«Столица Поволжья» претендует на лавры Республики Коми: правоохранители возобновили уголовное дело по факту получения частными лицами прав собственности на муниципальные элетросети (СПГЭС).
Резонансное дело организованного преступного сообщества (ОПС), функционировавшего в Республике Коми, открывает новую страницу в борьбе с коррумпированными чиновниками. Даже в случае с Александром Хорошавиным речь шла лишь о взятках и злоупотреблении служебным положением. А организация преступного сообщества является гораздо более тяжким преступлением по УК РФ. Вячеслав Гайзер стал первым региональным руководителем, которому инкриминировали создание ОПС, или, проще говоря, мафии.
Но Республика Коми далеко не единственный регион, где функционируют «организованные группы лиц». Есть примеры не менее вопиющие, когда все знают и про местных дельцов, и про то, кто им покровительствует, но российская Фемида в упор не замечает происходящего. Например, в городе Саратове ни для кого не секрет, кому обязано процветанием Саратовское предприятие городских электрических сетей (СПГЭС). И схема «государственной поддержки» не является тайной за семью печатями, так как она вызывающе проста.
ГОРОДУ – ДОЛГИ, МЭРУ – ПРИБЫЛЬ?
Есть два предприятия с одним названием ЗАО «СПГЭС» и ООО «СПГЭС». В чем тут фокус? В ЗАО «СПГЭС» сосредоточены все электросети и подстанции (в основном на правах аренды у муниципалитета), в то время как через ООО «СПГЭС» проходят все платежи. Жители Саратова получают электричество от ЗАО «СПГЭС», а платят ООО «СПГЭС». Если к работе ЗАО «СПГЭС» возникнут вопросы, то взять с него даже по суду будет нечего. Деньги – в ООО «СПГЭС», которое может в любой момент раствориться в пространстве вместе с капиталами, нажитыми непосильным трудом.
По словам полковника юстиции Владимира Колдина, уже много лет расследующего деятельность городских властей, не исключено, что «75–80 % всех средств СПГЭС, а это 5–6 млрд рублей утекают мимо городского бюджета, и не исключено, что прямиком в карман клана Грищенко».
При этом СПГЭС является монополистом в Саратове, контролируя 90 % рынка электроэнергии. У предприятия очень высокий показатель потерь при передаче электроэнергии – 15 %. Тому может быть две причины: либо изношенная до опасного состояния инфраструктура, либо электроэнергия утекает по неучтенным путям за неучтенные деньги. И в том и в другом случае к мэру города возникает масса вопросов. Но компания с такими показателями эффективности неизменно получает от города дополнительные выгоды.
Находящиеся под «обаянием» Олега Грищенко городские депутаты каждый год утверждают смехотворную сумму годовой арендной платы за муниципальное имущество, переданное в аренду ЗАО «СПГЭС». Монополия платит городу за аренду всех мощностей 34 млн рублей. С учетом того что СПГЭС аккумулирует на своих счетах порядка 8–9 млрд рублей в год, сумма аренды выглядит анекдотично.
Однако ситуация, в которой оказались жители Саратова, не располагает к веселью. Несмотря на то что СПГЭС платит городу копейки за аренду инфраструктуры, тарифы на электричество постоянно растут, причем под самыми различными предлогами. А поскольку СПГЭС – монополист, то выбора у жителей нет. Экономический кризис ухудшает и без того не блестящее положение саратовцев. За десять лет правления Олега Грищенко город был обременен непомерными долгами. Однако взятые в кредит у Центра деньги шли не на погашение долгов, а в неизвестном направлении.
Сегодня город не развивается, поскольку весь местный бизнес сегодня фактически запуган. Тем не менее за десять лет была выстроена и процветает целая система выкачивания денег с помощью госактивов. Чтобы выстроить такую систему, нужна группа хорошо подготовленных людей. Такие люди как раз имеются и на ключевых позициях в органах исполнительной власти Саратова, и среди руководителей предприятий, получающих «государственную поддержку».
ПО СЛЕДАМ САРАТОВСКОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ ЛИЦ
Первым о комбинациях с выводом денег в офшоры через фирмы-однодневки заговорил полковник Колдин. Как писали многочисленные интернет-ресурсы, Колдин начал проверку фирмы «А.С.К. – Сервис», которая выиграла конкурс на благоустройство сквера Дружбы народов, однако заказ не выполнила. Речь шла о сумме 2 млн 238 тыс. рублей, но попутно вскрылась махинация с незаконным обналичиваем векселей на 3 млрд рублей. По словам Колдина, эмитентами векселей являлись фирмы ООО «Промышленные инвестиции», ООО «Промсофт», ООО «Профит Менеджмент», ООО «Транспорт Сервис». Соучредителем и непосредственным участником сделок с векселями СМИ называют супругу Грищенко Елену.
Разумеется, Олег Грищенко как государственный чиновник ни в качестве учредителя, ни в качестве участника ООО не фигурирует. Но среди органов управления, а то и учредителей фирм, участвующих в продаже электроэнергии населению, встречаются давно знакомые (близкие) ему люди. Например, член совета директоров СПГЭС Дмитрий Киреев является также финансовым директором СПЗ (Саратовского подшипникового завода), практически «семейного дела» градоначальника Саратова.
Любопытно, что Киреев с октября 2012 года входит в состав учредителей ООО «Хеликорп Групп» (Limited Liability Company «HelicorpGroup») с уставным капиталом 150 млн рублей. Из заявленных сфер деятельности: услуги по аренде воздушного транспорта с экипажем, с 2015 года – лесоводство. Доли в ООО распределены следующим образом: 51 % Киреев Дмитрий Вячеславович и 49 % Dracaena Holding Limited (Кипр). Эта кипрская фирма также имеет отношение к энергетике, так как является одним из соучредителей ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» с уставным капиталом 9,5 млрд рублей (МРСК Северо-Запада, Ленинградская область, Гатчина).
Среди других учредителей значатся: MellonBankNa, HqBankaktiebolag, NorgesBank и «Дойче Банк Акциенгезелльшафт». Солидная компания. В такой можно вершить великие дела с перспективой выхода на международную арену. Возможно, г-н Киреев является тем самым необходимым звеном, которое связывает СПГЭС с кипрскими офшорами и ПАО «МРСК Северо-Запада».
Но Фемида, похоже, обратила свое внимание на дела, творящиеся в Саратове, и следственные действия начинают набирать обороты. Жителям города настолько опостылела безнаказанность энергетических монополистов, что они обратились с заявлением в Генеральную прокуратуру. Вследствие этого обращения, в конце июля 2015 года прокурор области Владимир Степанов отменил очередной отказ ОЭБ и ПК УМВД России по г. Саратову в возбуждении уголовного дела по материалу о хищении бюджетных средств с использованием фирм-однодневок. Также было отменено постановление о прекращении предварительного следствия по уголовному делу № 850462 (незаконное приобретение ЗАО «СПГЭС» права собственности на муниципальные объекты). Дело взято на дополнительное расследование, которое поручено взять под личный контроль городскому прокурору.
Это означает, что «эра процветания» СПГЭС может уже очень скоро закончиться. Недовольство россиян ростом цен в магазинах и тарифов весьма взрывоопасно. Это прекрасно понимают в федеральном центре. Поэтому фокусы, которые могли пройти незамеченными в период экономического подъема, сегодня уже не пройдут. Бюджет Саратова при Грищенко опустошен настолько, что, на мой взгляд, дальнейшее бездействие правоохранительных органов уже недопустимо.
Вспомним, что при предыдущем мэре Аксёненко долги города составляли всего 350 млн рублей. При Грищенко же долг возрос до 5 млрд рублей. И при этом мэр продолжает выпрашивать новые кредиты, увеличивая долговую нагрузку Саратова. Он уже не раз «шантажировал» центральную власть, прямо заявляя, что город близок к банкротству и Центр срочно обязан помочь новыми вливаниями средств. При этом Грищенко скромно умалчивал, чьим «эффективным» управлением город был доведен до такого состояния.
Метод срабатывал не раз, но сейчас в государстве туго с деньгами. Поэтому запросы Грищенко стали вызывать вопросы. И следственная машина возобновила свою работу не просто так. Ее задача выяснить, каким образом город оказался в таком бедственном положении при столь щедро выданных кредитах.
Неприятности сулит мэру и намеченная на ближайшее время пресс-конференция предпринимателя Виктора Кайнова, у которого отняли здание Института мелиорации в результате рейдерской атаки. Предприниматель во всем винит мэра Грищенко. Скандал был очень громким и не утихает до сих пор. Ходят слухи, чтобы хоть как-то его погасить, мэру даже пришлось подключать покровителей из высших коридоров власти.
Был в этом скандале и один крайне неприятный, можно сказать «кровавый» эпизод. В 2008 году прокурором Саратовской области стал Евгений Григорьев, который пытался довести до конца расследование дела с захватом здания Института мелиорации. Но саратовского «комиссара Каттани» вскоре настигла пуля киллера. И дело снова заглохло… Тем не менее Кайнов упорно продолжает свои попытки добиться справедливости, и, может так сложиться, в этот раз он добьется успеха.
Мэру Саратова не раз удавалось «остаться неприкасаемым», несмотря на неоднократные попытки следователей докопаться до истины многих скандальных историй, которыми изобилует его деятельность на посту градоначальника. Но ситуация сильно изменилась после арестов в Республике Коми. На фоне «дела Гайзера» саратовцы не поймут: почему в их городе федеральная власть до сих пор не навела порядок. С учетом событий в Коми, есть все основания полагать, что возобновившиеся следственные действия будут доведены до логического конца.
Скоро и саратовцы смогут получить ответы на многие будоражащие их вопросы: о коллекции часов Грищенко; о том, сколько денег и куда было выведено из местного бюджета; о том, есть ли счета в зарубежных банках у мэра и его ставленников и в каких заморских странах они предпочитают приобретать собственность, и так далее. А я, по мере своих возможностей, продолжу знакомить читателей с новыми подробностями расследования деятельности «группы Грищенко».
Владимир Викторов
Москва – Саратов – Москва.
Источник информации: интернет-издание «Век.Ру»