В рамках круглого стола участники пытались найти адекватные пути решения сложившейся ситуации
Сегодня, 22 октября, в конференц-зале гостиницы «Богемия» состоялся круглый стол «Профилактика роста производства и оборота нелегальной пивоваренной продукции». Мероприятие было организовано компанией «Балтика» совместно с Торгово-промышленной палатой Саратовской области.
В рамках обсуждения поднимался вопрос борьбы с производством и реализацией нелегальной пивоваренной продукции, а также возможность создания системы взаимодействия различных структур для повышения уровня противодействия данной проблеме.
Как сообщила менеджер по работе с органами власти компании «Балтика» Полина Бородина, по разным оценкам размер нелегального сегмента составляет до 7-8% (данные Высшей школы экономики).
Она же отметила, что данная тема актуальна не только для пивоваров минимум по 2 факторам: люди получают продукт сомнительного качества, местный бюджет теряет деньги.
«Пивоваренная отрасль обеспокоена тенденциями в отношении развития нелегального оборота. На сегодняшний день отрасль испытывает усиление законодательного давления, а также планомерного повышения акцизов на производство пива, что также создает предпосылки для появления незаконного оборота — уклонения производителей от уплаты акцизов, декларирования только части выпущенных объемов. Бюджет теряет деньги, легальный производитель теряет долю рынка, покупатели получают непроверенную продукцию. На наш взгляд, местные власти должны быть заинтересованы в том, чтобы работа велась легально. Мы всё чаще получаем информацию о нелегальных производителях. Ещё одна проблема, но не такая критичная — нелегальный ввоз дешёвого пива из Казахстана«, — заявила спикер.
По мнению Бородиной, нелегалы работают вне ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Со своей стороны «Балтика», по словам её представителя, ведёт работу над улучшением системы проверки продукции на базе ЕГАИС, но детали менеджер озвучить отказалась, так как всё находится в стадии разработки.
Вариант выхода из сложившейся ситуации, который предложила Бородина, — усиление работы надзорных органов, проверка производителей пива.
Было отмечено, что в Саратовской области есть 14 производителей, но никто из них не состоит в Союзе пивоваров. По словам представителя «Балтики», этот факт вызывает некоторые подозрения. Но, к сожалению, адекватно аргументировать свои доводы она не смогла, лишь указала на факт, что у компании есть некая внутренняя информация, которую она не знает, кому нужно передать, чтобы пресечь нелегальную деятельность.
Остальные участники мероприятия задали резонный вопрос, касающийся отсутствия на круглом столе представителей этих 14 производителей пива.
«Вы думаете, мы их не приглашали?«, — парировала Бородина. В итоге выяснилось, что всё-таки не приглашали.
Ещё один вариант, который поможет выйти из сложившейся ситуации, — работа с населением и участниками рынка. Так, было предложено предотвратить рост оборота нелегальной пивоваренной продукции в РФ и в регионе с помощью информационных листовок. На них будет размещена информация об ответственности за торговлю нелегальной продукцией. Макеты такого рода листовок были представлены в презентации, на них были надписи следующего содержания: «Продаешь безакцизное пиво — соучастник налоговых преступлений, спонсируешь преступников, уменьшаешь бюджет региона на социальное обеспечение» и прочее.
Стоит отметить, что участники круглого стола не во всех вопросах достигли взаимопонимания.
Заместитель начальника отдела управления по борьбе с экономическими преступлениями и борьбе с коррупцией (УЭБиПК) регионального ГУ МВД Максим Кузьмин заявил, что реальная информация о правонарушителях, если она действительно имеется у представителя компании «Балтика», нужна правоохранительным органам. Но он отметил, что если речь идёт о неучтенной продукции, то этот факт практически невозможно доказать, так её обычно объясняют браком, списанием товара. А отследить такую продукцию от конкретного магазина — «титанический труд«. Но при этом Максим Кузьмин предложил выход из этого положения — маркировку пивной продукции.
С такой позицией Полина Бородина не согласилась, так как введение маркировки — слишком затратно.
Также было внесено предложение об установки счетчиков на пивоваренных заводах, чтобы реально было отслеживать количество произведенного продукта. Но, как выяснилось из дальнейшей беседы, счетчики можно на время скручивать, они не дадут объективных показаний.
Итоги мероприятия были подведены весьма сумбурно. Участники круглого стола обозначили, что данную проблему важно обсуждать. Полина Бородина подчеркнула, что её компания видит корень проблемы именно в производителях, но на сегодняшний момент нет адекватных механизмов для проверки изготовителей пива. Проводятся рейды по торговым точкам, но, по словам Максима Кузьмина, у участковых нет доступа в ЕГАИС.
Текст и фото: Андрей РОМАНОВ