Обозреватель ИА «ЖКХ-64» попытался проникнуть в тайны средневековой жизни в интерпретации организаторов фестиваля.
В минувшую субботу, 3 сентября, в Саратове прошел фестиваль «Один день из жизни средневекового города», активно рекламировавшийся последние несколько месяцев как в местных СМИ, так и в социальных сетях. Обозреватель ИА «ЖКХ-64» отправился туда, чтобы выяснить, что же такое было на территории нашего города в средние века, и что именно саратовский фестиваль может предложить как зрителям, так и участникам.
Дорога
Чтобы добраться до места проведения фестиваля, словно обычный горожанин, узнавший о нем из Интернета, я решил воспользоваться предоставленными городскими властями автобусами. На почти миллионный город было организовано всего два посадочных пункта. Один находился у краеведческого музея, второй — у здания администрации Заводского района. Я решил, что мне проще доехать до Заводского, чем тащится до Музейной площади, а оттуда — через весь город. И это была моя ошибка. Как показала практика, водители автобусов, не мудрствуя лукаво, забивали на Музейной сидячие места, а в Заводском районе — стоячие. Исключение составляли заказные автобусы, предназначенные для школьников. В результате увезти всех желающих со второго пункта сразу возможности не было, из-за чего там образовалась солидная очередь, в которой мне и пришлось постоять. Забравшись, наконец, в автобус (чувствовалось, что водителю хочется крикнуть привычное: «проходим, проходим в середину салона!»), я выяснил, что придется делить его с учениками двух шестых классов. Соседство, скажем честно, так себе. Освобожденные от родительского и школьного контроля детишки выступили по полной программе, да так, что через полчаса действия царя Ирода уже не представлялись такой уж жестокостью. Ситуацию осложняла пробка: судя по всему, каждый второй саратовец, имеющий автомобиль и увидевший рекламу фестиваля, решил рвануть туда на машине, чего не рассчитанная на такой трафик дорога не выдержала. Путь от администрации Заводского района до Увека занял два с половиной часа, проведенных в автобусе без кондиционера («кондиционеров нет, но вы держитесь», как метко заметил наш глава минтранса Николай Чуриков) и по соседству с беснующейся школотой. Когда, наконец, автобус остановился на конечной и открыл двери, в которые тут же ворвался свежий ветер, щедро перемешанный с увекской пылью, я выдохнул и отправился оценивать уже сам фестиваль, надеясь, что он с лихвой возместит все неудобства дороги.
Восточный базар
Многие скажут, что после таких дорожных приключений вряд ли удастся остаться нейтральным при оценке самого мероприятия. Может быть. Но я в таких случаях вспоминаю прошедшую у нас накануне сочинской Олимпиады эстафету олимпийского огня. Мероприятие заняло весь день, в городе была оттепель, временами пытался пойти дождь, так что на Театральную площадь, которая была конечной точкой эстафеты, я прибыл изрядно уставший, голодный и с промокшими ногами. Но заиграла музыка, началась концертная программа, и внезапно оказалось, что все не так уж плохо: усталость прошла, а мокрые ботинки казались всего-навсего досадным недоразумением, которое не должно было портить настроение.
На Увеке такой сказки, к сожалению, не произошло. Площадка мероприятия встречала зрителей пыльным ветром, донимавшим всё проведенное там время, что вряд ли радовало разгоряченных и потных саратовцев, выбиравшихся из подъезжающих автобусов. Вместо сказочного мира средневековья первое, что видел любой добравшийся до Увека — это длинный ряд шашлычных и торговых рядов, превращавших фестиваль в какое-то подобие рядов у Сенного или Крытого рынков. Сходство усугублял воткнутый неподалеку плакат, извещавший граждан о проведении в области Года хлебороба и готовности к концу жатвы намолотить в закрома Родины какое-то очередное рекордное количество злаков.
— Здесь кошмар! Жарко, пыльно, еле добрались! — громко делилась впечатлениями по телефону какая-то зрительница. — Не приезжай! Интересного мало, а на рынке продают всё то же самое, только в три раза дороже!
Цены в торговых рядах, действительно, поражали не в лучшем смысле этого слова. Складывалось ощущение, что торговцы решили компенсировать на этом фестивале все убытки от мирового экономического кризиса. Побродив немного по торговым рядам и прослушав льющуюся со сцены, сделанной в виде древнерусской ладьи, песню о казацкой крови, я прошел на историческую часть фестивальной площадки, ради которой, собственно, и затевалось всё моё путешествие.
Ставка эмира
Несмотря на свое претенциозное название «Один день из жизни средневекового города», самую главную фигуру — этот самый средневековый город зрителю так и не показали. И, как мне кажется, в этом и заключается главная ошибка организаторов. Потому что, когда я еду на фестиваль «Рыцарский замок» в городе Выборге, я там нахожу рыцарский замок — вот он стоит, унылая громада XIII века, неоднократно достраивающаяся и перестраивающаяся впоследствии. Когда я отправляюсь в Москву на фестиваль «Времена и эпохи», то они, эти самые времена, там тоже представлены изрядно. На Увекском фестивале следы славного городского прошлого вы можете увидеть только в музее. Сам же фестиваль — это несколько разбросанных в разных углах площадки лагерей, над которыми главенствует «полевая ставка эмира». Что полевая ставка делает в городе — неизвестно, оставим это на совести организаторов. Также оставим на совести организаторов унылые исторические сводки, сообщающиеся в разных местах какими-то однообразными механическими голосами. Поскольку какого-либо единства в действиях участников не наблюдалось, создавалось ощущение какой-то разобщенности и неорганизованности в работе мероприятия.
Хотя, наверное, единственные, к кому нет никаких претензий — это рядовые участники фестиваля, которые всеми силами пытались создать хоть какое-то движение и иллюзию действа на мероприятии. Торговцы расхваливали свой товар (поскольку большая часть народу уже успела потратиться у неисторических торговцев, то выручка у реконструкторов была не очень, в основном, народ рассматривал товар, пользуясь тем, что за «погляд» деньги не требовали), ремесленники на глазах у публики изготавливали разные изделия, рядовые участники устраивали сражения (скажем честно, не слишком рьяно — может быть, уже устали за день), пытались заинтересовать публику выступлениями или доступными развлечениями вроде стрельбы из луков.
Краткая выжимка
Увекский фестиваль в том или ином виде проходит уже пятый год. Ваш покорный слуга сам был его участником в 2014 году. В 2015-м посетить его не удалось, в этом году побывал на нём уже в качестве зрителя. Что могу сказать в итоге: для фестиваля с пятилетней историей — откровенно слабо. Прежде всего — мало удобств для зрителей. За пять лет городские власти (тут скорее их вина) так и не смогли сделать место мероприятия более доступным. Дорога к Увеку не справляется с подобным трафиком — это факт; даже те, кто приехал на фестиваль на личных авто, рассказывали, что добирались от полутора до двух часов.
Площадка, на которой проходит мероприятие, тоже далеко не идеал. Да, оттуда открывается чудесный вид на Волгу, но одним видом сыт не будешь. Вырубленная до глины дорога, проходящая через всю фестивальную площадку, является генератором пыли, которая за день плотным слоем оседает на всём близлежащем. Места для посиделок есть только на траве, но следует учитывать, что сидеть на травке — удовольствие на любителя. Никаких лавочек или скамеечек для зрителей не существует. Так что, если хотите посидеть, полюбоваться окрестностями — захватите с собой плед. Не помешает.
Несмотря на пятилетнюю историю, фестиваль так и не стал популярным среди российских реконструкторов. Число участников невелико, и чтобы нивелировать их количество, организаторам приходится забивать пустое пространство торговыми рядами, которые предлагают товары, мало имеющие отношение к реконструкции, по завышенным ценам. Обилие и засилье этих торговцев создавало впечатление, что ты побывал не на историческом мероприятии, а побывал на одном из городских рынков.
Из-за небольшого количества участников на площадке отсутствует какое-либо действо. Вы не увидите здесь широкомасштабных маневров или сражений воинов, поединков, конных или пеших. Нет. В одном углу стреляют из лука, в другом — куют подкову, в третьем — машут копьями, но какого либо отлаженного сценария нет. Все как-то само по себе, вяло и неинтересно.
И, наконец, за пять лет фестиваль практически не изменился. По большей части всё те же лица, очень часто — в тех же костюмах и доспехах, что два-три года назад. Ну, может быть, увеличилось количество шатров. Но самого главного действующего лица, заявленного в названии — средневекового города — так и не появилось. Обидно. Надеюсь, в будущем эта ситуация изменится.
Антон ТУГУШЕВ