В долгосрочной перспективе принятие законопроекта обернётся убытками для регионального бюджета, ростом безработицы и сокращением НДФЛ.
Правительство Саратовской области предприняло еще одну попытку увеличить налог на имущество организаций. В облдуму внесен законопроект о постепенном изменении ставки налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, с нынешнего 1 % до 2 % в течение двух лет. Речь идет об административно-торговых центрах и заведениях общепита. Предполагается, что это позволит увеличить доходы бюджета на 15,7 млн рублей в следующем году. Прошлой осенью облправительство уже пыталось поднять ставку налога до 2 %, но из-за сопротивления владельцев рентного бизнеса вынуждено было пойти на уступки и установить ставку на уровне 1 %. Представители бизнеса считают, что повышение налога может привести к закрытию предприятий, отмечает «КоммерсантЪ».
Губернатор Валерий Радаев внес в Саратовскую областную думу проект поправок в региональный Закон «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций». Проект предлагает установить в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, налоговую ставку в размере 1,5 % в 2017 году и 2 % — в 2018 году. Отмечается, что это не противоречит Налоговому кодексу РФ, не потребует дополнительных расходов бюджета. Речь идет об административно-деловых и торговых центрах, а также нежилых помещениях, в которых размещаются офисы и объекты общественного питания и торговли. В настоящее время ставка налога составляет 1 %.
В пояснительной записке говорится, что увеличение ставки налога проводится в соответствии с «Планом мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Саратовской области на период до 2020 года». Предполагается, что это позволит увеличить дополнительные доходы областного бюджета на 15,7 млн рублей в 2017 году и на 31,5 млн – в 2018-м.
Напомним, в январе 2014 года были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, после этого у регионов появилась возможность рассчитывать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и объектов общепита. В августе 2015 года губернатор внес в облдуму проект, предложив применить эту схему и установить налоговую ставку в размере 2 % для центров площадью более 1 тыс. кв. м и остальных помещений площадью более 200 кв. м. По мнению автора законопроекта, главы областного комитета по управлению имуществом Олега Галкина, это должно выровнять условия между производственным и рентным бизнесом.
Проект встретил яростное сопротивление со стороны владельцев рентного бизнеса. После ряда негативных высказываний уполномоченный по делам предпринимателей в Саратовской области Максим Фатеев просил депутатов ввести мораторий на законодательную инициативу. В октябре губернатор отозвал проект. После доработки поправки все-таки были утверждены думой. В итоге ставка была установлена в размере 1 % от кадастровой стоимости (вместо 1,5 % от балансовой). В число налогооблагаемых не были включены встроенно-пристроенные помещения в жилых домах, здания заводоуправлений и промпредприятий, а также помещения, которые используются для обеспечения сотрудников организации питанием или предоставления других бытовых услуг, если они не переданы третьим лицам. Действие закона распространилось на 212 объектов недвижимости.
Депутат облдумы и совладелец ООО РОР «Солнечный» Альберт Старенко отметил, что и действующая ставка в 1% велика:
— Уместно ли в кризисные времена повышать налоги? Прзидент РФ всегда говорит о необходимости улучшать условия для бизнеса в стране, а на местах происходит ухудшение. К тому же кадастровая стоимость зданий зачастую неадекватно завышена, а 2% — это серьёзная нагрузка на бюджет предприятий. И ведь этот налог будут платить и те, кто не получает доходов от тех или иных площадей.
Если сейчас депутаты примут данный законопроект, то будут закрываться все остатки бизнеса на территории региона, а временная налоговая прибавка принесёт только временный доход. В долгосрочной перспективе это обернётся убытками для бюджета Саратовской области, ростом безработицы и сокращением НДФЛ, сто повлечёт за собой очень серьёзные последствия.
На мой взгляд, нужно наоборот создавать инвестиционную привлекательность, чтобы предпринимателям из других регионов было выгоднее вести бизнес у нас, сделать «налоговую гавань», включить механизм «одного окна» для начинающих коммерсантов. И увеличение числа бизнесменов, работающих в Саратовской области, налоги с их прибыли потом с лихвой перекроют те расходы, которые понесёт бюджет сегодня.
Мы, в частности, делаем скидки для наших арендаторов, снижаем для них плату в эти непростые дни, даём арендные каникулы на полгода, чтобы было время развить дело, наработать покупателей, сделать ремонт в помещениях, и т.д. Словом, нужно дать возможность зарабатывать деньги, а не «кошмарить бизнес» бесконечными проверками и увеличением налогов.
На сегодняшний день не повышать налоги — это уже большая победа. Налогооблагаемую базу нужно увеличивать путём создания новых рабочих мест, а не посредством роста величины уже имеющихся налогов.
Нужно проводить круглые столы для того, чтобы слушать бизнес, создавать благоприятные условия, а не искать, у кого что отнять. Сам подход необходимо менять!
В западных странах, когда зарабатываешь 2% от вложенных денег, это считается рентабельным бизнесом, а у нас правительство хочет забирать по 2%, не вложив ни копейки. Выше уже некуда! — заключил Старенко в беседе с корреспондентом ИА «ЖКХ-64».
Депутат Саратовской областной думы Леонид Писной придерживается следующей позиции: «Надо некоторое время еще подождать. В кризис, на мой взгляд, не стоит поднимать налоговую ставку. Сейчас в этом направлении, как у врачей – главный принцип – не навредить. Поэтому пока время не пришло».
Поддерживает точку зрения коллеги и депутат Саратовской областной думы Юрий Кондратьев. Он уверен, что существуют иные способы увеличить поступления в бюджет – без опасности ввергнуть регион в череду банкротств представителей малого бизнеса.
«Необходимо, прежде всего, заниматься увеличением количества субъектов предпринимательства – малых предприятий, микропредприятий, ИП, среднего и крупного бизнеса. У нас в области меньше предприятий на 1000 жителей, чем в наиболее динамично развивающихся регионах России (Калужская, Липецкая, Белгородская области, Москва). Именно это позволит увеличить налогооблагаемую базу. Увеличивать налоги на действующий бизнес в настоящее время невозможно. Доходная часть у предприятий не растет. Если в этих условиях увеличивать расходную часть – предприятие сначала сокращает капиталовложения, заработную плату, число сотрудников, а потом приходит к банкротству. Все это в конечном долгосрочном итоге снижает поступления в бюджет. А нам вместе необходимо думать о долгосрочной перспективе экономики и бюджета», – отметил он.
В свою очередь, депутат областной думы Сергей Курихин полагает, что в условиях сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации в стране и регионе для повышения налоговой ставки нет объективных причин.
«Вопрос установления ставки по налогу на имущество организаций очень активно обсуждался в прошлом году. В результате многочисленных переговоров был достигнут консенсус, и была утверждена ставка в размере 1%.
На сегодняшний момент экономическая ситуация в стране и в регионе не улучшилась, какого-либо роста показателей не наблюдается, поэтому объективных причин для повышения налоговой ставки для бизнеса я не вижу.
Более того, этот шаг может стать губительным для строительной отрасли и для тех социально ответственных предпринимателей, которые занимаются благоустройством прилегающей территории, в том числе тротуаров, зеленых насаждений и т.д. Ведь такие неравнодушные бизнесмены, понимая, что в бюджете денег на все не хватает, по сути, подменяют в этом вопросе муниципальную власть, которая по закону обязана заниматься содержанием и благоустройством мест общего пользования.
В связи с увеличением расходов на оплату налогов, предприниматели будут вынуждены сокращать расходы по другим статьям, в том числе расходы на содержание и благоустройство территории. Да и вообще этот проект «сведет на нет» желание собственников как-то улучшать свое имущество, так как любая капитализация может привести к увеличению кадастровой стоимости (налоговой базы) и, как следствие, росту налога. Боюсь, что проектировать и строить качественные, красивые и дорогостоящие объекты недвижимости, совсем перестанут.
Вообще региональная налоговая политика идет в разрез с посылом Президента РФ, который говорит, что предпринимательскую среду надо поддерживать. У нас, как обычно, все с точностью наоборот. То слабое обоснование, которое приводится разработчиками проекта, а именно, что это условие, выдвинутое Минфином РФ, тоже можно подвергнуть сомнению. Есть и иные источники пополнения бюджета, — например, более эффективное управление и использование госсобственности.
Самое примечательное, что проект в основном поддерживается чиновниками, которые не работают в бизнес-среде, но почему-то считают, что здесь все получают сверхприбыль. При этом своих детей они не спешат отправлять в столь райский уголок, а пристраивают на государственную или «окологосударственную» службу.
Такими действиями исполнительная власть полностью убивает желание заниматься предпринимательской деятельностью или инвестировать в экономику региона. Считаю, что проект принимать в настоящее время нецелесообразно. Надо оставить прежнюю ставку и вернуться к обсуждению ее увеличения в 2018 году», — сказал Курихин корреспонденту ИА «Взгляд-инфо».
Подготовил Александр АХТЫРКО