На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…
Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:
1) Хотя подделка протоколов общих собраний стала уголовным преступлением, количество скандалов, связанных с мошенничеством подобного рода, вовсе не сократилось. Не так давно в Саратовской областной Думе был рассмотрен законопроект, согласно которому данные протоколы должны будут публиковаться в Интернете. По мнению разработчиков, это позволит снизить вероятность их подделки. С другой стороны, есть опасения, что подобные публикации могут нарушить конфиденциальность персональных данных.
Что Вы скажете по поводу этого предложения?
2) Согласно заявлению Главного госжилинспектора России Андрея Чибиса, на каждого инспектора ГЖИ в год приходится около 250 проверок. Несмотря на то, что был взят курс на увеличение числа инспекторов и расширения их полномочий (например, дать им право проверки качества домов, построенных в рамках региональных программ переселения граждан из аварийных домов), количество жалоб на работу самой ГЖИ не уменьшается: люди жалуются на отсутствие помощи со стороны надзорного органа или ее формальность.
Как, по-Вашему, можно было бы заставить ГЖИ работать более качественно и оперативно?
3) Минстрой России допустил возможность субсидирования первого взноса по ипотеке. Соответствующее заявление сделал глава ведомства Михаил Мень в одном из своих интервью. По его словам, из-за завышенных рисков банки стараются сделать первый взнос даже не в 20%, а в 30%. В этих условиях правительство рассматривает вариант субсидирования первого взноса ипотеки.
Как Вы считаете, насколько эта мера сможет повлиять на развитие рынка недвижимости в стране?
Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:
1) Данное предложение весьма актуально. В наш комитет поступают многочисленные обращения граждан о невозможности ознакомиться с подлинниками протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме в связи с их отсутствием в месте хранения, установленном решением общего собрания, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, и их фальсификации. Зачастую это приводит к невозможности защиты гражданами своего нарушенного права, в том числе в суде из-за невозможности проведения почерковедческой экспертизы. Отсутствие указанных протоколов затрудняет деятельность органов полиции и прокуратуры по привлечению виновных лиц к ответственности за указанные нарушения.
9 февраля 2016 года комитетом Саратовской областной Думы по вопросам жилищной строительной и коммунальной политики было проведено рабочее совещание по вопросу: «О совершенствовании законодательства в части составления протоколов и принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и контроля за их реализацией» с участием представителей заинтересованных ведомств и представителей общественности.
На совещании рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в статью 46 Жилищного кодекса Российской Федерации», инициированный областной прокуратурой. Законопроектом предлагается решения по вопросам, поставленным на голосование, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме изготавливать в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр указанных документов не позднее чем через десять дней после дня проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен передаваться для постоянного хранения в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации по месту нахождения многоквартирного дома лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание. Данным органом не позднее пяти дней со дня получения указанных документов они должны размещаться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Так что законопроект предполагает неукоснительное соблюдение всех ограничений и запретов, связанных с персональными данными граждан.
Также предлагается закрепить норму о том, что в случае не передачи в орган государственного жилищного надзора экземпляра таких решений и протоколов, принятые общим собранием решения не подлежат реализации и не влекут за собой возложения на собственников помещений в многоквартирном доме каких-либо других обязанностей в отношении общего имущества в данном доме.
2) По сути в самом Вашем вопросе уже заложен и ответ на него – 250 проверок в год на одного жилищного инспектора это практически по одной проверке ежедневно. При этом инспектору необходимо не только провести качественную проверку в полном объеме, но и соответствующим образом ее оформить, а затем проконтролировать исполнение выданных предписаний. Естественно, при такой колоссальной нагрузке возможны случаи формального подхода со стороны отдельных жилищных инспекторов, но считаю такое явление совершенно не характерным для государственной жилищной инспекции нашей области в целом.
Кроме того, считаю, что инициативы Правительства Российской Федерации по увеличению обязанностей и расширению полномочий органов государственной жилищной инспекции должны идти в неразрывной связи с увеличением численности государственных жилищных инспекторов.
3) Ипотечное кредитование, как в стране, так и в нашей области, зарекомендовало себя одним из действенных механизмов по обеспечению жильем нуждающихся граждан. Понятно, что общая финансовая ситуация сейчас непростая, и гражданам трудно найти сразу необходимую сумму на первый взнос. Соответственно, если Правительство Российской Федерации примет решение о субсидировании первого ипотечного взноса, то это нельзя будет не приветствовать: граждане смелее будут прибегать к ипотечному кредитованию, будут приобретать жилье. А, если есть спрос, то должно быть и предложение, и рынок недвижимости не будет стоять на месте. Тем более, в условиях рынка граждане стали предъявлять соответствующие требования и к качеству жилья, так что застройщиками и в этом направлении нужно будет хорошо постараться.
Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
1) Данный вопрос разбирался и у нас в Общественной палате, и на заседании Саратовской областной Думы. Как отметил в ходе обсуждения представитель прокуратуры, да, после того как появилась уголовная ответственность за подделку протоколов общих собраний в многоквартирных домах, число таких преступлений стало меньше. Однако недобросовестные управляющие компании нашли способ обойти это препятствие: теперь эти протоколы просто теряются, за это наказание намного меньше. Поэтому действительно нужна новая мера, которая позволит разрешить эту ситуацию. Был предложен законопроект, по которому все важные протоколы собраний должны будут изготавливаться в двух экземплярах: один останется в управляющей организации, а второй должен будет уйти в надзорный орган, который и будет заниматься их хранением и размещением государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — естественно, без раскрытия персональных данных. Мне кажется, эта система действительно будет работать.
2) Я уже не раз говорил, что в нашем регионе количество инспекторов ГЖИ не соответствует тому количеству жалоб, с которыми они работают. На всю Саратовскую область лишь 43 инспектора. Чтобы обработать весь массив жалоб им надо, или работать по 24 часа 7 дней в неделю или же отделываться от граждан типовыми ответами. Естественно, что оба варианта никуда не годятся. Поэтому мне кажется, что для повышения работы ГЖИ надо увеличивать число инспекторов, готовить новых специалистов, которые бы разбирались в законодательстве в сфере ЖКХ. Также считаю, что надо отсекать повторные жалобы по неподтвержденным ситуациям. Лично был свидетелем выезда, когда люди несколько раз жаловались на запах газа, и все время их жалобы не подтверждались. А ведь они тоже отнимают время у инспекторов, которое можно было бы потратить на решение реальных проблем.
3) Минстрой России поступает абсолютно правильно, поддерживая ипотеку и застройщиков. Действительно, в условиях кризиса у многих упали доходы, поэтому число сделок на рынке недвижимости сильно сократилось. Поэтому меры по поддержке ипотеки могут побудить россиян решиться на приобретение квартиры. С другой стороны, считаю, что и сами застройщики не должны сидеть и ждать помощи от государства. Если не удается продать часть недвижимости, ее можно попробовать переоборудовать в съемное жилье и сдавать ее в аренду, получая таким образом какую-то стабильную прибыль. Естественно, что доходы от этого будут не столь велики как от реализации жилплощади, но помогут хоть как-то справиться с ситуацией.
Ольга ЖАРИКОВА, главный редактор газеты «Народная цена»:
1) Я думаю, что Интернет в этом случае не панацея. Кто будет отслеживать подлинность подписей? Сами жильцы? Но ведь добрая половина из них гуглить не умеют, я говорю в первую очередь о пожилых людях. Для них компьютер – тьма кромешная. А тем, кто помоложе, попросту некогда «аудит» проводить. Проблему мошенничества с протоколами нужно решать более жестким контролем над управляющими организациями. Оптимальный вариант – действительно обязать домоуправленцев сразу после проведения общего собрания передавать оригинал протокола в Госжилинспекцию. Та, в свою очередь, получит возможность оперативного реагирования на ситуацию. Надзорное ведомство не должно отсиживаться в кустах и ждать момента, когда жалобы от жителей рекой потекут, а предпринимать опережающие шаги.
2) Формулировка «заставить работать» изначально неправильная. У института ГЖИ есть свой функционал, задачи, стандарты. И, по всей видимости, структура работает в строго отведенных рамках. Другой вопрос, что эти рамки слишком узкие. Взять хотя бы процедуру обращения в ГЖИ. Чтобы инспектор взял проблему на контроль, одного звонка недостаточно — жителю надо прийти, принести бумагу или отправить письмо на почту, по e-mail или факсом. Дальше начинается рассмотрение, время уходит, в итоге жалоба «протухает», а люди теряют всякую надежду. Чиновникам и ведомствам пора научиться разговаривать с жителями на одном языке, а не превращать диалог в бесконечное бумагомарательство. Кроме того, ГЖИ не хватает прозрачности, многие саратовцы до сих пор не понимают, чем жилинспекция может быть им полезна. Нужно почаще в народ выходить, размещать полезные сведения и контакты на стендах в лифтах или на информационных досках. Тогда и ясность появится – когда и по какому поводу можно обращаться в ГЖИ, какой реакции ждать и в какие сроки.
3) Судя по цифрам из публичных источников, в 2015 году доля сделок с господдержкой составила свыше 30% от всей выданной ипотеки. В марте 2016-го программа субсидирования ипотечных ставок заканчивается. И альтернатива, хотя бы в виде субсидирования первоначального взноса, нужна, иначе ипотечная активность жителей просядет на весомый процент, что неизбежно скажется на рынке недвижимости.
Евгений ПЯТАЙКИН, адвокат, член Общественной палаты Саратова:
1) Несмотря на то, что подделка протоколов общего собрания жильцов многоквартирных домов стала уголовным преступлением, подобные случаи все равно повторяются. Поэтому я считаю, что для профилактики необходимо ввести строгую регистрацию и учет таких документов. Контроль за проведением собраний и хранением протоколов должна осуществлять либо Госжилинспекция, либо органы местного самоуправления. Только в этом случае удастся навести порядок в этой сфере.
2) Честно признаю, что на сегодняшний день я не вижу смысла в существовании Госжилинспекции в том виде, в котором она сейчас существует. Причем это не только мое мнение — точно также считает и большая часть населения, которой приходилось сталкиваться с ГЖИ. На сегодняшний день это орган со слабо прописанными правами и полномочиями, который на все обращения отвечает стандартными отписками, напрасно тратя бюджетные деньги. Уж пусть лучше тогда хранят протоколы общих собраний — намного больше будет пользы, чем сейчас.
3) Мне кажется, что это очень хорошая идея — главное, чтобы ее реализация тоже была достойной, чтобы граждане не попадали в какую-нибудь финансовую пирамиду. У нас сейчас в стране финансовый кризис, падают доходы населения. Соответственно падает и уровень продаж на рынке недвижимости, я где-то встречал цифры, что из 10 квартир сейчас продаются только три. Поэтому поддержать население, дать ему возможность приобрести себе недвижимость — это правильно. Этой мерой государство поддержит не только рядовых граждан, но и строителей. А это даст им возможность не замораживать стройки, и избавит нас от опасности увеличения числа обманутых дольщиков.
Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:
1) Я поддерживаю предложение публиковать протоколы собраний в Интернете, это действительно сделает процедуру более открытой и удобной. Есть, наверное, некоторая сложность с собственниками жилья, которые не владеют Интернетом, но, думаю, это не то, что должно останавливать. Что касается персональных данных, то могут быть какие-то ресурсы с ограниченным доступом. Вопрос, на мой взгляд, вполне решаем. Впрочем, подделки все равно будут, ибо «при 300% прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
2) «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Никак не заставить, кроме как всеобщим исполнением своих обязанностей. А исполнение последних должно контролироваться обществом. Впрочем, так происходит в моем идеальном мире, в реальности же общество само не прочь от исполнения обязанностей уклониться.
3) Думаю, какой-то положительный эффект от этого будет обязательно. Трудно сказать, насколько улучшится ситуация на рынке, тут должны оценивать профильные специалисты, но навскидку это, разумеется, поможет. Впрочем, я убежден, что для решения жилищного вопроса в стране необходимо развивать муниципальное арендное жилье.
Дмитрий СКОРНЯКОВ, юрист, эксперт в сфере ЖКХ:
1) Я думаю, что в первую очередь вопросом публикации протоколов общих собраний должен заниматься орган государственного жилищного надзора, как это предписывает п.1.1. ст.46 ЖК РФ: получить протоколы общих собраний в течение 5 дней, а в случае необходимости провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при проведении и оформлении результатов таких собраний. Я считаю, что если бы госорган создал сайт и выкладывал бы протоколы общих собраний и при необходимости стал бы их проверять, вот только это позволит снизить вероятность их подделки. Кроме этого, на базе Интернет-сайта можно провести регистрацию жильцов дома и сохранить конфиденциальность персональных данных.
2) Я сам неоднократно в прошлом писал заявления в ГЖИ. Я писал о том, что в доме есть недостатки, а в ответ получал отписки о том, какие в доме есть достоинства. После того, когда я начал отправлять фото и указывать в жалобе, что буду обжаловать действие/бездействие инспекторов ГЖИ, только после этого вместо замены разбитых окон в подъезде УК вставила пластиковые окна. Я думаю, что чаще нужно обжаловать такие действия ГЖИ и взыскивать с них деньги. После этого количество инспекторов начнет либо увеличиваться, либо они начнут лучше работать.
3) Я думаю, что на рынки недвижимости может повлиять только общее благосостояние, поддержка малого бизнеса, высокий уровень зарплат в каждом регионе.
Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО