Сегодня, 13 июля, в региональном минстрое состоялись публичные слушания по правоприменительной практике. Основной темой слушаний стали жалобы граждан, поступающие в адрес управляющих компаний Саратовской области.
На мероприятии присутствовал начальник ГЖИ региона Сергей Вербин, начальник отдела правовой работы ГЖИ Екатерина Шапкина и представители управляющих организаций.
В начале мероприятия с отчётной информацией о работе ГЖИ за первое полугодие выступил Сергей Вербин: «Основным направлением работы ГЖИ Саратовской области являлся контроль соблюдения жилищного законодательства. Выявления нарушений при содержании жилищного фонда, надзор за начислением платы за коммунальные услуги, за установлением размеры платы за содержание жилого помещения, аттестация организаций, возобновилось обучение и сдача экзаменов для получения квалификационного аттестата. Также мы занимались лицензированием деятельности УК. Работаем с заявлениями и обращениями граждан.
За полугодие ГЖИ обследовала около 2000 жилых домов. По результатам проверок было выдано 412 предписаний, оформлено 534 протокола об административных правонарушениях. За эти полгода к нам поступило много обращений от граждан. Наибольшее количество обращений касались нарушений правил технической эксплуатации и содержания жилфонда. За некачественные коммунальные услуги – около 2000 обращений. Основная часть обращений поступила из города Саратова. Рассмотрено 117 дел об административных правонарушениях с наложением административного штрафа. Общая сумма наложенных инспекцией штрафов составляет около 900 000 рублей. В суд направлено 80 протоколов. По результатам проверок потребителям произведён перерасчёт на сумму более 5 миллионов 700 тысяч рублей. Было выдано 8 лицензий новым компаниям».
На этом отчётная часть была завершена. Далее представители управляющих организаций перешли в формат «вопрос-ответ». В свою очередь представители ГЖИ высказали цель мероприятия: указать на частотные ошибки, чтобы представители управляющих организаций могли их исправить. Но, по факту, весь диалог перетёк в нескончаемый поток жалоб. Представители УО начали рассказывать о том, какие у них плохие собственники, что их слишком много штрафуют за то, что они не исполняют свои обязательства, что у них слишком много обязательств и жизнь – вообще не сахар.
Наше издательство вот уже много лет мониторит и освещает основные проблемы и успехи нашей области в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проведённое мероприятие стало благодатной почвой для сравнительного анализа, позволило сравнить те упущения и достижения, которые видит надзорный орган (в лице ГЖИ Саратовской области) и руководители УО и тех, которые видят непосредственно жители.
К нам в редакцию ежедневно поступают звонки с просьбами осветить прорывы коммунальных сетей, завышенные тарифы, хамство сотрудников УО по отношению к собственникам помещений, полнейшее отсутствие текущего и капитального ремонта в домах, фактическое отсутствие собраний собственников жилых и нежилых помещений. Это топ-5 основных проблем, которые тревожат и возмущают жителей региона.
Что же возмущало тех, кто собрался на публичных слушаниях?
Екатерина Шапкина, преследуя благородную цель, попыталась рассказать присутствующим об изменении в законодательстве и о том, как именно эти изменения повлияют на работу УО.
«У нас произошли изменение в жилищном законодательстве. Наиболее актуальное из них – возможность заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Собственники имеют право заключить с ресурсниками договоры напрямую. Есть три способа. Первый – может быть принято решение на общем собрании собственников. Второй способ – право ресурсоснабжающей организации разорвать контракт с УК из-за задолженности. Третье основание – когда ранее собственники уже принимали такое решение.
УО обязаны осуществлять надлежащее содержание внутридомовых сетей. Обязаны предоставлять ресурсникам информацию об индивидуальных приборах учёта. УК обязана обеспечить ресурсникам доступ к общему имуществу дома для ограничения или приостановления коммунальных услуг», – пояснила Шапкина.
Дальше представители УО начали задавать вопросы об ответственности. Так, например, поинтересовались, кто несёт ответственность за то, что в доме не проводился капремонт и из-за этого жителям представляются некачественные услуги. Когда ГЖИ ясно дала понять, что по закону именно УО должна обеспечивать исправность сетей, соответственно, она и несёт ответственность, то руководитель одной из организаций начала пытаться перекладывать эту ответственность на жителей: «Да вы попробуйте заставить их организовать собрание, а нас штрафуют».
И весь дальнейший разговор был в этом духе. Представители УО просто жаловались на свое положение.
После Екатерина Шапкина рассказала об основных претензиях к УО: «Ну, состояние подъездов, крыш и входных групп – это наш бич».
Далее она обозначила ещё несколько основных проблем: непредоставление владельцам спецсчёта сведений о состоянии спецсчёта; банки, в которых может содержаться спецсчёт по указу Центрбанка (Альфабанк, Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк); названия УО не должны быть идентичными или схожими.
На мероприятии стойко ощущалось настроение басни Крылова: все тянули воз в разные стороны, а третья сторона – собственники помещений. Представители УО хотят меньше ответственности и трактуют закон с этой точки зрения. ГЖИ хочет больше понимания и меньше нарушений, чтобы справляться с объёмами, безусловно, колоссальной работы. А жители, судя хотя бы по обращениям, поступающим в нашу редакцию, хотят справедливости, исполнения законодательства и уважительного к себе обращения.
Вот только дело в том, что можно ли прийти тут к компромиссу, когда одни не хотят слышать других?
Текст и фото: Андрей РОМАНОВ