«Поправки Галкина»: необходимость или социальная катастрофа?

Автор нашумевших поправок в закон Саратовской области объясняет свою позицию неизбежностью смерти и налогов. Бизнес-сообщество региона выступает против принятия проекта. Обозреватель ИА «ЖКХ-64» разбирался в ситуации (ВИДЕОСЮЖЕТ).

Уже целый месяц бизнес-сообщество Саратовской области изрядно лихорадит: пишутся обращения, даются комментарии, ведется полемика. Камнем преткновения стало возможное введение на территории региона налога на имущество организаций. И реакцию предпринимателей на это понять можно: казалось бы, только-только пришли в себя после всех потрясений и кризисов прошлого года, как появилась новая напасть, причем, откуда не ждали. Настороженное отношение к новому законопроекту только усилил вывешенный на сайте КУИ список строений, за которые придется платить налоги. В их число попали всевозможные административные здания предприятий, столовые, учебные центры и многое другое. В результате бизнес-сообщество настолько воспротивилось этой идее губернатора, что стало называть эти поправки в законодательство не иначе как «поправками Галкина» — по фамилии главы КУИ и, по совместительству, автора законопроекта.

В своих многочисленных обращениях с разных площадок представители бизнес-сообщества давали понять: в том виде, в котором законопроект был представлен обществу, он не может быть принят. Они говорили о том, что прошлогодний кризис слишком сильно ударил по предпринимателям. Они объясняли, что дополнительный налог отпугнет потенциальных инвесторов. Они предупреждали, что может получиться так, что собрать этот налог удастся только один раз: на следующий год собирать его будет уже не с кого. Но их голоса услышаны не были, и вот вчера, 7 октября, предприниматели и власть встретились лицом к лицу в рамках круглого стола, прошедшего на площадке Саратовской областной Думы.

«Звездой» вечера, конечно же, стал глава КУИ Олег Галкин. Он блистал эрудицией, умело вворачивал в свою речь цитаты американских мыслителей на тему налогов. Дескать, что от налогов и смерти не скрыться, что налоги – это плата за проживание в цивилизованном обществе. Однако представителей бизнес-сообщества, тех самых, кому придется платить, убедить ему не удалось. И самое, наверное, печальное – это то, что услышать аргументы другой стороны у Галкина тоже не получилось.

Представители областного правительства четко давали понять участникам круглого стола, что введение данного налога – обязательный шаг, что это придется сделать, чтобы привести законодательство области в соответствие с федеральным, и что ввести налог все равно придется, чтобы выполнить ряд обязательств перед Минфином страны, и еще тысячи причин. Однако самого главного – критериев, по которым будут определять здание, подпадающие под налогообложение, или обоснование принятия максимальной налоговой ставки, они так и не смогли озвучить.

На этот факт им тут же и указали. Депутат облдумы Леонид Писной прямо заявил, что комитет по управлению имуществом региона оперирует непонятными критериями и понятиями, которые устанавливают они же сами.

— Где четкие критерии и понятия, что такое «административное здание»? Что касается представленного перечня, то он тоже вызывает вопросы. Если говорить об оценке, то это полный блеф. Похоже на то, что мы будем ходить по судам и объяснять, что столовая при конструкторском бюро – это не бизнес, а обслуживание сотрудников, — заявил он в своем выступлении.

В ответ на это Галкин дал понять, что выставленный для обсуждения список объектов уже является устаревшим, и о нем можно забыть, он будет переделан. Сам же законопроект возможно и будет доработан, но критерии, скорее всего, останутся неизменными. А главным критерием он назвал площадь помещения вне зависимости от того, приносит она прибыль или нет.

— Ведь человек платит налог за все три свои квартиры, вне зависимости от того, что живет он только в одной из них. Не понимаю, почему мы должны сделать исключение для предпринимателей, имеющих недвижимость, не приносящую прибыль, — заявил Олег Галкин.

Эту позицию подверг жесткой критике Сергей Курихин, отметивший, что даже сдаваемый в аренду торговый центр задействует свою площадь далеко не полностью.

— Многие торговые центры не сдают все 100% своих площадей в аренду. Проектировщики часто делают декоративные моменты в зданиях, они не используются предпринимателями, но из-за своей площади увеличат суммы налогов, — заявил он.

Главной мыслью его выступления стала фраза, что «нет смысла лазить по карманам у умирающего бизнеса».

— Любую благую идею можно довести до абсурда, если воплощать ее подобным образом. Дважды упоминалось о моратории на повышение налогов для предпринимателей. Вы отметили, что такие законы принимают по всей России. Заморозка такого проекта в Саратовской области могла бы привлечь к нам инвесторов из других регионов, — предложил он отложить принятие законопроекта на какое-то время.

Однако и это предложение, которое действительно бы могло обернуться прибылью для региона, показалось главе КУИ малоубедительным. Так же, как до этого малоубедительными показались поправки, предложенные депутатом Альбертом Старенко о снижении налоговой ставки, или же доводы бизнес-омбудсмена Саратовской области Максима Фатеева о возможных последствиях принятия этого закона для делового сообщества.

Итогом заседания круглого стола стало решение о вынесении законопроекта на обсуждение профильного комитета областной Думы. Но на самом деле никакого итога не было. Депутаты и бизнесмены хоть и аргументировали свое неприятие законопроекта, но все-таки показали, что готовы обсуждать его и, возможно, даже принять – но тольк тогда, когда будут четко оговорены критерии и условия, когда будет снижена налоговая ставка, и когда, наконец, будет проведен четкий анализ последствий того, чем обернется для делового мира региона введение дополнительного налога. А вот власть, в лице Олега Галкина, такой готовности к диалогу не показала. Глава КУИ был настолько уверен в непогрешимости своей позиции, что значительная часть доводов оппонентов пролетела мимо его ушей. К каким последствиям может привести такая упертость, остается только гадать, но вряд ли это будет иметь хорошие последствия.

Бизнесмены хорошего не ждут. Они уверены, что введение такого налога затронет весь бизнес в целом. И их точка зрения не лишена резона. Несмотря на заверения Олега Галкина, что мимо малого бизнеса его законопроект пройдет незамеченным, предприниматели знают, что это не так. Как минимум, он затронет огромное количество арендаторов, которые снимают площади в облагаемых налогом зданиях. А значит им придется ждать повышения арендной платы. Глава КУИ считает, правда, что такое повышение аренды маловероятно. А если оно все-таки случится? Смогут ли представители малого бизнеса заработать на нее? Хорошо, если да. А если нет? Тогда малый бизнес разоряется. А следом за ними разоряются и те, кто сдавал площади в аренду. И когда Олег Галкин придет собирать свой налог, он внезапно может обнаружить, что собирать его уже не с кого. Но, как уже было сказано, такой вариант он даже не рассматривает. И, с точки зрения предпринимателей – зря. Потому что описанный сюжет развития событий «попахивает» социальной катастрофой и игнорировать его ни то что нельзя, игнорировать его – это просто преступление.

В любом случае законопроект пока еще не принят – его будут обсуждать на заседаниях в Саратовской областной Думе. Остается надеяться, что бизнесмены и правительство придут к решению, которое удовлетворит обе стороны.

Антон ТУГУШЕВ, Сергей ОКУНЕВ