Субъективные мнения и оценки населения относительно социально-экономической ситуации в стране в 2019г. постепенно улучшались на протяжении года. К ноябрю потребительские настроения (индекс потребительских настроений – ИПН) выросли на 15% по сравнению с январем. Более общий показатель, отражающий весь комплекс мнений относительно развития ситуации в стране – индекс социальных настроений (ИСН) в октябре увеличился на 13% по сравнению с февралем 2019г.
Динамика общественных настроений в 2019 году формировались по тем же законам, что и после шока пятилетней давности, положившего начало снижению уровня жизни большинства населения. После девальвации отечественной валюты в конце 2014г. и последовавшим за этим ускорением инфляции на потребительском рынке, замедлением роста экономики в целом, реальные денежные доходы людей сокращались на протяжении нескольких лет, правда, все менее значительными темпами. Именно это замедление негативных процессов, а также пересмотр нормативных ожиданий под влиянием затяжного характера экономических трудностей, оказались достаточным основанием для восстановительного роста субъективных настроений в 2016-2017 гг. на фоне не слишком благоприятной объективной социально-экономической ситуации.
Как и тогда, в первые месяцы 2019г. накопленные к началу года опасения не реализовались в полной мере, и уже сам этот факт стал источником позитивных перемен. Опыт 2016-2017гг. реанимировал навыки понижательной адаптации, которые сработали и в нынешнем году.
Общий фон начала 2019г. года был задан негативной информацией 2018г. – о повышении пенсионного возраста, увеличении налога на добавленную стоимость. В прошлом году эти решения вызвали значительное ухудшение общественных настроений, подтолкнувшее ускорение инфляции на потребительском рынке, всплеск социального недовольства, протестные акции. Как и ожидалось, несмотря на то, что объявленные весной 2018г. столь непопулярные решения вступали в силу с 1 января 2019г., опасения и страхи общества в основном реализовались в 2018г. Сразу же после объявления решений индексы социальных и потребительских настроений резко снизились, настроения продолжали ухудшаться до конца 2018 года. В начале нынешнего года население убедилось, что дальнейшего раскручивания инфляционной спирали не будет (потребительский спрос населения уже до предела скован отсутствием роста реальных денежных доходов), практическая реализация решения о повышении пенсионного возраста коснулась немногих. И общественные настроения стали понемногу улучшаться.
При этом объективные данные о социально-экономической ситуации в стране по-прежнему не слишком благоприятны. Росстат в первой половине 2019г. фиксировал «околонулевые» изменения в динамике реальных денежных доходов населения – наиболее общего показателя динамики уровня жизни людей. К середине года число бедных людей в России немного увеличилось (численность людей, имеющих доходы ниже официально установленного прожиточного минимума), и это произошло впервые за последние несколько лет. Потребительская активность населения также снижается: согласно данным Росстата темпы увеличения розничного товарооборота скромнее показателей 2018 года, расходы населения на платные услуги вообще остаются ниже прошлогоднего уровня; население не стало больше сберегать. И только в начале осени Росстат вдруг сообщил, что по итогам третьего квартала реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 3% по сравнению с 3 кварталом прошлого года. Судя по комментариям ведомства, этот неожиданный результат может иметь в основном расчетный, технический характер (низкая база 2018г.). Сравнение реальных располагаемых денежных доходов не за три месяца третьего квартала, а за весь период с начала года показывает ту же «околонулевую» динамику – плюс 0,2% в 2019г. по сравнению с 2018г.
Однако в любом случае, статистические данные о динамике уровня жизни населения в 2019г. до сих пор не указывают на улучшение ситуации. А вот субъективные оценки в целом становятся более благоприятными.
При отсутствии позитивных объективных новостей улучшение субъективных оценок обеспечивается за счет фактора надежды. Это выражается в более быстром росте тех частных составляющих сводных индексов, которые отражают ожидания на будущее. В индексе потребительских настроений – это надежды на рост материального достатка семьи в будущем, в индексе социальных настроений – упования на улучшение социально-политической ситуации в стране, действия властей. Этот феномен переноса позитивных перемен на внешние, менее контролируемые факторы, был характерен для 2016-2017гг.
В нынешнем году складывается более сложная конструкция формирования субъективных оценок. Помимо упований на внешние обстоятельства, люди одновременно находят источники будущего улучшения в сегодняшнем дне и собственной повседневной жизни. Рост потребительских настроений в 2019г. связан еще и с тем, что люди отмечают положительные изменения в текущей ситуации на потребительском рынке – стабилизация потребительских цен делает его более привлекательным для покупателей (однако дефицит денежных доходов сдерживает реализацию этих позитивных оценок в росте платежеспособного спроса).
В структуре формирования социальных настроений в 2019 г. (по индексу ИСН) важно отметить закрепившееся лидерство частного индекса семьи – со второй половины прошлого года эта составляющая сохраняет максимальные относительные значения. Это означает увеличение относительной важности наиболее близких и лучше оцениваемых факторов в формировании общего градуса социальных настроений, делает сводный индекс теснее привязанным к контролируемым людьми параметрам собственной жизни.
Характерная для 2019г. более тесная связь позитивной динамики индексов общественных и потребительских настроений с составляющими, наиболее тесно связанными с повседневной жизнью людей – это примета долгосрочного и основательного характера изменений.
Улучшение настроений в 2019г. было устойчивым и имело восстановительный характер. В годовом выражении (т.е. в сравнении с аналогичным периодом 2018 года) потребительские настроения (ИПН) выросли на 12% и социальные (ИСН) – на 8%. Однако в прошлом году основное ухудшение субъективных оценок пришлось на летний период, поэтому до сих пор не достигнут уровень, который сложился в начале 2018г. в результате небыстрого восстановления социального и потребительского оптимизма в непростых условиях низких денежных доходов населения.
До сих пор еще сохраняется некоторое пространство для восстановительного роста субъективных индикаторов. Но в отсутствие положительных новостей, реальных признаков улучшения условий жизни и благосостояния людей, положительная динамика субъективных настроений образца 2019г. останется еще одним примером негативной адаптации, но не станет началом позитивного тренда общественного оптимизма, который способствует ускорению экономического развития страны, отмечается в материале «Левада-Центра«.