Заместитель председателя Городского координационного совета собственников жилых помещений Сергей Пятковский рассказал какие проблемы в ЖКХ являются главными с его точки зрения.
Несомненно, ЖКХ является отраслью, с проблемами которой люди сталкиваются каждый день. Отсутствие холодной или горячей воды, отопления, протекающие крыши, грязные подъезды, замусоренные придомовые территории — все это то, что каждый из нас наблюдает практически изо дня в день. Однако, кроме тех проблем, что у нас всегда на виду, есть еще одна, о которой говорят в основном специалисты, и которую совершенно не хотят замечать обычные граждане.. Это неосведомленность собственника жилых помещений о своих правах и обязанностях. Вернее, не совсем так. О своих правах люди знают, ну или хотя бы имеют представление о том, что какие-то права у них есть. А вот о наличии еще и обязанностей, знают уже немногие. Именно эта проблема и стала основной темой для беседы корреспондента ИА «ЖКХ-64» с заместителем председателя городского координационного Совета собственников жилых помещений, саратовским общественником Сергеем Пятковским.
— Сергей Сергеевич, скажите, как вы оцениваете ситуацию в ЖКХ в Саратове в целом?
— Мы все прекрасно понимаем, что сегодня нарушений в сфере жилищного законодательства и в отношениях между собственниками жилых помещений и управляющими организациями огромное количество. В этом виноваты обе стороны. Собственники, к сожалению, в настоящий момент ведут себя как безответственные, равнодушные, не интересующиеся проблемами того дома, в котором они живут, персоны. Их даже не интересует, на что тратятся те деньги, которые они платят управляющим организациям. Что же касается управляющих организаций, то они, вполне естественно, пользуются таким равнодушием жильцов и не всегда эффективно используют полученные средства, некоторые организации их просто присваивают. Что же касается контроля за всем этим процессом со стороны собственников, исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, то он пока оставляет желать лучшего.
— Как вы считаете, в чем причина такого безответственного поведения самих собственников жилья?
— Мне кажется, что люди еще не до конца осознали себя собственниками. Я всегда привожу такой пример: представьте, что у вас дом в деревне. Вы же занимаетесь им сами. Если нужно — ремонтируете крышу, подправляете фундамент, красите стены. Все ровно то же самое необходимо делать и с многоквартирным домом. Жильцы всего дома, пусть в нем будет, к примеру, сто квартир, должны начать думать точно так же, как человек, живущий в частном доме. Они должны начать задавать себе вопросы: «что нужно сделать, чтобы жизнь в доме изменилась в лучшую сторону?», «почему я плачу двадцать рублей, а соседи — десять?», «куда уходят мои деньги?». И вот когда все жильцы дома озадачатся этими вопросами, они начнут контролировать денежные потоки, эффективное их расходование. И ведь все это прописано в законе! Всего-то дел — провести вместе с представителем управляющей организации осмотр дома, выявить проблемные места, порядок их ремонта. Затем УК или ТСЖ составят приблизительную смету, установит сроки выполнения работ. А потом — управляющая организация делает все запланированное, а собственники контролируют ход работ. Следят, чтобы все было выполнено по закону, на все виды работ были составлены надлежащие акты. Все просто.
— А как же надзорные и правоохранительные органы?
Они вступают на сцену тогда, когда какое-либо нарушение уже было совершено. Предотвратить появление нарушения могут только сами собственники. К тому же, не будем забывать, что у прокуратуры и без того много дел, а наша областная ГЖИ давно уже подвергается заслуженной критики как со стороны населения, так и со стороны общественников. Надеяться, что они моментально появятся и устранят все нарушения не стоит.
— Но для того, чтобы контролировать деятельность управляющих организаций, люди должны знать свои права и обязанности?
— Именно так! И именно этим и занимается наш городской Совет! Сейчас мы активизируем работу наших районных организаций. В настоящее время при каждой из районных администраций созданы координационные советы по развитию самоуправления в сфере ЖКХ, но их работой мы не удовлетворены. Чтобы улучшить ее, мы хотим привлечь туда депутатов городской Думы и городской Общественной палаты. Я уже встречался с Алексеем Полянским, с Владимиром Фадеевым, которые там курируют сферу ЖКХ. Кроме того, запланирована встреча с замглавы Саратова по городскому хозяйству Сергеем Пилипенко, с которым мы хотим обсудить и выработать меры по воспитанию и созданию грамотного собственника жилья и сохранению жилищного фонда.
— Какими способами вы хотите воспитать грамотного собственника?
— Над этим вопросом мы работаем по разным направлениям. Прежде всего отвечаем на звонки и обращения граждан, консультируем их по всем вопросам содержания и управления жилищным фондом, качества оказания ЖКУ и так далее. Кроме того, в наших районных организациях постоянно проходят встречи, консультации, выходы в дома. Если люди не могут прийти к нам, то мы можем прийти к ним, провести встречу с жильцами. Кроме того, мы проводим работу информационно-разъяснительного характера. У нас в городе есть шесть информационных стоек, где размещены наши материалы. Например, листовка «Защитим свои интересы», в которой разъясняем, какие положения обязательны для отстаивания интересов собственников, которые должны быть в договоре по управлению. Тут представлены 7 шагов, которые подсказывают, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы хоть чуть-чуть сдвинуть ситуацию в доме в лучшую сторону. После каждого шага написано, что возможна подробная консультация по телефону. Мы всегда готовы и открыты для того, чтобы рассказать и подсказать людям. И таких у нас десятки. Также, уже второй год информационный бюллетень нашей организации под названием «Вестник ЖКХ», где интересные и полезные с практической точки зрения статьи. Всё это мы делаем, чтобы ситуация в доме изменилась в лучшую сторону. Например, в 8-м номере мы рассматривали проблему лицензирования в сфере ЖКХ – что это такое, как оно функционирует. На сегодняшний день оно в безобразнейшем состоянии. В этом же номере рассматривается и развитие самоуправления, то есть советов домов, какие возможности это дает людям, чем они интересны с практической точки зрения, как они влияют на улучшение ситуации и т.д. Также мы обращаемся к проблеме задолженностей в рубрике «должники, внимание!», так как состояние дома во многом зависит от наличия денежных средств на содержание и ремонт. И если некоторые люди недобросовестно выполняют решения общего собрания, где утверждены расценки. Когда не хватает денег, то не будут проведены запланированные работы. И естественно, содержание будет несколько хуже, чем планировалось. В №9 мы представили перечень работ по содержанию жилья. Люди не знают, что входит в это, какие там расценки, как это делать. В №10 уже идет информация, входящая в вопросы управления – тут перечень работ по текущему ремонту, чтобы люди знали, что в него входит, а также какие работы можно включать в капитальный ремонт. Важная информация, которая касается ОДН и оплаты.
— А где располагаются Ваши информационные стенды?
— Первый находится в главпочтамте, где весь город собирается. Он стоит рядом с аппаратом, который выдает талончики на электронную очередь. Информационная стойка называется «Городской совет собственников информирует» и там лежат разные тематические буклеты. Я отвечаю за несколько стоек, как минимум, за две, чтобы там постоянно была информация. Другие стойки находятся в администрациях районов.
— Как правило, у нас проблемами ЖКХ интересуются люди среднего возраста и пенсионеры. А как привлечь к этому людей младше 30?
На страницах «Вестника» нам трудно разделить информацию по возрастным группам, но помогает интерактивное взаимодействие. В прошлом году мы организовали движение «Жилищный урок». В ряде школ мы рассказывали старшеклассникам элементарные вещи: что такое многоквартирный дом, из чего он состоит, какие там инженерные системы работают, как наиболее эффективно управлять домом. Мы также приготовили для них листовки с основными позициями по этим темам. На обороте была представлена информация для родителей, чтобы дети пришли домой и смогли что-то донести и до них.
— Сейчас правительство намеренно внедрить систему ГИС ЖКХ. С точки зрения чиновников, она поможет сделать систему оплату за ЖКУ чище и даст возможность любому желающему контролировать действия своей управляющей организации. Как вы относитесь к данной системе?
— Мне кажется, что на сегодняшний день ГИС ЖКХ – это крайне сложно реализуемая программа. Она требует больших ресурсов, как денежных, так и человеческих, и уже многие ТСЖ и ЖСК жалуются, что она доведет их до банкротства. Ведь для ее ведения придется содержать какого-то высококвалифицированного специалиста, чтобы он загружал в систему все необходимые данные. Из-за того, что уже сейчас системе предъявляется большое количество претензий, сроки ее внедрения постоянно откладываются. Наверное, все-таки потому, что она нереальна при имеющихся обстоятельствах.
— Какую форму управления многоквартирным домом вы все-таки считаете лучшей?
— Это сложный вопрос. Чтобы на него ответить нужно рассматривать каждый дом как отдельный объект. Если в доме, допустим, меньше 50 квартир, то он может просто не потянуть содержание ТСЖ. Или же если он находится в ужасном состоянии. Следует также учитывать и настроение и желание самих жильцов. Сам я думаю, что при наличии всех благоприятных условий, ТСЖ будет лучшим вариантом. На сегодняшний день в соответствии с законодательством ТСЖ и ЖСК являются некоммерческими организациями, а юридическими лицами. Они имеют право открыть свой расчетный счет в банке, что они и делают. Деньги они собирают с жильцов сами и хранят в банке, при необходимости в соответствии с решением жильцов направляют денежные средства на решение проблем, которые определены решением общего собрания. Необходим серьезнейший учет и контроль за движением денежных средств со стороны собственника. Так что тут замкнутый круг получается: в любом случае нам надо подготовить грамотного и ответственного собственника.
Текст и фото: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ