Брифинг главы Минстроя РФ по завершении итоговой коллегии ведомства за 2015 год.
— Вопрос про законопроект, который должен каким-то образом изменить правила игры в саморегулировании в строительстве? Что там должно быть?
— Напомню, что у нас три этапа, которые мы с самого начала запланировали в реформе саморегулирования.
Первый этап уже реализован. Мы объединили, сделали из трех нацобъединений два: Нацобъединение строителей и Нацобъединение изыскателей и проектировщиков. Они объединились, и мы наделили их соответствующей компетенцией по контролю за СРО. То есть у них есть возможность сегодня лишать возможности выдавать допуск СРО, то есть напрямую обращаться в Ростехнадзор, который является контролирующим органом саморегулируемых организаций. Тем самым поднялось влияние нацобъединений, и это действительно, дало определенный эффект.
Второй этап – это законопроект, который сегодня уже прошел первое чтение. Это «обеление» компенсационных фондов саморегулируемых организаций. То есть в плане Правительство наделить полномочиями по установлению требований к банку или банкам, на счетах которых СРО будут иметь право размещать свои средства. Потому что сейчас это такая лирика: 75 млрд, или 60 млрд, или 100 на счетах компфондов находится. Это второй этап. Который уже находится в Государственной Думе.
И третий этап – это уже реформирование самой системы саморегулирования. Законопроект внесен нами в Правительство. На площадке Правительства, без всяких сомнений, он еще будет дорабатываться.
Что он подразумевает?
Первое и основное то, что все-таки допуск, или выписка из реестра (сейчас это тоже обсуждается, возможно вообще, как один из элементов законодательной инициативы, чтобы был не допуск, а выписка из реестра, чтобы не было торговли допусками в интернете), чтобы была она только для генеральных подрядчиков. Чтобы малый бизнес вообще освободить, точнее дать необязательное право становиться членами соответствующих СРО. Для генподрядчика это обязательно. Имеется в виду не только генподрядчик, который выполняет госзадание или муниципальный подряд, а который на торгах выигрывает генеральный подряд на выполнение тех или иных работ по проектированию, изысканию или строительству. Вот основное нововведение.
— То есть а как будут малый бизнес контролировать?
— А почему вы думаете, что нам так сильно надо контролировать малый бизнес? Если кто-то хочет сделать ремонт квартиры, и вы захотите заключить с этой строительной компанией официальный договор, то, наверное, необязательно этой строительной компании иметь допуск СРО, потому что все-таки работа несколько иного характера, не генподряд. Если же осуществляется капитальный ремонт целого дома, то это уже генподрядные работы, победа на конкурсных процедурах, тогда нужен допуск СРО. То есть это чтобы малый бизнес немного освободить. Потому что если вы ремонтируете квартиру, то взнос свой в СРО из ваших же денег и возьмет. Поэтому лучше, конечно, малый бизнес освобождать. Вокруг этого идет дискуссия, безусловно, еще предстоит определенная борьба как на площадке Правительства, так и Госдумы. Вот это третий этап.
— Вы сегодня затронули тему неиспользуемых земель. Есть ли оценки, насколько велики эти территории, и как их включить в оборот?
— Я говорил это применительно к промзонам. Сегодня ведется серьезная работа по этому законопроекту: у нас слились два законопроекта в один – один касался непосредственно развития промзон, а второй законопроект касался планировки территорий, территориального планирования, градостроительного зонирования. Было принято решение на уровне Правительства объединить эти два закона и сегодня ведется над ними большая работа. Самая главная проблема в промзонах, то что нет четкого понятного регламента как выстраивать власти взаимоотношения с владельцами, совладельцами небольших участков земли, небольших зданий, которые находятся на территории промзоны, и порой большинство участников хотят развивать промзону в том или ином виде, под жилое, промышленное или иное строительство, а кто-то находящийся в центре, грубо говоря, не хочет. Этим законопроектом регламентируется все это с обязательным выкупом и т.д. Подробности не буду говорить, потому что еще процесс предстоит пройти в Госдуме, и мы увидим, что получится на выходе, когда завершится второе чтение. Вот там уже можно будет говорить о каких-то окончательных решениях.
— Прокомментируйте новость про «Российский капитал», что он станет аналогом советского Промстройбанка.
— По поручению соответствующей правительственной комиссии под председательством Игоря Ивановича Шувалова было принято решение, что банк «Российский капитал» будет, условно говоря, санатором группы компаний «СУ-155», и сегодня эта работа уже активно ведется. Уже есть графики по всем субъектам Российской Федерации, составлено три этапа. Понятно, что работа ведется сложно, все желают попасть не в третий, и даже не во второй этап, а хотят попасть в первый этап. Это все естественно. Но в целом работа ведется неплохо. То есть мы нашли способ вместе с «Российским капиталом», как решать эту проблему. Помимо этого, была еще одна законодательная инициатива, которая права дольщиков вывела в отдельную ипостась. И теперь, уже обкатав эту схему, и это сегодня Шуваловым было озвучено, сегодня можно проработать вопрос создания на базе банка «Российский капитал» банка, имеющего компетенцию кредитования строительной отрасли, санирования предприятий в таком случае. Такой банк, безусловно нужен, и это поручение мы будем развивать.
— На базе «Роскапа» [банк «Российский капитал»] может быть единый санатор?
— Но не только единый санатор. Речь идет о том, чтобы банк наполнялся определенной компетенцией, потому что сегодня что говорят застройщики, инвесторы? Они приходят в банки, даже в крупные банки с государственным участием, и им просто говорят: «Мы строительство жилья не кредитуем, это зона высокого риска». При этом в банках нет специалистов, которые бы разобрались в документации, в проекте, в документации на земельные участки. Поэтому такая проблема сегодня существует, не хватает компетенции. Поэтому мы очень положительно относимся к такой идее. Это не означает, что все там будут кредитоваться. Но помимо санирования, должна быть определенная компетенция.
— А есть понимание, какой объем капитализации нужен для «Роскапа», чтобы он мог кредитовать строительную отрасль?
— Первое, мы очень рассчитываем на то, что в случае такой компетенции и поддержки Игоря Ивановича [Шувалова] можно будет что-то решать в части поддержки фондирования «Роскапа». Второе, мы уже говорили про саморегулирование, второй этап реформы, на котором определяются критерии для банков и счетов, на которых будут размещаться компфонды СРО. Мы не исключаем, что будут сделаны соответствующие критерии и «Роскап» тоже поборется за право стать участником этого процесса.
— Есть мнение, что хорошие результаты ввода в 2015 году получились за счет задела в 2014 году, и что, якобы, в 2015 году задел бы ниже, из-за чего в 2016-ом будет снижение. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Во-первых, мы смотрим на проектные декларации. Прогнозы на 2015 год, которые опирались на проектные декларации и на прогнозы регионов. тоже были не рекордными, и 2015 год мы прогнозировали, по крайней мере первые три квартала, мы прогнозировали определенное падение, но видим, какой результат. Сегодня прогноз такой: по оценкам регионов, порядка 76 млн кв м регионы могут ввести жилья. Это неплохая цифра, она, конечно, не рекордная, не 2015 год, и не 2014-ый, но что называется, еще не вечер, и мы посмотрим, как будет развиваться ситуация, как будет работать государственная поддержка субсидирования ипотечной ставки, поскольку Правительство приняло решение о продлении этой программы, и в 2015 году именно эта программа сыграла ключевую роль, в том что падение не произошло и даже произошел рост. Пока здесь вот такие цифры, мы это понимаем, но самое важное, что произошло серьезное увеличение ввода жилья экономического класса, количество квартир на 12% больше получилось, потому что многие застройщики адаптировались к рынку, то есть сегодня больше в ходу жилье экономического класса, однокомнатные квартиры, студии, под возможности наших граждан.