «Властелин», не раз освещались в СМИ: действуя под маркой некоей диспетчерской, организующей заказные перевозки, они на самом деле занимаются перевозками регулярными, подменяя, а порой и вытесняя с рынка перевозчиков официальных – за счёт свободного графика, низкой цены, новых автобусов. В дирекции «СарАвтовокзала» мне показали регулярно приходящие к ним служебные записки о том, что официальные маршруты дублируются «заказными» перевозчиками.
«В настоящее время в населённом пункте г. Маркса существуют два кассовых пункта фирмы «Властелин». Расписание: через Энгельс – каждый час, начиная с 6.00 до 19.00; через Новый мост – каждые полчаса, начиная с 6.30 до 18.30. Большой автобус делает два рейса через Энгельс – в 9.00 и 19.00, остальные рейсы совершают микроавтобусы «Мерседес» и мини-вэн», – указывается в служебной записке старшего кассира Марксовской автостанции от 26 апреля 2016 года.
Подобные дублирующие маршруты есть и в других районах.
«Довожу до Вашего сведения: в настоящее время в г. Хвалынске действует компания «Ной», которая расположена по улице Советской (в центре города). Расписание: Хвалынск – Саратов, 6.10 ежедневно (через Вольск); Хвалынск – Саратов, 15.00, воскресенье. Предварительной продажи нет, ведут запись, билеты продают непосредственно перед отправлением. Перевозки осуществляет ИП Слабитчук В.Ф., который ежедневно подъезжает к автостанции, зазывает пассажиров и отвозит их в «Ной». Перевозки осуществляют транспортные средства марок «Мерседес» и «Форд». В Хвалынске есть также перевозчик Мясников, но он набирает пассажиров по адресам, к вокзалу не подъезжает», – указывается в служебной записке старшего кассира Хвалынской автостанции.
Следует отметить, что упомянутая в записке пересадка пассажиров с одного транспорта на другой, который уже и везёт их до места назначения, является нарушением. Может быть, подобная схема иногда (есть видеофиксация, наводящая на подобные мысли) действует и в нашем городе. Скажем, пассажиров набирают у вокзала, после чего привозят их куда-нибудь, например, в район «Кумысной поляны», где и пересаживают на автобус, отправляющийся непосредственно в Москву.
Подобные служебные записки приходят из Аткарского, Балашовского, Базарно-Карабулакского, Вольского, Воскресенского, Екатериновского, Новобурасского, Новоузенского, Ртищевского районов.
Как можно убедиться, что недобросовестная конкуренция налицо: несмотря на статус заказных перевозок, водители автобусов действуют строго по расписанию, не неся никаких обязательных затрат на обеспечение безопасности пассажиров. Более того, часть этих маршрутов официально не установлена в нарушение статьи 4 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Места посадки и высадки пассажиров на этих маршрутах также не всегда согласованы с уполномоченным органом исполнительной власти в нарушение статьи 38 того же Федерального закона. Предупреждённое об этом Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области (письмо исх. № 1459 от 01.12.2016) пока никаких мер не предприняло.
А ведь недобросовестная конкуренция может шагнуть и дальше!
Например, неустановленными лицами в ночь с 15 на 16 сентября 2016 года было сожжено здание автостанции в городе Вольске. Виновных так и не нашли. Какое-то время работа автовокзала по данному маршруту была нарушена, что сыграло в пользу работающих там «заказных» перевозчиков, не остановивших свою деятельность, в отличие от перевозчиков официальных. Руководство сообщило об этом главе Вольского района (письмо исх. № 1154 от 14.12.2016), но никаких мер принято не было.
К чему всё это может привести? Об этом на прошедшей в мае 2016 года пресс-конференции рассказал уже упомянутый в статье Борис Кайданов.
«Я назову райцентры: Красный Кут, Маркс, Ершов, Дергачи, Озинки, Балаково, Красноармейск, Балтай, Базарный Карабулак, Новоузенск, Ровное. Действия частных перевозчиков привели к тому, что транспортные предприятия – 12 предприятий, находятся в состоянии банкротства. Жёстких решений по данной проблеме нет, но у нас прекратили существование Алгайское, Новоузенское, Аркадакское, Ровенское транспортные предприятия. Как мы должны обеспечивать внутрирайонными пассажирскими перевозчиками жителей районов?» – заявил он в своём выступлении.
В настоящее время ОАО «СарАвтовокзал» исключительно за собственные средства проводит ремонт здания и прилегающей территории, обеспечивает бесперебойную работу компании. Однако все эти усилия могут пойти прахом, если ситуация с недобросовестными конкурентами не будет исправлена.
Исправить её могут совместные усилия областного правительства, Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, прокуратуры… Если, конечно, доводы руководства «СарАвтовокзала» о необходимости наведения порядка в сфере организации пассажирских перевозок будут услышаны. Пока этого, к сожалению, не случилось. И если ответственные лица не прислушаются к голосу разума, то регулярные перевозки пассажиров отойдут в историю, лишив и без того скудный областной бюджет постоянного источника налоговых отчислений.