Прошла ровно неделя с тех пор, как я побывал в славном городе Кострома. Многие ли из вас знают об этом городишке, без википедии и гугла? Признаться, и я не блистал большими познаниями до поездки, в моей голове и вовсе сложилась ассоциация о городе, примерно схожем с Саратовом по населению и инфраструктуре, однако я ошибался.
В Костроме, по состоянию на 2015 год, проживают около 270 000 человек, что существенно меньше, чем в Саратове. При этом Кострома – областной центр, к тому же, входящий в «Золотое кольцо России». Узнав об этом, образы в моей голове изменились и стали похожи на ассоциации с городом Тулой, где у каждого подъезда самовар, а пряниками платят зарплату.
Так что же это за город?
Необъятная Россия…
Первое, с чем я столкнулся – конечно же РЖД. В нужное мне время, а это была суббота, в Кострому поездом было попасть невозможно. Точнее, из Саратова в Кострому в любое время попасть невозможно – прямого сообщения у нас нет. Ни автобусного, ни железнодорожного, ни авиационного. Также попасть туда через Иваново, Ярославль и Нижний Новгород – было тоже невозможно. Только через Москву.
16 часов на плацкарте и шесть — в сидячем вагоне. И того – больше суток до места назначения, ведь между двумя поездами был перерыв в несколько часов.
Подъезжая к Костроме, у меня и вовсе сложилось впечатление, что передо мной должно открыться что-то кардинально новое, будто я попал в ту часть России, где никогда не был. Ощущение это связано, скорее, с долгой поездкой, ведь за это время я мог доехать до Питера, который к слову на 500 километров дальше от Саратова (если по прямой).
Тем больше было мое удивление, когда я увидел очень знакомый пейзаж – Волга, два города друг напротив друга, связанные мостом, который будто срисован с Саратовского. И даже Ж/Д мост находится примерно там же, где должен находиться, будь я в Саратове. Однако, что-то в этом городе сразу выдавало его несхожесть со «столицей Поволжья»…
Город в лесу…
Выйдя из поезда, пройдя вовсе невзрачный вокзал, я не мог избавиться от ощущения чего-то необычного. Мне стоило пройти несколько кварталов, чтобы понять, что это. Зелень! Такого количества зелени, деревьев, кустов, газонов, которыми, казалось, усеян весь город, я не видел нигде. Притом, речь даже не столько о высадках, парках, скверах, которых в центре города уйма, сколько о полноценных лесных островках прямо в центре города! Проходя по центральной улице Советской (аналог нашей Московской), в просветах улиц, которые уходят то вправо, то влево, можно увидеть высоченные березы или даже дубы. То есть улицы буквально уходят в лес. Нет, так не везде, таких мест я нашел всего два или три, где улицы в буквальном смысле становятся лесом, но сколько вы знаете таких мест в Саратове? Где, к примеру, можно увидеть березовую рощу в районе улицы Кутякова или Рабочей? Мне приходит в голову только дорога у 9-й Дачной, проходящая сквозь «Кумысную поляну», но это далеко не центр города. Да и у нас таких дорог можно по пальцам перечесть, а в округах Костромы они все такие. Дороги сквозь леса.
Уже через несколько дней я пообщался с несколькими долгожителями, которые жаловались, что в последнее время деревьев становится меньше. После этого мне стало как-то жутковато, в голове вновь рисовались образы непролазного бурелома, посреди которого крупный российский город… Так или иначе, Кострома — это уверенный ответ всем тем (и в первую очередь — саратовским властям), которые говорят что в крупном городе невозможно содержать хорошую экологическую обстановку и большое количество зеленых насаждений.
Кому в России ездить хуже?
Любимая тема саратовцев, да и наверное кого угодно, кто живет за МКАДом, это дороги и общественный транспорт.
Несмотря на то, что население Костромы вовсе небольшое, пешком этот город вы и за сутки не обойдете. Город поделен на две части Волгой (аналог Саратова и Энгельса), между ними мост, о котором я уже упоминал. Плюс есть еще небольшой приток к Волге, который делит правобережье еще на две неравные части. Таким образом, Кострома расположилась аж на трех частях суши, которые разделены Волгой и речкой Кострома. Это я к чему? К тому, что без общественного транспорта тут не обойтись.
Прибыв в Кострому в 6 утра, я был приятно удивлен активностью общественного транспорта, мимо меня пролетали маршрутки с очень заядлой периодичностью. Проблем с транспортом в городе нет, это я понял за три дня, проведенные в Костроме. К тому же есть такси, цены на которое весьма приемлемые. За переезд из одной точки города в другую (в Саратове — из Ленинского в Заводской) вам придется отдать чуть больше 100 рублей.
За время поездки я не раз прибегал к помощи таксистов: незнание города, нехватка времени и т.д. И очень уж странно для меня звучали рассказы про плохие дороги. Я честно пытался понять, что эти странные водители считают плохими дорогами, весь центр и ближняя окраина города для меня выглядела просто идеально.
— Да что вы знаете о плохих дорогах? Вы Огороднюю видели? Вы по окраинам Ленинского катались? — хотелось мне спросить, но это, наверное, звучало бы странно. Поэтому я просто рассказывал о том, как у нас «по крышу» уходят под землю машины, как для того, чтобы в центре заделали яму, нужно нарисовать на ней лицо чиновника, и так далее. То есть все то, что привычно саратовцам. Послушав мои истории, костромичи будто обижались и хотели доказать, что их дороги хуже. Аргумент, как правило, был один – «Да это перед выборами сделали!». И впрямь, я не упоминал, но приехал я буквально за день до выборов. А их в регионе было сразу три, в том числе и губернаторские…
Я действительно допускаю, что до выборов дороги были хуже, но помните ли вы последние выборы в Саратове? У нас сделали 100% дорог? Да хотя бы 20% сделали? Не помню такого… Очередной 100500 слой на Московской положили и… ай, что я вам-то доказываю? Сами все знаете…
Две набережные и один пляж на двоих
Следующим открытием для меня стала Костромская набережная. Выглядит она довольно скромно, никаких многоярусных систем вы тут не увидите. Ярус один, и он чем-то напоминает саратовский Затон. Наверное, тем, что одна из главных дорог проходит прямо по береговой линии. Тем не менее, черт возьми, опять повсюду эти деревья! Одна из главных достопримечательностей города – беседка на набережной, которая очень напоминает саратовскую Ротонду, только памятника целующимся мужикам рядом нет…
Беседка вновь находится будто в лесу, рядом — плотные высадки деревьев (не тополей!) и бесчисленное количество газонов. Газоны на набережной — это вообще отдельная история, на них горожане и едят, и лежат, и загорают наверное (сам не видел, было всего 6 градусов тепла).
Загорать, кстати, тут и без того было где. Прямо на набережной, чуть поодаль от ее центральной части, расположен официальный пляж. Чистый песок, чистое дно, спортивная площадка. Всё как у людей. Помнится, когда речь шла о подобном пляже на набережной нашего города, кто-то из саратовских чиновников очень опасался толп нудистов, которые почему-то должны были оккупировать этот пляж. Толп костромских нудистов я не обнаружил…
Архитектура и застройка
Прочитав все это, задайте себе вопрос – хотели бы вы жить в Костроме? Нет, не прямо сейчас, собрать вещи и уехать, а теоретически? Думаю, многие хотели бы. Так почему же город с очень хорошей инфраструктурой и экологией, с богатой историей и культурой имеет такое маленькое количество населения? К тому же рядом, в нескольких часах езды — Москва и Ярославль.
Ответ очень простой: застройка. В центре и ближайшей окраине нет ни одной девятиэтажки. Нет районов типа Солнечного или Юбилейного. При этом нет и развалин, которыми пестрят улицы Соколовая, Кутякова… Город в основном состоит из 5-6-этажных домов, многие из которых построены еще в начале 20 века, однако из-за правильного содержания и ремонта выглядят они весьма добротно.
Появись в городе «новый развивающийся микрорайон» с десятком безликих многоэтажек, я уверен, его заселили бы в первые же месяцы. В отличие от тех же Солнечных и Юбилейных, где десятки домов до сих пор стоят пустые.
Если коротко обозначить тезис по безликой застройке: в Саратове – не нужно, но строят, в Костроме – могли бы, но не строят. Пообщавшись с человеком, долгое время проработавшим на рынке недвижимости, я узнал, что это определенная концепция, а не случайность.
Бренд
И вообще, если говорить о Костроме как о городе, стоит отметить очень большое внимание к брендированию и рекламе. При этом, огромного потока туристов в регионе нет, но относятся к этому с умом. Пройдя по центру города, на каждой клумбе, на каждой лавочке, на каждой кованной ограде вы увидите то или иное изображение герба Костромы. Тут вообще сложно побывать пару часов и не запомнить областной герб. И просто десятки, если не сотни! Нужно приводить аналогии с Саратовом??..
Также удивительно встречать это в бизнесе. Если торговый центр – то «Кострома». Если ресторан — то «Костромской». Если гостиница то ее название вы уже, наверное, угадали.. Может, это и звучит странно и непривычно, но в чем-то правильно… Вспоминаем Саратов: пентагон, триумф и хеппи моллы… эх…
Мораль
Я провел в Костроме трое суток. И почти уверен, что если дать прочитать этот текст коренному Костромичу или тому, кто живет в городе уже несколько лет, в меня полетят камни. Найдется десяток-другой проблем, которых я не заметил и жители города на Волге с удовольствием их подчеркнут, указывая на мою некомпетентность. И будут правы, наверное. И вспомнят, конечно, о выборах, к которым все вылизали и починили. А «завтра все будет как у всех». Может оно и так, однако, как я уже говорил, в таком состоянии как Кострома, наш город я не видел ни перед какими выборами. И даже если это показуха – у нас и показуху сделать не могут…
Могут полететь в меня камни и от соседей по Саратову, ведь во многом я рассказываю о недостатках нашего города, но речь немного не о том. Данный текст – это ответ на заблуждения, а не вовсе не критика. Заблуждения о том, что в развитом городе не может быть благоприятной экологии, лесопарковых зон, о том, что такие дороги как в Саратове, везде, кроме Москвы и Питера, о том, что пляж в шаговой доступности от центра города – невозможен, и без дурацких пустующих микрорайонов не обойтись… И так далее, далее и далее.
Одним словом – есть чему поучиться нашим властям!..
Сергей Окунев специально для «ЖКХ64«