100 дней сити-менеджера Валерия Сараева: первые итоги, пути развития и перспективы Саратова

Редакция ИА «ЖКХ-64» подготовила интервью с новым градоначальником, задав ему наиболее актуальные и злободневные вопросы текущей «повестки дня» Саратова.

Незадолго до начала майских праздников 2016 года в Саратове прошел малозаметный, но очень важный юбилей: ровно 100 дней с того момента, как Валерий Сараев официально стал сити-менеджером. Конечно, к моменту своего утверждения Валерий Николаевич уже два месяца руководил городской администрацией в статусе «исполняющего обязанности», был знаком с имеющимися проблемами и даже заложил традицию своего «хождения в народ». И именно правовое подтверждение его статуса дало толчок новому пути развития нашего города.

Отмечая знаменательную дату для нового градоначальника, редакция ИА «ЖКХ-64» подготовила интервью с Валерием Сараевым, задав сити-менеджеру наиболее актуальные и злободневные вопросы текущей «повестки дня» Саратова и жителей областного центра.

— В одном из своих первых выступлений в качестве официально утвержденного сити-менеджера Вы указали, что одной из Ваших приоритетных задач станет стратегия развития Саратова на ближайшие десять лет. Однако, не так давно на сайте мэрии появился план, рассчитанный на 14 лет. В связи с чем произошло такое увеличиние срока планирования?

Действительно, работе над Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» мы сегодня уделяем первостепенное внимание. Как Вы знаете, в настоящий момент подготовлена предварительная редакция документа, которая несколько дней назад была представлена широкой общественности. Мы стремимся обеспечить максимальную открытость при разработке Стратегии. Иначе и быть не может, если мы хотим в итоге получить актуальный и жизнеспособный документ.

Сегодня для города жизненно важно определить вектор своего развития, расставить приоритеты в условиях ограниченности ресурсов, определить направления их концентрации, чтобы решить самые актуальные городские проблемы, а также сосредоточиться на тех проектах, которые будут иметь наибольший эффект в будущем. Все эти вопросы и должны найти отражение в Стратегии.

Действительно, сначала мы планировали разработать долгосрочный план социально-экономического развития города на 10 лет. Однако в связи с тем, что Правительство Саратовской области в настоящее время работает над стратегическим планом развития региона до 2030 года, мы также решили увеличить горизонт планирования до 2030 года. И это, считаю, логично, ведь Стратегия развития города – это не «вещь-в-себе», поставленные в ней цели и планы мероприятий неизбежно должны соотноситься с другими планами, которые разрабатываются на региональном и федеральном уровнях. Только тогда сама Стратегия будет жизнеспособной и актуальной.

— Как известно, план любого сражения становится неактуальным после того, как прозвучали первые выстрелы. Какие непредвиденные трудности перед Вами возникли на посту сити-менеджера, и как Вам удалось с ними справиться? Насколько реальное положение дел в Саратове отличалось от того представления, что у Вас было изначально? Изменилось ли Ваше представление об актуальных проблемах города после назначения?

— Я не могу сказать, что передо мной после назначения возникли какие-то непредвиденные трудности. Работа в районных администрациях, Правительстве области позволили мне составить полное представление о проблемах, стоящих перед городом. Поэтому я прекрасно представлял, с чем мне предстоит столкнуться при назначении на должность главы администрации города Саратова. Сейчас моя задача – добиться того, чтобы все эти проблемы начали решаться. Мгновенных изменений, как по взмаху волшебной палочки, не будет, но, уверен, что постепенно, шаг за шагом, мы сможем обеспечить поступательное развитие города Саратова.

— С самого начала Вашей деятельности в качестве сити-менеджера Вы начали «выходить в народ», совершив поездки на автобусе и трамвае. Стоит ли ожидать повторения подобных акций в дальнейшем? Появится ли у саратовцев еще одна возможность прямого общения с главой администрации?

— Я никогда не закрывался от людей и всегда готов общаться с жителями в любом формате. Из окна кабинета много не увидишь, посещая различные районы города, разговаривая с саратовцами начинаешь лучше понимать то, чем в действительности живет город, какие настроения, надежды и чаяния есть у людей. Не устану говорить о том, что город – это не здания, улицы и коммуникации, это, прежде всего, люди. Даже если вы отличный управленец, а ваш бюджет ломится от денег, вы ничего не сможете сделать, изменить что-то в лучшую сторону без поддержки жителей. Напротив, при всех трудностях, которые у нас есть сегодня, поддержка горожан – это фактически неисчерпаемый ресурс для решения проблем и обеспечения городского развития. Поэтому наша задача состоит и в том, чтобы саратовцы в нас поверили, поверили в то, что вместе мы можем многое. Поэтому я намерен расширять возможности для общения с горожанами: будем и дальше ездить на общественном транспорте, гулять по городу, посещать массовые мероприятия, ярмарки, предприятия и учреждения и разговаривать с людьми.

— Одним из Ваших первых шагов стало закрепление каждого района города за одним из заместителей главы администрации и одним из руководителей структурных подразделений мэрии и введение их персональной ответственности за ввереные им участки. Почему возникла необходимость в подобной системе, и какие результаты она дала?

— Да, действительно, у нас существует такая практика. Считаю, что она успешно работает. Закрепление заместителей главы администрации за районами помогает обеспечить оперативное решение возникающих проблем, а также позволяет повысить эффективность контроля за исполнением поручений. Каждый заместитель ежедневно объезжает территорию закрепленного за ним района, оказывает организационную помощь главе районной администрации, решает другие вопросы. Это позволяет повысить степень ответственности чиновников и их вовлеченность в происходящие процессы.

— Официально Вы являетесь сити-менеджером Саратова всего сто дней. Конечно же, это очень короткий срок, но какие бы свои решения или действия в этот период Вы бы отметили?

— Во-первых, с самого начала стояла задача формирования команды. Эту задачу нам удалось решить в достаточно короткий срок. Люди, которые работают в администрации, должны быть не только компетентными управленцами, но и «болеть» за город. Каким бы хорошим специалистом ты не был, но если у тебя нет внутренней личной мотивации добиваться результата, стремиться к тому, чтобы что-то сделать лучше, то все это неизбежно отражается на эффективности деятельности любого управленца.

Во-вторых, мы поставили задачу составить долгосрочный план развития города, Стратегию-2030, для того, чтобы понимать какие задачи мы должны решить в первую очередь и как мы видим Саратов будущего.

Важным направлением работы в этот период стало выстраивание взаимоотношений с общественными организациями и социально ответственным бизнесом. Мы стремимся объединить разных людей вокруг общей цели сделать Саратов одним из самых комфортабельных и привлекательных для жизни городов в России. И эта работа уже приносит свои плоды. Оказывается в Саратове очень много людей, которые не просто ругают город, но и готовы серьезно работать над улучшением ситуации. И это очень важно, чем больше у нас единомышленников, тем больше наши возможности.

Ну и конечно все это время мы очень много занимались текущими проблемами: благоустройством, коммунальным хозяйством. Важным решением стало объявление конкурса на право заключение концессионного соглашения в отношении централизованных систем водоснабжения и водоотведения, постепенно стабилизируется финансово-экономическое положение МУПП «Саратовгорэлектротранс», ведется работа по привлечению в город инвесторов, продолжаем наводить порядок в сфере земельных отношений, розничной торговли, рекламы.

— Ситуация с договором о концессии «Саратовводоканала» сдвинулась с мертвой точки, объявлен конкурс, и этой осенью станут известны его результаты. Стоит ли ожидать городу концессий других МУППов?

— Да, действительно, администрацией был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении имущества МУПП «Саратовводоканал». Этому предшествовала большая подготовительная работа, которая длилась почти два года. Заключение соглашения позволит осуществить модернизацию городской системы водоснабжения и водоотведения.

В настоящее время возможность заключения концессионных соглашений в отношении других объектов коммунальной инфраструктуры не обсуждается.

— В конце прошлого года предполагалось, что на ремонт дорог в Саратове будет выделено около миллиарда рублей. Был даже составлен перечень улиц, на которых планировалось провести ремонтные работы. Сейчас стало известно, что на ремонт город получит только 300 миллионов рублей. Как сильно пришлось изменять план в связи с этими изменениями? Планирует ли город выделить дополнительные средства на ремонт дорог и в каком объеме? На каких улицах будет проведен ремонт в этом году?

— Объемы ремонтных работ напрямую зависят от количества выделяемых бюджетных ассигнований. Поэтому будем исходить из того, что имеем. В настоящее время достигнута договоренность о выделении городу 300 млн рублей, ранее еще 100 млн рублей были зарезервированы в областном бюджете.
Поэтому изначально сформированный перечень объектов, предполагаемых к ремонту корректируется. Осуществляется уточнение объемов работ и сметных расчетов. После подтверждения объема финансирования, окончательно сформированный перечень будет опубликован и общедоступен.
В настоящее время объявлены аукционы на ремонт ул. Плодородная (от ул. Ударной до ул.Танкистов) и ул. Огородной.

— Саратовская администрация начала активные действия по расселению граждан из аварийного жилья. На сайте госзакупок сейчас размещено значительное количество аукционов по закупке квартир для данных целей. Сколько людей в Саратове планируется переселить к концу года? Какие проблемы могут встать перед городской администрацией?

— В настоящее время на территории муниципального образования «Город Саратов» реализуется второй и третий этапы ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».

В рамках реализации второго этапа Программы необходимо расселить 91 аварийный многоквартирный дом общей площадью 42,1 тыс. кв. м, приобрести 1 495 жилых помещений для переселения 2 986 человек.

В рамках реализации третьего этапа Программы необходимо расселить 84 аварийных многоквартирных дома общей площадью 44,5 тыс. кв. м, приобрести 1 308 жилых помещений для переселения 2 722 человек.

В настоящее время проводятся мероприятия по закупке жилых помещений в рамках реализации второго этапа Программы.

Основными проблемами при реализации ведомственных целевых программ по переселению граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда являются:

— отсутствие на рынке строительных услуг необходимого количества и номенклатуры жилых помещений, необходимых для реализации мероприятий программы;

— нарушение застройщиками условий муниципальных контрактов по передаче жилых помещений заказчику, что в свою очередь увеличивает срок реализации программы в целом.

— Какова судьба проекта транспортной развязки в районе Стрелки? Данный проект был одобрен на общественных слушаниях. Был ли он утвержден городской администрацией? Можно ли говорить о примерных сроках его реализации?

— Проект строительства транспортной развязки на Стрелке в настоящее время находится в стадии реализации. Проект планировки территории был одобрен на публичных слушаниях, он утвержден администрацией города. В настоящее время идет подготовка документов для осуществления изъятия земельных участков, которые расположены на территории будущей развязки для муниципальных нужд.

Сам проект строительства данного объекта разбит на 4 очереди. В этом году мы планируем приступить к мероприятиям первой очереди. Это обеспечение проезда на ул. Тракторную мимо основного перекрестка за счет использования дорог-дублеров.

Подготовил Антон ТУГУШЕВ