Жителям многоквартирных домов нередко приходится сталкиваться с завышенными тарифами на коммунальные услуги. Бывает, открываешь кран, а вместо горячей воды течет еле теплая, а то и вовсе холодная. Благо, Жилищный кодекс разрешает платить только за горячую воду, и получать компенсацию в зависимости от ее степени не соответствия нормативам. А то и вовсе не платить за нее.
О том, какие действия необходимо предпринять жителю типичного многоквартирного дома, чтобы добиться компенсации, корреспонденты ИА «ЖКХ64» побеседовали с юристом общества защиты прав потребителей «Закон и порядок» Дмитрием Скорняковым.
— Как простым гражданам вернуть деньги за теплую воду, которая должна быть горячей?
— Для начала нужно запросить показания приборов учета в вашей управляющей организации — или ресурсоснабжающей организации, если вы платите напрямую по договору. Из этих документов видна температура теплоносителя, его объем, калории. Согласно 354-му постановлению Правительства (приложение 2), отклонение температуры воды на 3 градуса днем и на 5 градусов ночью уменьшает стоимость воды на 0,1% в час. Соответственно, если 0,1 процент умножить на 24 часа, а затем на 30 дней, то мы получаем за месяц — минус 72% от стоимости за ГВС. Соответственно, если температура упала на 6 градусов, то стоимость «горячей воды» для вас как потребителя равняется нулю. Согласно нормативам, нормальная температура горячей воды составляет 60 градусов по Цельсию, плюс-минус три градуса является допустимым отклонением. Расчет показателей прибора учета можно сделать за месяц, а можно по дням. С этим документами вы подаете иск в суд самостоятельно или обращаетесь за помощью к юристу.
— Почему так происходит?
— В этом есть вина управляющей организации, которая не требует поставки качественного ресурса от ресурсоснабжающей организации. По большому счету, им выгодна такая ситуация, потому что с поставщиков коммунального ресурса они, разумеется, возьмут компенсацию за недостаточно нагретую воду, а гражданам добровольно компенсировать недостающие градусы тепла никто не собирается. Вот эту разницу в рублях недобросовестные управляющие организации оставляют себе.
— Как часто вам в своей практике приходится сталкиваться с этой проблемой?
— Повсеместно. Исходя из своего опыта, могу сказать, что с этим сталкиваются 90% домов. В советское время в жилых домах стояла «обратка», а сейчас «тупиковая система», при которой в любом случае вода будет не того качества как нам хотелось бы, ее надо сливать. А прибор все фиксирует, любые отклонения сразу же будут видны.
— Могут ли управляющие организации как-то эти показания подправить? Насколько они достоверны?
— Могут конечно, но есть организации которые снимают показания с приборов учета. У нас много УК и ресурсоснабжающих организаций, но также есть и компании, которые обслуживают эти приборы учета. У них есть лицензии, они прошли соответствующее обучение, и за деньги снимают показатели примерно раз за год. Именно в течение года прибор учета сохраняет информацию. В некотором смысле, они выступают как независимые эксперты.
— Какие суммы вам удается отсудить?
— Это зависит от уровня потребления жильцов, платят ли они по нормативу или по счетчику, а также сколько человек зарегистрировано в квартире. Минимальная сумма начинается от 5 тысяч и выше за годовое использования горячей воды. Разумеется, конечная сумма зависит о того, кто сколько воды потратил. К примеру, недавно у «Жилкомплекса» мы с жительницей дома отсудили 16 тысяч 666 рублей со всеми неустойками и штрафами за горячую воду. Такова сумма компенсации за недостаточно горячую воду в течение двух лет.
— С какими жалобами к вам чаще всего обращаются жители города?
— По горячей воде и отоплению, наверное, больше всего. Кроме того, сейчас мы подаем иски по ремонту и содержанию жилья, по капитальному ремонту. В этом случае мы оспариваем сам процесс начисления. Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса, стоимость ремонта и содержание жилья рассчитывается исходя из не из квадратных метров квартиры, а исходя из доли в общей собственности. Допустим, в доме 10 тысяч «квадратов», площадь жилых и нежилых составляет 8 тысяч, остается еще 2 тысячи квадратных метров общего имущества, это, в том числе, лестницы и подвал. Недобросовестные управляющие организации рассчитывают содержание и ремонт по площади квартиры, а не доли в общей собственности. Аналогичная ситуация и с капремонтом. Иногда ответчики ссылаются на постановление губернатора Саратовской области, но, видимо, не дочитывают его до конца, ведь в нем тоже написано «исходя из доли в общей собственности». По капитальному ремонту все то же самое. К примеру, за три месяца прошлого года мы отсудили 5-7 тысяч за неправильный расчет капитального ремонта.
Фото: vashgorod.ru