Не так давно в Общественной Палате Саратовской области обсуждались вопросы обращения с коммунальными отходами в регионе и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Выступающие указали на недостаточную проработанность мер, призванных бороться с данными проблемами, ссылаясь, в том числе. И на многочисленные обращения граждан по факту незаконных мусорок в разных районах области, преимущественно в сельской местности.
Нельзя не признать, что эта тема является одной из самых актуальных для региона. Не проходит и дня, чтобы в соцсетях активные граждане не поднимали проблему загрязнения окружающей среды, указывая на новые места незаконного складирования мусора. Но это одна сторона медали: даже уже организованные полигоны для складирования ТБО не справляются со своей функцией. Одним из главных событий августа стал пожар на мусорном полигоне рядом с Пугачевым, привлекший внимание не только широких народных масс, но и врио губернатора Валерия Радаева,который был вынужден взять ситуацию под свой контроль. Так что не удивительно, что общественники решили заняться этой темой.
Основные составляющие проблемы, основываясь на личном опыте и общении с людьми, обозначил председатель комиссии по экологии природопользованию и чрезвычайным ситуациям региональный ОПы Андрей Крупин.
Основные трудности в обращении с коммунальными отходами, по его словам, вскрываются на местах. Собравшиеся вспомнили проблемы со сбросом бытовых отходов вдоль берега Волги, например в районе села Воскресенское загрязнено около 112 километров прибрежной зоны. Всего же на данный момент на территории области насчитываются 405 стихийных свалок, в сумме занимающих более 40 гектаров. При этом законных полигонов для хранения отходов всего 15.
Член общественной палаты Марина Крупчак эмоционально высказалась, что в Саратовском районе нужно выдавать противогазы из-за запаха и дыма, появляющихся в результате сжигания мусора. Этой картине она противопоставила село Козловка Питерского района. По словам общественницы, там везде висят плакаты с номеров телефона, после звонка по которому к месту незаконного сжигания мусора в течение 10 минут выдвигается группа реагирования. Аналогичную инициативу она предлагает ввести и во всех районах области. Большинство нарушителей, жгущих мусор на своих участках — это городские жители, приезжающие летом на дачи или к родственникам. Участники заседания пришли к выводу, что жечь мусор на личных участках могут те, у кого для этого есть достаточно денег. Поэтому наиболее действенным способом контроля могут стать штрафы.
Для выявления всех фактов нарушений предложили взаимодействовать с МЧС, имеющими достаточное техническое обеспечение, и привлекать активистов от СНТ. Эту точку зрения поддержала зампред ОПы Валентина Богданова: по ее мнению, лишь наличие заинтересованных лиц в каждом районе позволит выявлять и пресекать все факты нарушений.
Представители некоторых районов области рассказали о трудностях при заключении договоров с подрядными организациями по выводу мусора. Поскольку на следующий, 2018 год, намечено создание Регионального оператора по обращению с коммунальными отходами, данные проблемы должны отойти в прошлое.
Под конец встречи слово взял Дмитрий Аксенов, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области.
«Вести просветительскую работу необходимо не через мало кому известную местную газету, а с помощью интернета и билбордов», — заявил он.
Также Аксенов уточнил, кто может составлять протоколы по обсуждаемым нарушениям. Прокуратура работает исключительно с организациями, а вот конкретных физических лиц могут оштрафовать только сотрудники полиции или оригинальных администраций.
Одной из мер для контроля ситуации, связанной с незаконным хранением и уничтожением бытовых отходов может стать интерактивный ресурс от ОНФ. Однако не все участники заседания согласились с удобством данного инструмента: отметить на нем возможное место стихийного сброса мусора получилось далеко не у всех. В итоге все решили, что помочь в работе над этим смогут совместные усилия.
К сожалению, обозначив основные острые углы вопроса, саратовские общественники предпочли переложить ее решение на регионального оператора, отведя ему роль то ли deus ex machine, который появится и одним махом решит все проблемы, то ли крайнего, который будет пытаться разобраться в ситуации, чтобы решить ее, давая тем же самым общественникам возможность критиковать его за не слишком активные действия. По сути, никаких конкретных решений предложено не было, а уже существующие возможности хоть как-то повлиять на ситуацию были подвергнуты критике – как то же самый ресурс ОНФ. Между тем, общественникам бы следовало уже сейчас начать прорабатывать те проблемы, с которыми может столкнуться регоператор (а он наверняка с ними столкнется), чтобы в случае их возникновения, их можно было решить с меньшими затратами времени и усилий.
Александр ВОЛК