На самые актуальные вопросы саратовцев отвечает юрист и эксперт в сфере ЖКХ Дмитрий Скорняков.
Декабрь уже традиционно радует (или огорчает, это уж кому как) саратовцев теплой погодой. Осталось всего две недели до Нового года: обилие снега, которое не так давно обрушилось на Саратов, и минусовая температура придают уверенности в приближающейся зиме.
Однако вот уж кого точно нельзя назвать провидцами — так это саратовских коммунальщиков. Они, что называется, «и в снег, и в дождь!», правда, едва ли это высказывание может позитивно охарактеризовать работу ремонтных бригад. Ведь если бы все оперативные задачи были решены в теплое время года, то сейчас не пришлось бы самим усложнять себе жизнь перед праздниками, и не пришлось бы омрачать праздники бесконечными отключениями воды. Впрочем, разговоры об оперативности саратовских коммунальщиков и о количестве прорывов на тепло- и водосетях — это, что называется, «разговоры о вечном» или «старые песни о главном».
И если летом наша редакция привыкла получать гневные сообщения о массовом отключении воды на неделю, а то и на месяц, то в декабре подобные заявления звучат как-то жутко… Сидеть без воды в +30, конечно, малоприятно, но в -10 еще неприятнее, тут уже холодной не помыться.
Так что же делать, если несмотря на холода, вам отключили горячую воду? Разберем несколько классических вопросов от читателей.
1. Воду отключили без предупреждения.
Порой возмущение вызывает не сам факт отключения воды, а ее неожиданность. Неужели нельзя предупредить?? Несмотря на регулярно появляющиеся планы работ, зачастую вода исчезает внезапно. Однако в соответствии с законом так быть не должно:
«Информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения — немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг».
Но все же в данном случае коммунальщиков понять можно. Если где-то в вашем районе произошла авария, необходимо срочно перекрывать воду, чтобы не затопить половину района, а не клеить объявления с предупреждениями.
2. Сколько ждать или «Когда включат воду»?
После того, как вы поняли, что в вашем кране нет воды, и возмутились внезапному отключению, встает вполне логичный вопрос — «А когда появится-то?».
Чтобы получить ответ на это вопрос, необходимо позвонить в диспетчерскую компанию, которая обслуживает ваш дом, в большинстве своем это либо компания «Т плюс» (бывшая «Волжская ТГК») либо компания «ТЭГК Саратов». Обратиться по вопросу отключения лучше напрямую поставщику, а не в УК.
Но все же, помимо «щучьего веления» и прихотей коммунальных компаний, есть и закон, который четко описывает, почему и на сколько можно отключать воду. Обратимся к нему. Тут перед нами встает сразу несколько вариантов. Горячую воду могут отключить:
— На 8 часов в течение одного месяца, но не дольше, чем на 4 часа единовременно.
— При аварии на магистрали на 24 часа.
— Также для проведения раз в год профилактических работ (99% из них проводят летом) или ремонтных работ отключение допускается на 14 суток.
(354-е постановление правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах»).
Да, самый пессимистичный вариант — две недели с тазиком и чайником…
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Время — деньги?
Спустя две недели далеко не факт, что ваши краны вновь станут горячими. Тут, как правило, разъяренные жители начинают звонить в свою управляющую компанию или в диспетчерскую энергоснабжающей компании… Вариант рассказать, что вы думаете о работе коммунальщиков, конечно, привлекает, но есть меры и более эффективные.
Эксперт в сфере ЖКХ Дмитрий Скорняков призывает саратовцев не тратить время на споры с компаниями, а отсуживать законные средства себе. Как оказалось, на отключении воды можно и заработать! Как?
— Если воды нет уже более 14 суток, тут нам на помощь спешит всё то же 354-е постановление Правительства и все то же приложение №1. За каждый час отсутствия горячей воды выше нормы, то есть более чем 14 суток, виновные будут наказаны рублем. Существует нехитрая схема: каждый лишний час без горячей воды снижает общую сумму за ее оплату по окончании месяца на 0,15%.
Лишние сутки с холодным краном сэкономят вам 3,6% оплаты в конце месяца. А лишняя неделя — 25,2%, что уже выглядит неплохо, — рассказывает Дмитрий Скорняков.
Что нужно сделать, чтобы получить компенсацию и перерасчет?
В первую очередь, необходимо написать претензию на имя директора управляющей компании с требованием провести перерасчет в соответствии с постановлением №354. Претензию обязательно написать в двух экземплярах: один отдать в УК, а второй оставить себе — но с печатью, что претензия принята в УК.
Продолжая рассматривать самые крайние варианты, мы с вами, не мывшись третью неделю, направляемся в суд. С претензией в адрес УК и с иском о возмещении положенных нам денег. О судебной практике рассказывает юрист Дмитрий Скорняков:
— Если есть приборы учета и претензия в печатном виде, суд, как правило, встает на защиту жильцов. Кроме того, с управляющей компании взыскивается сама сумма перерасчета, а также штраф в пользу жильца с 50% от основной суммы дела. Плюс моральный вред, но это, как правило, не очень большие деньги.
Итого: кто-то может ругаться на кухне и ожидать, пока горе-рабочие залатают дыры в трубах, а кто-то может отстаивать свои права в суде, и заработать заслуженные компенсации за неудобства.
3. «И это вы называете горячей водой?»
Порой наличие горячей воды немногим отличается от ее отсутствия.
— Да кран едва теплый! Вода почти не греется, а платим как за полноценный кипяток! — такие жалобы нередко поступают к нам в ИА «ЖКХ-64».
Причин тому может быть много, начиная от плохой изоляции труб, заканчивая неправильным строением теплокоммуникаций в доме. Однако в УК разговор один: «Мы какую воду получаем, такую и подаем!».
Однако понятие «горячая вода» имеет не только мысленный образ, но и вполне законные параметры:
Согласно 354-му постановлению Правительства (приложение 2), отклонение температуры воды на 3 градуса днем и на 5 градусов ночью уменьшает стоимость воды на 0,1% в час. Соответственно, если 0,1 процент умножить на 24 часа, а затем на 30 дней, то мы получаем за месяц минус 72% от стоимости за горячее водоснабжение. Соответственно, если температура упала на 6 градусов, то стоимость «горячей воды» для вас как потребителя равняется нулю. Согласно нормативам, нормальная температура горячей воды составляет 60 градусов по Цельсию, плюс-минус три градуса является допустимым отклонением.
Остаётся вопрос: Как определить температуру, а главное, как доказать, что она ниже нормы?
На этот вопрос нам вновь отвечает юрист и эксперт в сфере ЖКХ Дмитрий Скорняков:
— Для начала нужно запросить показания приборов учета в вашей управляющей организации — или ресурсоснабжающей организации, если вы платите напрямую по договору. Из этих документов видна температура теплоносителя, его объем, калории. Расчет показателей прибора учета можно сделать за месяц, а можно по дням. С этими документами вы подаете иск в суд самостоятельно или обращаетесь за помощью к юристу. Исходя из своего опыта, могу сказать, что с подобными проблемами сталкивается 90% домов. В советское время в жилых домах стояла «обратка», а сейчас «тупиковая система», при которой в любом случае вода будет не того качества, как нам хотелось бы, ее надо сливать. А прибор все фиксирует, любые отклонения сразу же будут видны, — пояснил юрист.
Подготовил Сергей ОКУНЕВ