Брифинг главы Минстроя РФ по завершении заседания Правительства России.
— Михаил Александрович, о чём договорились на Правительстве? Одобрили, не одобрили законопроект Минстроя о ценообразовании в строительстве? И что нового в нём?
— Правительство поддержало сегодня внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части сметного нормирования и ценообразования, и документ этот уже будет направлен из Правительства Российской Федерации в Государственную Думу для рассмотрения в первом чтении на заседании парламента. Какие ключевые элементы реформы ценообразования заложены в этот законопроект? Первое, это абсолютное, эксклюзивное право Российской Федерации на будущую базу сметных нормативов, которая будет формироваться в рамках общего реформирования ценообразования. Вы знаете, что система, которая работала последние 10–12 лет, базировалась на старом принципе индексно-базисного метода, и сегодня предстоит серьёзная, большая реформа по мониторингу строительных ресурсов. Второе. Эти сметные нормативы будут обязательны для применения не только бюджетными субъектами (имеется в виду с использованием средств федерального бюджета, регионального бюджета и муниципальных бюджетов), но и, что является ключевым фактором этого закона, государственными корпорациями. Все крупные государственные корпорации будут обязаны пользоваться базой сметных нормативов, а также все акционерные общества, в том числе учреждённые регионами, муниципалитетами, в которых контрольный пакет (51%, грубо говоря) принадлежит государству либо муниципалитету. Это тоже очень важный момент. И вообще эта база будет открыта, собственно говоря, для всех участников процесса, и в общем-то все участники рынка могут в той или иной степени опираться на эту базу сметных нормативов. Следующий важный момент: мониторинг будет осуществляться по всей территории Российской Федерации с отслеживанием логистики (доставки), всех ресурсов. Что такое ресурсы в стройке, вы знаете. Это три ресурса: строительные материалы, услуги машин и механизмов и, собственно говоря, рабочие руки – это рабочая сила и заработная плата. Сейчас нам предстоит большая, серьёзная работа. Уже в разработке находится проект постановления Правительства о порядке мониторинга за строительными ресурсами. И это, пожалуй, является самым важным. Будет сформирована база в рамках государственной информационной системы, куда будут вноситься все сметные нормативы на строительные ресурсы. Источником информации по, например, строительным материалам будут только производители строительных материалов – без посредников, напрямую. И последнее, очень важное хотел бы подчеркнуть – то, что вот эти сметные нормативы создаются не для того, чтобы генподрядчик рассчитывался с субподрядчиком, не для того, чтобы заказчик рассчитывался с генподрядчиком. Они создаются только для того, чтобы определялась предельная начальная стоимость, которая дальше проходит через горнило экспертизы, где проходит оценка достоверности стоимости, а дальше – конкурсная процедура, и вот эти два ключа дальше уже корректируют цену. Наша главная задача – сформировать достоверную начальную предельную стоимость, опираясь на ресурсы, на стоимость ресурсов. И эта работа позволит нам плавно, постепенно перейти от устаревшего индексно-базисного метода к более современному, более достоверному ресурсному методу ценообразования.
— Михаил Александрович, хотели вас попросить уточнить по первой части сегодняшнего заседания по 2016–2018 году. Сегодня назывались показатели в целом по промышленности, а что касается вашей сферы, строительной отрасли, то здесь каковы ваши ожидания на 2016–2018 годы?
— У нас основным локомотивом строительной отрасли является жилищное строительство, и это как раз тот сектор строительства, на который Правительство может влиять через различные государственные программы, через субсидирование ипотечной ставки. Пока, по данным субъектов Российской Федерации, объём ввода жилья в текущем году может быть порядка 76 млн кв. м. Я напомню, что прошлый год был рекордный, там порядка 85 млн кв. м жилья. Но, честно говоря, в прошлом году тоже в середине года прогнозы были более пессимистические, а вышли на рекорд. Посмотрим, но пока, опираясь на проектные декларации застройщиков, субъекты Российской Федерации дают такую цифру. Будем работать. Вы знаете, что программа субсидирования процентной ставки по ипотеке продлена до конца года. Будем рассчитывать, что она тоже сработает.
— Сейчас корректировки вносятся, сегодня они опять же обсуждались. Вы что-то корректируете на будущий год?
— Нет, собственно говоря, у нас все задачи находятся в рамках предыдущих решений.
— Добрый день! Софья Орлова, «Строительство.RU». Михаил Александрович, скажите, пожалуйста, если законопроект, который сегодня обсуждался, станет законом, какой эффект может дать это в финансовом плане, по Вашему мнению? Хотя бы на предстоящий год?
— Самое главное, что стартовая цена, предельная, начальная цена, будет опираться реально на стоимость ресурсов. И самое главное, мы надеемся, что на стоимость ресурсов без посредников. Что будет снижение стоимости строительства, это безусловно, но какой объём – не знаю. Мы должны сначала проделать до конца года огромную работу по актуализации всех сметных нормативов, которые есть сегодня в целом по стране, в отраслях, которые есть в субъектах Российской Федерации. Неплохая база есть в Москве, неплохая база в Московской области, в Татарстане, в Башкортостане. Всё это необходимо актуализировать, проверить достоверность сегодняшнюю, запустить систему мониторинга, и только после этого будет понятно, какой можно ожидать реальный эффект в плане снижения стоимости строек.
— Но это защитит от хищений, правильно?
— Мы сделаем схему прозрачной. Есть начальная цена, а от неё уже будут демпинговать вниз, грубо говоря, на конкурсной основе. И, мне кажется, самое ключевое, что любой участник строительного процесса может войти в эту базу. Она будет общедоступной. И даже, грубо говоря, если вы строите себе загородную дачу, вы тоже сможете посмотреть стоимость услуг, машин, механизмов, строительных материалов и труда и можете, собственно говоря, опираться на это в своих диалогах со строителями.
— Михаил Александрович, скажите, пожалуйста, а вот как-то опосредованно могут эти меры, о которых вы сегодня рассказывали, повлиять на уменьшение количества замороженных объектов, на снижение вот таких долгостроев?
— Здесь всё-таки задача иная, задача, которая обращена в будущее. Но на самом деле сегодня уже Правительство активно работает над тем, чтобы минимизировать вообще количество долгостроев. Но ещё вторая задача, над которой мы сегодня работаем вместе с нашими коллегами и партнёрами из Министерства экономического развития, – это обоснование инвестиций. Это крайне важный вопрос, который связан с тем, что мы иногда не понимаем, что включаем в ФАИП и какая будет стоимость объекта и нужен ли нам этот объект не за 100 рублей, а за 200 рублей, к примеру, мы тоже не понимаем. Потому что нет адекватной первоначальной базовой цены, то есть нет НЦКР, НЦС в полном объёме, и мы не понимаем стоимость. Попадает в ФАИП какой-то объект, а потом выясняется, что это гораздо дороже стоит и возникают определённого рода проблемы и появляются долгострои. Спасибо.