ВЦИОМ представил данные исследования о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании.
Питание россиян — правильное?
В структуре рациона питания россиян наиболее часто употребляемыми продуктами являются хлеб, хлебобулочные изделия и растительные масла. Не реже двух раз в неделю их употребляют по 91% респондентов. Также россияне не реже двух раз в неделю употребляют свежие овощи (87%), молоко и молочные продукты (81%), крупы и макаронные изделия (81%). Мясо присутствует в рационе не реже двух раз в неделю у 80% россиян, а фрукты и свежие ягоды — у 74%.
56% респондентов несколько раз в неделю едят кондитерские изделия, столько же и с такой же регулярностью употребляют в пищу колбасы и мясные изделия; еще треть — свежую или замороженную рыбу (29%), а также рыбные или мясные полуфабрикаты (27%).
Мнения россиян в оценке своего рациона питания разделились практически поровну: 48% считают его правильным и столько же — неправильным. При этом о правильности своего рациона чаще говорят представители старших поколений — от 45 до 59 лет (52%) и от 60 лет (35%). Напротив, считают свое питание неправильным чаще молодые люди от 25 до 34 лет (56%).
Под правильным питанием россияне понимают в первую очередь отказ от вредных продуктов (43%). Около трети респондентов связывают данное понятие с принятием небольших порций пищи 4–5 раз в день (35%), употреблением достаточного количества воды (35%), потреблением только органических продуктов (33%), умеренным питанием (31%) и контролем состава пищи (30%). При этом сторонников перечисленных мер (кроме потребления исключительно органических продуктов) значимо больше среди женщин, чем среди мужчин.
Реже правильный режим питания ассоциируется у россиян с контролем рациона на предмет наличия белков, жиров, углеводов, а также витаминов и минералов (22%).
Полезные продукты — это…
Только 8% россиян придерживаются мнения, что понятие «полезные продукты» связано с их питательными свойствами, а 15% считают, что полезные продукты — те, что богаты витаминами. По мнению большинства россиян, полезны те продукты, в составе которых нет ГМО (45%). Еще треть считают продукты полезными, если они содержат натуральные компоненты (27%), а также не содержат агрохимикаты и пестициды (26%). Промышленные трансжиры или переизбыток соли и сахара в составе продукта также не позволяют отнести продукты к полезным, считает 21% и 18% россиян соответственно.
Для большинства респондентов важна доступность полезных продуктов питания, их наличие в магазинах (87%), преимущественно для женской аудитории (89%). При покупке растительных продуктов питания, таких как овощи, фрукты, ягоды, бобовые или зелень, в первую очередь россияне обращают внимание на их свежесть (48%). Чуть менее трети опрошенных (31%) выбирают продукты исходя из цены, а для 28% важным фактором является отсутствие ГМО. Четверть респондентов (24%) отметили, что на их выбор влияет страна производства. На безопасность продукции ориентируются 17% респондентов, а 6% обращают внимание на питательные свойства продукции.
Половина россиян (51%) при выборе из двух одинаковых растительных продуктов питания предпочтет тот, на котором есть маркировка «Эко» или «Органический», чаще такой выбор совершили бы женщины (54%). Восемь из десяти респондентов согласны с мнением, что органические продукты безопаснее (78%) и полезнее для здоровья (77%), чем обычные продукты. Почти столько же россиян (69%) считают, что органические продукты безопаснее для окружающей среды, а 61% полагают, что при производстве органических продуктов не используются агрохимикаты, пестициды и антибиотики.
Вырастить свое или купить?
Две трети россиян (67%) выращивают овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные культуры для собственных нужд, объясняя это тем, что собственная продукция более качественная, полезная или безопасная (83%). Четверо из десяти (38%) выращивают сельхозкультуры для удовольствия, так как им это нравится, а 32% — с целью экономии средств. При этом около половины россиян (53%) что-то слышали, но не знают подробностей о существовании различных заболеваний, которым подвержены растения в сельском хозяйстве.
Каждый третий россиянин (33%) покупает овощи, фрукты и другие растительные продукты в сетевых супермаркетах. На рынках и в несетевых продуктовых магазинах делают покупки, соответственно, 28% и 14% опрошенных. При этом 41% россиян отмечают недостаток представленности на рынках растительных сельскохозяйственных товаров отечественного производства. Большинство россиян предпочтут покупать сельскохозяйственные продукты отечественного производства (83%), в то время как 2% респондентов предпочли бы импортные, а 14% заявили, что им не важно, где были выращены продукты.