Фасады домов, исписанные номерами телефонов с пометкой «соли, миксы» в Саратове найти не составит труда. Уйдя несколько лет назад в тень, продавцы курительных смесей и не думали завязывать с бизнесом – в итоге выстроилась система, методы борьбы с которой все чаще обсуждаются на разных уровнях.
Не будем говорить, что страну снова захлестнула волна новых видов так называемых «спайсов». Что в Госдуме обсуждается проект закона об ускорении процедуры признания вещества наркотическим. Но подчеркнем, что незаконная реклама со стен домов коварно и незаметно – но все-таки проникает в сознание всех городских жителей.
— Продажа курительных смесей запрещена законом, ведь так? А тут открыто висят объявления. Бессознательно формируется установка, что закон можно нарушать. Такие объявления могут наводить на мысли о возможности нелегального бизнеса: «Вот, ведь, висит открыто объявление. Им можно, а мне нельзя?». Такие объявления могут натолкнуть на мысль о безнаказанности перед нарушением закона. А еще, все это могут читать дети и воспринимать как данность. «Ремонт обуви. Досуг. Спайсы. Распродажа одежды» — это все встает в единый ряд как норма. Вот что страшно. – комментирует психолог, психотерапевт Яна Сабля.
Оборот наркотиков увеличился в 13 раз
Или в 13 раз улучшилась работа саратовских оперативников. Однако, как бы там ни было, такое соотношение между «было» и «стало» не может не настораживать. Конкретные цифры, сколько было изъято и за какой период, прозвучали на недавнем заседании в Общественной палате области, посвященном как раз проблеме распространения спайсов.
— Всего за 10 месяцев 2014 года показатели по обороту наркотиков на территории области выросли в 13 раз. По итогам спецопераций у торговцев изъято 8 килограммов наркотических средств. Для примера: за весь 2013-й год было изъято 600 грамм. Более половины изъятых веществ составляют курительные смеси, так называемые «спайсы» — 4,5 килограмма из 8. Это около девяти тысяч доз. Объемы очень большие. Кроме спайсов в области увеличились притоки и других наркотиков. К примеру, в октябре задержали большую группу из Башкирии, задержанные снимали квартиру в Ленинском районе города. Лидеры группировки находятся в Башкирии а распространители — по всей России. Друг друга они не знают. Общаются только по интернету. У нас они занимались непосредственно “закладкой” наркотических веществ. – озвучил Александр Степанов, полковник УФСКН по Саратовской области.
— То, что мы сейчас услышали — от этого жутко становится. — прокомментировал председатель Общественной палаты Александр Ландо.
Предложение рождает спрос?
Резкое увеличение рекламы спайсов на фасадах наблюдают сейчас и стражи порядка, и общественники. Если в легальном бизнесе «спрос рождает предложение», то со спайсами, похоже, все с точностью наоборот – может потому надписей с одним и тем же телефоном бывает больше десятка на двух квадратных метрах.
— Сейчас сложно найти квартал, где не увидишь на стенах эти надписи. В данном случае именно предложение рождает спрос! Если бы не эти объявления, многие и не знали бы о данном наркотике. Реклама наркотиков в СМИ и по телевидению запрещена, именно поэтому появился подобный способ рекламы. – уверена Наталия Королькова, председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты области.
Прямой долг управляющих компаний, считает общественница — как можно скорее убирать нарко-рекламу с фасадов. Но самостоятельно закрашивать ее жителям не советует, так как это все-таки нарушение правил благоустройства, а противостояние распространению спайсов относит к обязанностям силовых структур. Пока, правда, в области просто не существует статистики, сколько было задержано граждан, которые раскрашивали стены рекламой спайсов. А вот о масштабах самой проблемы легко составить представление.
— Недавно бабушки позвонили и рассказали: увидели, как молодой человек залезает в подвал и достает оттуда схрон спайса. Причем достает не в первый раз. Даже бабушки уже знают, что это такое. – отметила Наталия Александровна в беседе с корреспондентом ИА «ЖКХ64».
Купить календулу задорого
Вполне логично, что телефоны пишут для того, чтобы на них звонили. Но как бы не так. Дозвониться в основном нереально. Поэтому саратовские общественники попытались изучить схему распространения наркотической гадости в интернете. Рассчитывали потратить на поиски часы, но все оказалось гораздо быстрее.
— Честно говоря, итоги удивили всех. Буквально за 15 минут мы смогли приобрести товар. – рассказал общественник Всеволод Хаценко. — Система оплаты оказалась довольно простой: выдается номер электронного кошелька, а после оплаты приходит адрес с местом закладки. Это может быть любой район. Любое место. Будь то за гаражом, под лавочкой, в почтовом ящике. В нашем случае это вообще было прикопано в газоне во дворе обычного многоквартирного дома. Отловить распространителей практически не реально. У покупателей никакой связи с ними нет.
Один такой кошелек, как говорят правоохранители, живет не больше 3-4 часов, деньги искать практически невозможно. Перехваченные дозы отвозятся на экспертизу, и чаще всего оказываются наркотиком. Хотя нередко в закладке оказывается копеечная трава из аптеки – ромашка или календула. Но часто предоплата на электронный кошелек заканчивается только тратой денег – про «покупателя» сразу забывают и не выходят на связь, и не факт что люди «по ту сторону кошелька» вообще были связаны со спайсами. Мошенничества здесь хоть отбавляй. А привлечь обманщиков к ответственности невозможно: для этого нужно заявление от пострадавших, которого по понятным причинам не будет.
Пока закон мешает активистам, наркоторговцы его обходят
Градус кипения на заседании Общественной палаты, о котором уже упоминалось, поднял участник движения «Новое поколение» Сергей Окунев. Молодой человек поделился собственным опытом по борьбе с рекламой наркотиков. Опыт оказался печальным.
— Еще полтора года назад мы начали борьбу с рекламой спайсов в городе: решили не ждать, пока кто-то сделает это за нас. В этом году мы действительно заметили что объявлений стало в разы, а то и в десятки раз больше. В августе мы провели три акции по закраске рекламы. Мы использовали краску, которую купили за свои деньги, а в акциях участвовали простые активисты, которые пришли добровольно. В итоге суммарно мы уничтожили около полутора тысяч объявлений. Всего по городу их несколько десятков тысяч. А во время третьего, самого масштабного рейда, нас задержали полицейские. Мы им объяснили, что мы не занимаемся рекламой, мы ее уничтожаем. Однако нас доставили в отделение полиции. Там мы поняли, что нас задержали не случайно. Полицейские знали о наших акциях. В течении трех часов нам объясняли, что нам «лучше этим не заниматься, а то хуже будет», и особенно меня поразила формулировка «вы конечно же правильным делом занимаетесь, но вы мешаете серьезным людям». О чем это говорит? Уж не о том ли, что полицейские прямым текстом заявили, что покрывают данную систему? Нам предложили уйти, однако только если мы пообещаем этим больше не заниматься. Мы такого обещания не дали. В итоге на нас завели административные протоколы и теперь мы будем оштрафованы. Что самое интересное, статья, которую мне инкриминировали, вообще никак не относится к тому, что мы делали. И это не мое мнение, а мнение юристов, к которым я обратился. — заявил активист.
Данное заявление вызвало бурю обсуждения на заседании.
— По факту данного инцидента проведена проверка. Административный протокол признан недействительным. Штрафа у вас не будет. – отметил присутствовавший сотрудник полиции.
Но на вопрос о том, нарушили молодые люди закон, или все-таки нет, ответил уклончиво: «по той статье, которая была на них составлена – не виноваты»
Кстати, что касается закрашивания телефонов на стенах — это все-таки является административным нарушением. Этот момент мы подробно разбирали в предыдущей статье по теме спайсов.
То ли в шутку, то ли всерьез
Изобретать новые методики поимки наркоторговцев придется, как ни крути, силовикам. А пока они будут в процессе, общественник Юрий Виткин предложил совершенно парадоксальную альтернативу.
— Если мы не можем это победить — нужно возглавить. Я предлагаю создать десятки сайтов по интерфейсу и наполненности такие же, как те, где прилагают наркотики. Но по факту — распространять витаминчик. Таким образом у покупателей пропадет доверие и уверенность в том, что им предоставят товар. — считает Виткин.
Деньгами, полученными от продажи витаминов, автор концепции планирует пополнять бюджет. Городской, областной или РФ – пока не уточняется. Впрочем, большого числа сторонников идея тоже пока не нашла.
Ранее по теме: