Начало нового десятилетия потрясло нас бурными и не самыми радостными событиями, но всё же основные процессы идут своим чередом. Так, близится окончание учебного года и выпуск 11-х классов. Напомним, что в этом году он закончится раньше – младшеклассники уйдут на каникулы уже в середине мая.
Это повод затронуть тему, которая тревожит многих школьников и их родителей: поощрение лучших учеников страны. Какая сейчас реальная польза от золотой медали? Разберёмся же в этом вопросе.
It’s alive!
Неповоротливое «тело» системы образования начали тормошить с начала нулевых годов. Одна из главных реформ – введение ЕГЭ. С 2001 года экзамен проводится в нескольких регионах в качестве эксперимента, а уже к 2009 году он превращается в единственно возможную форму выпускных испытаний.
Люди до сих пор по-разному относятся к новшествам. Полемика развернулась с силой, не уступающей спору западников и славянофилов. Есть консерваторы, которые сейчас хмурят брови и строго смотрят на происходящее поверх очков-половинок, а есть либералы, которые радуются сдвигам.
Очевидный плюс перемен – открытость процесса и общие требования к поступающим в вузы в виде баллов по ЕГЭ. Тем не менее реформы затронули статус медалистов и вообще ценность итоговой награды.
Само выражение «золотая медаль» уже не отвечает реальности, так как никаких «золотых» и «серебряных» медалей больше нет. С 2014 года лучшим ученикам выдают аттестат с отличием и награду с формулировкой: «За особые успехи в учении».
Если школьник хочет получить медаль, то он должен выполнить 2 условия: закрыть 10-й и 11-й классы на отлично и не провалиться на экзамене. При этом ЕГЭ пересдавать нельзя. За русский и профильную математику нужно набрать минимум 70 баллов, за базовую математику – 5 баллов.
Раньше медаль давала возможность абитуриентам сдавать лишь один вступительный экзамен, который часто проходил в виде собеседования. А вот всем остальным приходилось значительно сложнее. Сейчас все поступающие проходят одинаковое количество испытаний.
Кому можно заплатить чеканной монетой?
Бонусы медалистов при поступлении в университеты зависят от каждого конкретного вуза.
Всего награда может принести максимум 10 дополнительных баллов к сумме баллов за ЕГЭ. Но университет вправе дать и меньше. Разброс весьма существенный: от 2 до 10. Лучше всего уточнять эту информацию у членов приёмной комиссии или же на сайтах вузов в «правилах приема» в разделе «индивидуальные достижения».
Также награда даст абитуриенту преимущество перед другими поступающими при прочих равных: если у медалиста и абитуриента без медали одинаковое количество баллов, то решение примут в пользу первого.
Аттестат с отличием – хорошее подспорье на устном экзамене. Даже при введении ЕГЭ остались направления, куда нельзя поступить без собеседования или творческого конкурса. Там перед абитуриентами стоит сложная задача: за 5-10 минут (а дольше никто в комиссии не будет слушать ответ) максимально впечатлить экзаменаторов. Просто хорошего ответа будет недостаточно, если конкурс большой. Либо ответ должен быть гениальным, либо должны быть ещё козыри в рукаве. Медаль может стать серьезным дополнением и повлиять на решение комиссии в пользу поступающего.
«Я согласен на медаль»
Сейчас наблюдается какая-то нездоровая тенденция умалять чужой успех. Это касается медалистов, краснодипломников и людей с другими вариациями поощрений. Как тебе это поможет в реальной жизни? Кому нужна эта медаль/диплом? Отличившимся приходится часто сталкиваться с такого рода пассивной агрессией.
Во-первых, гордиться своими достижениями – правильно и здорово. Если школьник «идёт» на медаль, то он хочет быть лучшим. Нет ничего плохого в таком желании, учитывая, что на обучение в школе люди тратят 11 лет. Это хоть какой-то «выхлоп» на выходе.
Во-вторых, сам факт окончания школы не даёт фактически никакой конкурентоспособности на рынке труда. Минимальная планка ЕГЭ (особенно по основным предметам) так мала, что при желании школу может окончить даже зубочистка. Поэтому стоит делать ставку на дальнейшее обучение. Если школьник смог стать настолько дисциплинированным, что получил медаль, то перестроиться на студенческую жизнь ему будет не так сложно.
Золотая середина
На самом деле в части с медалистами случилась прекрасная перемена: они не имеют каких-то невероятных привилегий по сравнению с остальными, их знания точно так же проверяются. Но зато при прочих равных они, скорее всего, пройдут в вуз. Такой поворот практически снял вопрос с очень «заботливыми» родителями, которые покупали своим чадам медали, поставил всех в ситуацию равного конкурса.
«Идти» на медаль или нет – выбор личный. Итоговая награда – показатель интеллектуального успеха, а вот уже сами знания дают свободу выбора профессии и учебного заведения. Никто не гарантирует ковровую дорожку ведущих университетов за одну лишь медаль, так как она даёт лишь небольшое преимущество.
Основная забота выпускника – экзамены. И вот здесь нужно стараться всем, кто хочет поступить на бюджет.
Как говорится, ученье – свет, а неученье – 120 тысяч в семестр, и вы приняты в наш вуз.
Текст: Андрей Романов