Повышать цены в этом году в России стало модным. «Коммуналка» — бам, на несколько процентов. Продукты питания – бам, еще несколько процентов. Сфера транспорта решила не отставать, и разговоры о повышении цен на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях начали несколько месяцев назад. Но последние комментарии перевозчиков внесли сумятицу в привычную дискуссию о необходимости роста тарифов.
Ясное дело, руководители транспортных компаний не хотят работать себе в убыток, власти региона – социальной напряженности. Последний раз цены повышали в августе прошлого года. За это время, говорят, значительно увеличились затраты на стоимость самих транспортных средств и их ремонт, запчасти и бензин. А значит, выросла и себестоимость перевозок.
К тому же, как не устают говорить представители власти, в Саратове практически самый дешевый тариф на проезд. В Самаре – 23 рубля, в Нижнекамске и Пензе – 18 рублей. И это при том, что в соседней Пензе тариф был 20 рублей, но волевым решением местного правительства его снизили до 18 рублей. А Саратов отстает? Не дело.
Но если повышать, то насколько? Начались разговоры, как обычно, с банальных запугиваний. Так, звучала цена в 24 рублей, в 26 рублей. Потом, естественно, выступили представители правительства, и заявили, что повышение если и будет, то максимум на 3-5 рублей. Казалось бы, если повысить цену на несколько рублей, то все останутся в выигрыше: перевозчики получат дополнительную прибыль для покрытия издержек и обновления автопарка, правительство – спокойную реакцию со стороны жителей.
Система повышения проверенная, все должны быть довольны. Но тут в диалог с совершенно неожиданной стороны вступает сторона перевозчиков. В этот раз они честно признаются, что если повысить цену за поездку даже на 5 рублей, то счастья не будет. Никаких тебе обновлений состава, внедрения новшеств, кондиционеров, в конце концов. Как говорится, ваши пять рублей, что мертвому припарка.
По словам перевозчиков, оптимальная цена, которая покроет все издержки – 30 рублей. 30 РУБЛЕЙ! Невозможно, верно?
Выход из ситуации предложил перевозчик из Балакова – стоит обратить внимание на опыт других регионов. Например, на Кировскую область. Местные власти компенсирует 100% льготного проезда, за счет чего транспортные предприятия не работаю себе в убыток, и имеют возможность регулярно обновлять автопарк. Если Саратовская область переймет подобный опыт, то в регионе не придется повышать тарифы, так как большая часть пассажиров – льготники (50% — в автобусах, 70% — в электротранспорте). Кстати, сейчас, как звучало на заседании ОП, перевозчикам должны 240 млн рублей за тех самых льготников.
А дальше начинается самое неожиданное. Так, городские депутаты заявили, что повышать тарифы просто необходимо.
Депутат Саратовской городской думы Юрий Ерофеев:
«Тарифы на проезд в любом случае будут повышаться. Мы прекрасно понимаем, что бензин и запчасти дорожают. А то, что бюджет Кировской области может себе позволить компенсацию – это хорошо. Надо понимать затраты перевозчиков, но я не владею такой информацией».
Депутат Саратовской городской думы Виктор Марков:
«Мы никуда не денемся от повышения тарифов. Кировская область – она меньше. Решать какими-то полумерами – это дело опасное и не благодарное. При лавинообразном повышении это повернется волнениями, для населения это болезненно. Я считаю, что для нас это не актуально. В бюджете денег нет и кроме как от повышения тарифов получить их негде».
Не будем вспоминать обаятельные речи про необходимость перенимать опыт успешных регионов и с понимаем отнесемся к проблемам бюджета. Ведь у каждого, так сказать, свои проблемы. И при трезвом взгляде на ситуацию ясно, что волшебства не бывает. Хотя некоторые и мечтают о таковом. Например, председатель регионального движения автомобилистов России Алексей Битюцкий считает, что проезд должен быть бесплатным не только для льготных категорий граждан:
«И перевозчик по-своему прав и правительство, которое не хочет брать на себя такое бремя. Но я приверженец кардинального решения – проезд в общественном транспорте должен быть бесплатным для всех, как в Эстонии.
Услуги должны оказывать не частные перевозчики, а государственные транспортные организации. Конечно, товарищ, который привел в пример Кировскую область совершенно прав. Я с ним полностью согласен».
Но как же тогда быть со мнением тех, кто непосредственно работает в транспортной отрасли. Так, один из специалистов в предприятии, которое является фактически ключевым перевозчиком в Саратове, поделился своим видением ситуации. Правда, на условиях инкогнито, несколько раз попросив не указывать его имя и фамилию, а также название компании. Может быть, во избежании проблем из непопулярного мнения?
«Повышение тарифа нам практически ничего не даст, потому что большая часть пассажиров – льготники. Обычный тариф нам даст небольшую добавку, а полная компенсация за льготников даст нам в разы больше средств. Пусть даже не 100%, а 90-80% — нам это будет большая польза».
Вот и выходит, что власти говорят о необходимости хотя бы частично решить проблему с общественным транспортом за счет карманов жителей области. Городские депутаты Саратова, даже признавшись, что не разбираются досконально в ситуации, все равно говорят, что повышать тарифы нужно. А те, кто работает в самой сфере, предпочитают хоть и инкогнито, но говорит о том, что проблему-то честными плательщиками за проезд не решить. Так может, стоит вообще отказаться от повышения тарифов, если 3-5 рублей погоды не сделают?
Хотя ясно одно – платить больше жители области будут, получать больше комфорта в общественном транспорте жители не будут. А разговоры, традиционно, останутся разговорами.
Ася Карнаухова.