Стороннее расследование дало три версии аферы, жертвой или автором которой был депутат Саратовской областной Думы Леонид Писной.
Уже не первый год в Москве расследуется дело так называемой группировки «решальщиков», продававших в 2010 году, в конце первого срока Павла Ипатова, пост губернатора Саратовской области. Напомним, в столице в декабре 2012 года арестовали нескольких бизнесменов, входящих в эту группировку. Теперь трудно сказать, были ли они аферистами, или действительно, как утверждали, имели связи в администрации президента, однако их офис находился в смежном помещении с тогдашним ведомством Сергей Нарышкина. В пользу последнего говорит, прежде всего, то, что достаточно искушенные в политике и бизнесе люди отдавали «решальщикам» многомиллионные авансы под будущие должности.
По версии следствия, 2 млн евро и 38,5 млн рублей лишился один из депутатов Саратовской облдумы, оставивший в банковской ячейке аванс за должность главы нашего региона. Хуже дело кончилось для бывшего владельца «Саратовстекла» Михаила Ланина, который пытался приобрести у «людей из администрации президента» посты себе и сыну в «Олимпстрое» и центральном аппарате МВД. Как считают правоохранители, в ходе переговоров во французской Ницце Ланин, уже успевший передать «партнерам» 200 миллионов рублей, был застрелен членами группировки
Версия первая: следственная
В моем распоряжении оказался текст обвинения, предъявленного арестованным членам группировки, который, наконец, проливает свет на фабулу произошедшего. Помимо этого, есть версия адвоката одного из предполагаемых лидеров «решальщиков» — бывшего сотрудника федеральной налоговой службы Михаила Коряка. Защитник уверен, что никакой покупки должностей вовсе не было, а речь идет о прикрытии другой денежной аферы, в которой потерпевшие и обвиняемые должны поменяться местами.
А теперь все самое «вкусное» по порядку. Упомянутый Михаил Коряк привлечен в качестве обвиняемого по заявлению депутата Саратовской областной Думы Леонида Писного и его многолетней помощницы и бизнес-партнерши Елены Денисовой. Дальнейшее изложено в имеющихся у меня документах следствия со всеми приличествующими подписями и печатями.
По собственным показаниям Писного, группа предприимчивых людей предложила ему содействие в его назначении губернатором Саратовской области. Денежный задаток за услугу Елена Денисова, действуя от имени депутата, поместила в ячейку столичного «Судостроительного банка» по адресу Смоленский бульвар, дом 7. При этом первоначально единственной потерпевшей в этом эпизоде проходила Денисова – деньги якобы принадлежали ей, но потом список был дополнен и саратовским депутатом. 12 февраля задаток в сумме двух миллионов евро были помещены в банковский сейф. Как было сообщено Писному, процесс закладки денег будет контролировать сотрудница администрации президента Ольга Батаева, роль которой играла сообщница. Она и подтвердила Денисовой на месте прежние договоренности. Для их выполнения группировка требовала от саратовского депутата дополнить аванс до суммы в пять миллионов евро, но удалось сторговаться только еще на одном миллионе. После нескольких встреч лже-сотрудницы АП с Леонидом Писным в здании московского ГУМа Елена Денисова доложила в ячейку банка еще 38,5 млн рублей.
После чего, вечером 1 марта, неизвестный член группировки приходит в «Судостроительный банк» якобы для того¬, чтобы воспользоваться заранее арендованной на поддельный паспорт ячейкой, и неустановленным способом открывает соседний сейф №280, в котором находятся деньги на сумму 121,9 млн в рублевом эквиваленте. После чего исчезает, а «решальщики» оставляют Леонида Писного с носом, после чего он пишет заявление в Следственный комитет. Это официальная версия правоохранительных органов.
Версия вторая: адвокатская
Но есть и еще одна точка зрения. Нам удалось пообщаться с адвокатом Сергеем Барабановым, представляющим интересы Михаила Коряка. Напомним, он считается главой банды аферистов, обманувших Леонида Писного, а также замешенной в ряде других похожих преступлений, о которых – не здесь и не сейчас.
Естественно, по его мнению, Коряк невиновен. По словам Барабанова, Леонид Писной действительно был знаком с Михаилом Коряком. Последний, возглавляя некий созданный в Москве «Фонд содействия социально-экономическому развитию муниципальных образований», обещал Писному помощь в предоставлению его компании «Саратовоблжилстрой» контрактов на строительство жилья для Минобороны, но проект якобы — так утверждает Барабанов – не был доведен до логического конца. По мнению Защитника, Михаила Коряка сделали в истории крайним, поскольку следователю поступил на него заказ от партнерши, с которой он имел дело до этого – некоей Бальзамовой.
Адвокат считает, что Леонид Писной, либо Елена Денисова инсценировали историю с покупкой губернаторской должности, чтобы потом предъявить многомиллионные претензии «Cудостроительному банку» за кражу у них несуществующих денег. Конечно, установление истины не входит в работу адвоката, ему платят за защиту версии клиента вне зависимости от ее правдивости. Насколько она убедительна, решать не только суду, но и читателю. Кража денег из банка — достаточно странное занятие для строительного магната-миллиардера, к коим относится Леонид Писной. Но в свою пользу у Сергея Барабанова тоже есть аргументы.
Прежде всего, адвокат обращает внимание: кандидатуры на пост губернатора Саратовской области, как и положено по закону, были внесены президенту Борисом Грызловым 23 декабря 2009 года, то есть до описанных выше событий. Леонида Писного среди этих людей, само собой разумеется, не было.
— В сложившейся ситуации, никто, даже президент РФ, не мог бы назначить Леонида Писного на должность саратовского губернатора, не нарушив закон, — рассказывает Сергей Барабанов. — Будучи депутатом Саратовской областной Думы, членом партии «Единая Россия», Писной не мог не знать, что он не при каких условиях не мог бы стать губернатором по формальным признакам, и планировать за это «вознаграждение» в данных условиях – это полный абсурд. Можно с уверенностью говорить о том, что, зная всю процедуру назначения на государственную должность, Писной просто не мог положить свои деньги в банк на «покупку» должности губернатора. А вот с какой целью он это сделал и должно бы разбираться следствие, но ему это пока не интересно. Еще большее недоумение вызывает поступок Денисовой, — продолжает адвокат Сергей Барабанов, — которая 1 марта 2010 года, продлив аренду ячейки на полгода, уже 3 марта в сопровождении действующих сотрудников правоохранительных органов Саратова прибывает в банк с требованием вскрыть ячейку и проверить ее содержимое.
У Леонида Писного украли не его личные деньги, а деньги, которые принадлежали его якобы деловому партнеру Денисовой, которой, на этом основании, был причинен материальный и моральный вред. Именно благодаря Елене Денисовой, и помогающих ей сотрудников правоохранительных органов Саратовской области, возбудили уголовное дело в Москве и признали не ее, а Леонида Писного, потерпевшим. Самое интересное, что после передачи уголовного дела в СКР, вопрос по «возмещению ущерба» уже Денисовой рассматривался не в Московском суде, как определено в банковском договоре и действующем процессуальном законодательстве, а в городе Саратове. Естественно, все суды были успешно выиграны, Денисова, наверное, только ей известным способом убедила, что действительно в ячейке находилось 2 млн евро и 38,5 млн рублей, которые уже ей возмещены банком. Для определения суммы ущерба для регионального суда оказалось достаточным, что Следственным комитетом России расследуется дело по факту пропажи данной суммы. Ведь не может столь уважаемая организация заниматься ерундой. Так может, это Леониду Писному или кому-то еще удалось всех обмануть, используя свое ноу-хау и помощь «нечистых на руку» сотрудников правоохранительных органов, различных депутатских запросов, оказывающих давление на следствие и суды, под информационным прикрытием некоторых СМИ, обманув банк, заработать многомиллионные суммы денег? – предполагает адвокат.
Еще раз, оставим эту версию на совести адвоката. Интересно другое. Как заметил в частном разговоре Сергей Барабанов, у него сложилось ощущение, что Леонидом Писным в этой ситуации кто-то манипулировал. Кто-то еще более влиятельный. Надежды, что это имя прозвучит в ближайшее время, пока нет, но читатель, знающий саратовские политические расклады, вполне может сделать на этот счет свои выводы.
И еще один момент – нельзя отбрасывать предположение, что деньги, переданные Леонидом Писным и Еленой Денисовой, предназначались за другого кандидата. Борис Грызлов внес на суд президента Петра Глыбочко, Валерий Радаева и Павла Ипатова. Глава государства в результате выбрал последнего. Быть может, именно это толкнуло Писного или тех, кто за ним стоит, вернуть деньги любым способом после того, как их надежды не оправдались?
Версия третья: авторская
Адвокат Сергей Барабанов упомянул важную вещь. Переговоры Писного и Коряка насчет контрактов на строительство жилья для военных. Коряк тут явно выступал неким посредником. Дело в том, что именно в годы описываемых событий компания Леонида Писного «Саратовоблжилстрой» на самом деле приняла участие в федеральной программе обеспечения военнослужащих квартирами. Один из этих домов Минобороны был построен на углу улиц Степана Разина и Московской. Военным предназначалось 10% квартир в новых домах за предоставленные бесплатно земельные участки. Только в упомянутом доме «Саратовоблжилстрою» в результате досталось 14 тыс. 500 кв. метров, то есть 223 квартиры средней площадью 65 кв. метров и стоимостью 2,5 млн рублей. Выручка от их продажи должна была составить 557 млн рублей.
Беспечно оставленные помощницей Писного в сейфе «Судостроительного банка» почти 122 млн рублей, составляют 22 процента от расчетного барыша. Вполне цивилизованная доля «отката».
Но на этапе сдачи домов и дележа площади у Леонида Писного возник конфликт с НП «Единство Поволжья», которое при заказе строительства было посредником между Минобороны и «Сароблжилстроем». Военные забирают участок земли на Степана Разина у Леонида Писного и отдают «Единству Поволжья», а вместе с ними и причитающиеся доли. Последнее предприятие одновременно банкротиться. Причем, «ЕП» — организация не простая, среди ее соучредителей оказался командир саратовской воинской части № 64066 Николай Волошенко, бывшие сотрудники Минобороны и даже ФСБ. Произошло это как раз в 2009 году, когда было завершено строительство. Иными словами, Леонида Писного обманули. Как тут не потребовать у «решальщика» Михаила Коряка деньги обратно? Для этого можно прибегнуть к самым странным ухищрениям, внешней стороной которых, возможно, и стало уголовное дело о «продаже поста саратовского губернатора». В этом случае абсурдность использованного Писным алиби, граничащего с политическим самоубийством, может говорить только о куда более крупной фигуре, стоящей за депутатом, которую и нужно было прикрыть любой ценой.
Автор: Сергей Вилков