Саратов-Москва — час полета. Саратов-новый аэропорт — несколько часов в пробке?

Саратов-Москва — час полета. Саратов-новый аэропорт — несколько часов в пробке?
В сентябре этого года под Саратовом откроется новый аэропорт. Но будет ли он также доступен для горожан как старый?

В сентябре этого года в Сабуровке должен открыться новый аэропортовый комплекс «Гагарин», который заменит аэропорт «Саратов-Центральный», размещенный на Соколовой горе. Следует признать, что старый аэропорт действительно устарел и не может принимать многие новые типы самолетов, к тому же его размещение создает значительные трудности, как для самих летчиков, вынужденных взлетать и приземляться в нем, так и для жителей окрестных домов. Вопрос о его закрытии все равно рано или поздно был бы поднят, и хорошо, что его закрывают, только обеспечив замену в лице более нового и современного аэропорта.

Однако при всех его недостатках у «Саратова-Центрального» было одно неоспоримое преимущество: являясь важной составляющей города с 30-х годов ХХ века, он был весьма основательно встроен в транспортную схему. Доехать до него никогда не составляло особого труда: в настоящее время к нему ведут автобус №90 и еще 5 маршруток. Те же, кого не устраивает общественный транспорт, всегда могут заказать такси, причем расположение аэропорта в центре города не сделает стоимость заказа какой-то чрезмерной.

С новым аэропортом все несколько сложнее. Поскольку он построен за чертой Саратова, говорить о какой-то развитой транспортной инфраструктуре нельзя. Да, конечно, туда можно будет добраться на такси, но какова будет стоимость этой поездки? И будет ли какая-нибудь альтернатива частному транспорту?

Во многих других городах добраться до аэропортов можно с помощью электропоездов, получивших в народе название «аэроэкспрессов». Появления подобных составов в Саратовской области пока не ожидается, вместо них предлагается использовать обычные пригородные поезда, проходящие через Сабуровку. Вариант, скажем прямо, так себе. Электрички, прежде всего, не обладают такими достоинствами аэроэкспрессов как скорость и комфортность. А поскольку они идут по регулярному маршруту, это означает, что клиентам аэропорта вполне возможно придется добираться до него (ну или обратно) стоя, особенно в дачный период, когда нагрузки на пригородные поезда возрастают.

В качестве еще одной альтернативы региональный минтранс предложил и создал два автобусных маршрута. Однако, познакомившись с их схемой движения, очень хочется взять чиновников профильного ведомства и, как котят, потыкать носом в наделанное. С одной стороны, понятно, что в условиях неразвитости дорожной инфраструктуры Саратова выбор, на самом деле, небольшой (хотя, кто мешал развивать ее ранее?). С другой же стороны, пускать еще два маршрута на самые загруженные магистрали города означает еще сильнее осложнить и без того непростую дорожную ситуацию.

Но давайте разберемся в деталях. Минтрансом было создано два новых автобусных маршрута, получивших номера «101» и «200». Первый будет двигаться от Автовокзала через проспекты 50 лет Октября и Строителей до Вольского тракта, затем по нему до поселка Зоринский, после чего свернет в Клещевку и дальше — до аэропорта. Слабых мест в этом маршруте, как минимум, три. Это оба указанных проспекта и Вольский тракт. Что творится на этих улицах в часы пик прекрасно знают все горожане. Стоять в пробке при «удачном» стечении обстоятельств там можно часами. А значит, при использовании этого маршрута, всегда будет риск никуда не улететь. Потому что вряд ли самолеты будут ожидать пассажиров, застрявших в пробке посреди города.

Со вторым маршрутом тоже не все гладко. Двигаться он будет от стадиона «Волга» по проспекту Энтузиастов, улицам Чернышевского, Чапаева и так далее — до Шехурдина, потом по проспекту Строителей и Вольскому тракту до аэропорта. И если последние два пункта маршрута мы уже разобрали, то первые три также пользуются дурной славой у автомобилистов, пытающихся в часы пик выбраться из Заводского района. То есть и на этом маршруте есть все шансы опоздать на самолет.

Почему же были выбраны столь неудобные схемы движения? Прежде всего, потому что альтернатив им практически нет. Кроме того, не покидает ощущение, что существовать эти маршруты будут недолго: желающих ими воспользоваться будет мало (кому охота стоять в пробках), а нерегулируемый тариф позволит задрать на нем цены до небес, в итоге автобусы будут стоять в пробках полупустые, и через какое-то время закроются как нерентабельные.

С чем же останется в итоге Саратов? С несколькими электричками и вечными пробками в Ленинском районе, через который все поедут в международный аэропорт. Да, чиновники в очередной раз пообещают разобраться со всеми проблемами, но цену их слов можно проверить на примере с Вольским трактом: несмотря на прямые указания губернатора Валерия Радаева, ситуация изменилась мало. Мы все еще можем констатировать, что движение по кольцу не отрегулировано, дорога-дублер хоть и была частично приведена в порядок частными предпринимателями, но все равно не включена в дорожное движение в полной мере, так как перекрыта в районе «Хэппи Молла» и выше. Да и светофор, расположенный у этого же торгового центра продолжает собирать пробку на выезде из города. Остановки у надземного перехода, о которой просили саратовцы, до сих пор не установлено. Что будет в этом районе, когда в связи с открытием аэропорта транспортный поток возрастет — представить сложно.

Не так давно в интернете многие смеялись над сообщением о том, что «Почта России» может создать собственную авиакомпанию. Высказывались ожидания, что самолеты будут лететь до места назначения по полгода. В Саратове, если наконец не взяться за исправление транспортной ситуации на главных магистралях города, может возникнуть обратная ситуация: придется чуть ли не за сутки выезжать в аэропорт, чтобы успеть на свой рейс. А ведь аэропортом будут пользоваться не только саратовцы, но и жители других областей, которые разнесут сплетни о хитрой саратовской транспортной системе по всей стране. Укрепит ли это рейтинг региона? Вряд ли.

Макс АНТОНОВ