Об итогах крымского референдума сегодня, 17 марта, уже протрубили все ведущие новостные ленты как России, так и Украины: явка — 83,1 процента избирателей, а за воссоединение с Россией высказались 96,7 процентов. Как к этому референдуму готовились, и как он проходил, очевидцы, пожалуй, могли бы написать не одну книгу — но мы ограничимся несколькими сообщениями, опубликованными на сайте Общественной палаты РФ незадолго до того, как стали известны итоги голосования:
Владислав Гриб, член Президиума Ассоциации юристов России:
«Были в Ялте, Форосе, Бахчисарае, Симферополе, Алуште, в поселке Видное. Везде наблюдалась высокая явка. Некоторые люди плакали, особенно старшее поколение. Одна семья в Бахчисарае пришла на участок с маленькими детьми — сказали, что на референдуме решается их судьба, их будущее, поэтому им тоже нужно присутствовать.
У меня не возникает сомнения, что референдум отразит позицию избирателей. Я был наблюдателем на многих выборах, но в этот раз на участках была какая-то особенная атмосфера».
Максим Григорьев, директор некоммерческого Фонда исследования проблем демократии:
«В Севастополе все проходит нормально. Очень большая явка избирателей. Мы видели, как люди шли радостные, семьями, всех возрастов. Многие говорят: «Мы этого ждали 23 года — наконец мы возвращаемся домой!» Шли 80-летние граждане со своими детьми и внуками. К тем, кто не смог прийти сам, выезжали с бюллетенями домой. Я сам видел заявление о просьбе проголосовать дома от 94-летнего ветерана Великой Отечественной войны.
Стоит отметить, что большую работу ведет меджлис. Я беседовал с представителями крымских татар, которые рассказывали о том, что им прямым текстом говорили, чтобы они не ходили на референдум, иначе их дома сожгут».
К слову, по результатам отдельного референдума жители Севастополя также решили присоединиться к России: явка — 89,5 процентов, и 95,6 процента проголосовавших «за».
Сейчас власти Крыма и Севастополя готовят официальные заявки на вхождение в состав РФ и в том, что это произойдет, мало у кого сейчас есть сомнения. Корреспонденты ИА «ЖКХ64» поинтересовались у саратовских экспертов, как они оценивают происходящие события, можно ли случившееся считать «хэппи-эндом», и как ситуация может развиваться дальше.
Максим Фатеев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области: «Горячей войны не хочет никто»
— Я хочу сказать, что каждый народ имеет право на свободу выбора. В мировой практике это было не раз. И вскоре подобные референдумы пройдут в Венеции в Италии и в Каталонии в Испании. Сербы жили на территории Косово более тысячи лет, тем не менее, Косово сейчас — отдельное государство с этническим албанским населением в результате такого же референдума и военных действий НАТО. Поэтому, подчеркиваю, крымчане абсолютно легитимно делали свой выбор. И если и винить кого-то в новой украинской власти, то только самих себя.
Спустя 60 лет (с 1954 года), Крым наверняка снова станет частью России. Абсолютно уверен, что он сохранит статус автономной республики, будет иметь свою конституцию, своего президента, но будет под юрисдикцией РФ. Все «страшилки» о дополнительной нагрузке на федеральный бюджет России по содержанию Крыма находятся лишь в головах тех, кто не знаком ни с геополитикой, ни с международными и межрегиональными связями, ни с принципами федеративного устройства. Несомненно, российские инвестиции Крыму будут необходимы, но почему-то я убежден, что большинство из них будут корпоративными и частными.
Новую инфраструктуру Крыма, предполагаю, будут строить в рамках государственно-частного партнерства. Я — не ура-патриот, я просто вижу в свершившемся справедливость по отношению как к крымчанам, так и к России. Что касается возможных международных санкций, то Россия на протяжении всей своей истории живет в условиях тех или иных санкций со стороны Запада. Мир, особенно экономический, сегодня настолько глобализирован, что все возможные санкции окажутся обоюдно болезненными. А «горячей» войны не хочет никто.
Олег Грищенко, глава Саратова: «Такие акции станут символом нашего единения и воссоединения»
— Пункт сбора гуманитарной помощи жителям Крыма открылся в Саратове буквально пару дней назад, но мы уже имеем возможность в очередной раз убедиться, что в нашем городе живут очень отзывчивые, неравнодушные к чужой беде люди. На данный момент собрано более 2 тонн макарон и крупы, 700 кг муки, 800 кг сахара, более тысячи банок различных консервов, растительное масло и другие продукты, — всего около семи тонн груза. Десятки саратовцев уже принесли в пункт приема гуманитарной помощи продукты питания и предметы первой необходимости. Решение подключиться к акции после нашего обращения приняли крупные фирмы, промышленные предприятия, оптовые продуктовые базы и магазины.
Конечно, никакой напряженности, в том числе продовольственной, в Крыму нет. Хотелось бы подчеркнуть, что мы не берем на себя функции снабжения, а лишь стремимся оказать моральную поддержку. Поверьте, люди в ней нуждаются. Ведь любое внимание и забота – это добрая весть и залог укрепления дружеских отношений.
Свободный и законный выбор жителей полуострова свершился. В день проведения общекрымского референдума абсолютное большинство крымчан пришли на избирательные участки и проголосовали за возвращение в состав Российской Федерации. «Мы идем домой» — этот лозунг крымских митингов находит живейший отклик в сердцах россиян. И такие акции по сбору гуманитарного груза в Крым, как наша саратовская, безусловно, станут символом нашего единения и воссоединения.
Дмитрий Аяцков, экс-губернатор Саратовской области: «Восторжествовала историческая справедливость»
— Мы протянули руку помощи братскому русскому народу и абсолютно правильно сделали, что поддержали — в первую очередь русских, и, конечно, святую землю Севастополь. Теперь город русской славы вернется в нашу юрисдикцию. Конечно, это было неправильное решение 60 лет назад, когда Никита Хрущев в общем-то единолично принял решение о передаче Крыма в состав Украинской ССР. И вот сегодня все вернулось назад. А какие это принесет дивиденды — просчитывать я бы не хотел. Самое главное: есть историческая справедливость. Как говорят крымчане: «Мы вернулись домой — мы вернулись в Россию».
А уже по ходу работы будет ясно, какие получим преференции, какие понесем затраты. Но, конечно, и то, и другое будет. Но то, что вы и я можем свободно поехать в прекрасный город Ялту или в Евпаторию на побережье Черного моря — это уже большое дело. А со стратегической точки зрения Крым, и особенно Севастополь — это, будем говорить, южный форпост. Почему так агрессивно ведет себя Барак Обама: он понимает, что у России появляется очень мощный форпост, самой природой созданы большие возможности для морского флота. В итоге, я думаю, крымчане почувствуют себя не только дома, но и полуостров будет развиваться более динамично, чем в составе Украины.
Дмитрий Коннычев, председатель Саратовского регионального отделения партии «Яблоко»: «Получив решение о присоединении Крыма, Россия проиграет»
— Итоги вчерашнего голосования в Совбезе ООН по проекту резолюции, который был внесен представителем США (если кратко — этот проект предусматривал гарантии территориальной целостности Республики Украина вне зависимости от итогов референдума в Крыму):
Текущий председатель Совбеза: Люксембург — «ЗА». Постоянные члены Совбеза: Российская Федерация — «ПРОТИВ», Великобритания — «ЗА», Франция — «ЗА», США — «ЗА», Китай — «ВОЗДЕРЖАЛСЯ».
Непостоянные члены Совбеза, избираемые Генассамблеей ООН на двухлетний срок: Австралия — «ЗА», Аргентина — «ЗА», Иордания — «ЗА», Литва — «ЗА», Нигерия — «ЗА», Республика Корея — «ЗА», Руанда — «ЗА», Чад — «ЗА», Чили — «ЗА».
…В последние месяцы я стараюсь не эмоционировать по поводу событий в моей второй после России любимой стране. Стараюсь опираться, по возможности, на факты. А они таковы: Российская Федерация сегодня геополитически в полном одиночестве. Позиция Китая говорит лишь о его долгосрочных расчетах в борьбе за мировое лидерство к середине XXI века. Международные позиции моей страны гораздо слабее бывших позиций СССР, находившегося не только в «кольце врагов» из стран НАТО, но и опиравшегося на многочисленную поддержку стран Восточного блока, стран движения неприсоединения, стран третьего мира.
Сегодня Россия ничего не выиграет по итогам референдума. Сегодня, получив решение о присоединении Крыма по его итогам, она проиграет. Дай Бог мира Украине, пусть «холодного». Дай Бог моей стране найти через несколько лет князя Александра Горчакова современности. Дай Бог выдержки и силы духа всем разумным людям.
Николай Асафьев, председатель регионального отделения партии ЛДПР: «К такой России я бы сам присоединился с большим удовольствием!»
— Я рад и искренне не понимаю, как можно быть русским человеком, гражданином РФ, если угодно) — и при этом не радоваться, что твоя страна расширяется. Да, это влетит нам в копеечку, причём в копеечку более солидную, чем даже олимпиада в Сочи, но… наше государство столько раз тратило деньги на всякую ерунду, пусть хоть раз потратит на что-нибудь стоящее. И запад, конечно, едва ли сделает вид, что ничего не заметил. Хотя с другой стороны, ради чувства гордости, которое испытали миллионы русских по всей стране, можно и вытерпеть возможные санкции.
Тут куда интересней позиции населения Крыма. Они-то Россию знают немного другую, отличающуюся от реальной. Такую, какой ее показывает наше официальное ТВ — с высокими доходами, честными выборами, равенством всех перед законом, социальными гарантиями и так далее. И именно к ней они выразили желание присоединиться. И я их понимаю отлично. К такой России я бы сам присоединился с большим удовольствием.
Что же в итоге будет дальше? Поживём — увидим…
Сергей Дмитриев, сопредседатель СРО ВОО «Союз добровольцев России», Член правления СРО ВОО «Офицеры России»: «Присоединение сильно не ударит по российской экономике».
— Я думаю, что присоединение Крыма сильно не ударит по экономике России, хотя край и был дотационным. Из-за того, что там — курортное место, реабилитация пройдет быстро. А вот на внешнеполитической арене мы показали себя очень хорошо, с нашим словом должны считаться.
Также хочу напомнить, что в Саратове организован сбор гуманитарной помощи для жителей Крыма, и каждый неравнодушный сможет помочь. Только прикладывая общие усилия, мы стабилизируем обстановку!
Александр Степанов, профессор Поволжского института управления им. П.А. Столыпина, экс-министр экономики Саратовской области: «Надеюсь, политика Киева по отношению к другим регионам теперь изменится»
— Я — противник рассуждений о том, плохо или хорошо, дорого или прибыльно это для нас будет — мы все-таки не на базаре. Я считаю, просто восторжествовала историческая справедливость. В начале 90-х годов был нормальный шанс вернуть Крым на нашу территорию, однако этого не произошло. Если иметь в виду какие-то юридические закавыки, то можно найти доводы как «за», так и «против». Но мы видим реалии сегодняшнего дня: видим, как ведут себя прозападные политики и бандеровцы. Поэтому я считаю, что было бы значительно хуже, если бы мы упустили возможность.
Надеюсь, что такие решительные действия со стороны России повлияют на политику Киева хотя бы по отношению к другим восточным регионам Украины. Я очень на это надеюсь, хотя пока еще нет положительных примеров. А если не одумаются — то будем смотреть, и у российского президента может появиться еще один шанс проявить свою решительность.
Дмитрий Олейник, политолог: «Это только начало пути»
— Крымчане сделали свой шаг, но это, конечно, еще не «хэппи-энд», поскольку надо дождаться официальной реакции органов государственной власти России. Поэтому подождем до 21-го, насколько я помню, марта, когда эти решения будут приняты. И, наверное, они будут приняты с некой «дорожной картой» — той схемой, по которой будут проводиться дальнейшие действия. Но как и что будет происходить, можно только предполагать.
Примерно я представляю, что может содержать эта «дорожная карта». Во-первых, в Крыму должно появиться российское представительство. Пока там есть лишь временная администрация и советы, доставшиеся от предыдущего государства, но нет органов власти, соответствующих законам РФ. Второй вопрос и, наверное, самый важный — это вопрос финансовый: сегодня Крым работает в основном с банками Украины и в гривне, а нужно перейти на работу с банками России в рублях. И третий вопрос по снабжению: пока нет ни одной сухопутной дороги, связывающей Крым с Россией — только морская переправа либо авиационное снабжение. Отсюда возникают очень серьезные проблемы по поводу доставки самых необходимых товаров. Снабжение нужно не из-за того, что там чего-то нет — просто система предыдущая ломается. Ранее у учреждений соцсферы были заключены договора с украинскими поставщиками — а теперь они сходят на нет. Плюс нужно решать вопрос со школьниками: год нужно доучиться, и выпускникам потребуется документ, позволяющий продолжить образование в России. Но у нас система ЕГЭ, а система образования в Украине больше напоминает ту, что была в СССР. Потребуется работа российских министерств по всем направлениям.
И последнее. Мы пока еще не знаем ,что будет с другими областями Восточной Украины. С одной стороны, там есть стремление в сторону России, а с другой — в сторону Украины, и социальная напряженность не спала. Поэтому я думаю, что еще не закрыт вопрос определения вот этих новых границ Украины. То есть, это только начало пути. Крымский референдум не точку поставил, а такую большую запятую, за которой последует целый ряд действий. И думаю, не стоит рассчитывать, что крымчане заживут по российским законам в ближайшие дни или в апреле-мае, потому что очень много вещей требуется перенастроить.
Евгений Пятайкин, адвокат: «Будем жить, делить хлеб-соль»
— Результат референдума — эта воля крымчан, фактически — протянутая рука с просьбой о помощи. Россия не могла поступить иначе и проигнорировать их просьбу. Более 93% проголосовавших — за воссоединение с Россией! Как можно прогнозировать ситуацию? Так же, как и дальнейшее совместное проживание с младшим братом, который долго скитался на заработках, а потом вернулся домой практически ни с чем. Вышвырнуть его за порог? Нет, конечно! Будем как-нибудь жить, делить хлеб и соль, вместе трудиться. Такова уж природа широкой души русского человека!
Евгений Лузановский, председатель комиссии по общественному контролю в сфере ЖКХ Общественной палаты Саратовской области: «Америке и Европе показали их место»
— Я думаю, это отразится на России положительно. Во-первых, мы в очередной раз показали Америке и Европе их место, показали всему миру, что вернулась та Россия, которую стоит и бояться, и уважать. С финансовой стороны — да, будут определенные убытки. Но мы не должны забывать, что самый дорогой актив — это земля, которой у нас стало больше. Бояться санкций, я думаю, не стоит, так как мы видим, что Запад и Америка бояться вводить экономические санкции, так как они ударят и по их экономике, а запрет на въезд в определенные страны для 10-20 чиновников — это способ слабых хоть как-то ударить победившую сторону. Если верить СМИ, то и резкое снижение курса рубля сыграло на пользу нам, так как это позволило правительству выкупить акции ряда компаний.
Как вывод, хочу сказать, что Россия в очередной раз показала, что мы самостоятельны и ведем политику так, как сами считаем нужным, а не так, как нам навязывают извне. А наш президент в очередной раз вышел из жесткой борьбы победителем. Даже, можно сказать, поставил господина Обаму на место.
Сергей Петунин, шеф-редактор «Коммерсантъ. Средняя Волга»: «Теперь для киевлянина Россия — агрессор»
— Ну что тут можно сказать? Империя в очередной раз встает с колен, счастье, восторг, подъем патриотизма, всеобщее ликование. «А то, что придется потом платить, так ведь это ж, пойми, потом», — пел Александр Галич.
Наверное, сам факт присоединения Крыма к России негатива в себе не несет. Имеем еще один черноморский курорт, лишаем Украину возможности шантажировать себя арендой портов Черноморского флота. Что тут плохого? Вроде бы ничего. Но все же горьких пилюль добавлю и о предстоящем похмелье напомню. У нас много говорится о разгуле национализма в Украине. И теперь у него появилась почва под ногами. Теперь для киевлянина Россия — агрессор, аннексировавший у его страны часть территории. Какие «печеньки» были обещаны крымским татарам за лояльность кремлевским амбициям, мы достоверно не знаем, но есть подозрение, что они все же были и выражались в твердой валюте. Надолго ли этого хватит — неизвестно, как бы не появился очередной очаг национальной напряженности.
И третье: Крым — дотационный регион. Как сообщают сегодняшние СМИ, полуостров будет обходиться нам в 88 млрд рублей в год. Подходящее ли сейчас время для приобретения столь дорогого актива — не знаю, не уверен. Однозначно могу сказать, что президент Владимир Путин получил карт-бланш от общественности на любые действия. Что бы он сейчас ни предпринял, он будет оправдан Крымом.
Фото aif.ru