Эксперты «ЖКХ-64» — о смешанных лотах жилфонда, коллекторах и лицензиях для управляющих компаний

На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1) Как указывают в своем докладе эксперты ОНФ, управляющие компании не хотят брать на обслуживание старые дома, которые требуют серьезного ремонта, но не могут платить достаточно денег. Соответственно, значительное число домов, износ которых превышает 60-70%, остаются без коммунального обслуживания и ремонта. В Саратове 88 многоквартирных дома остались без обслуживания из-за того, что управляющие компании просто не стали участвовать в конкурсах по их отбору. ОНФ считает, что муниципалитеты должны контролировать данный процесс и предлагает выставлять на конкурсы по техобслуживанию жилого фонда смешанные лоты, в которые будут включены, как новые, так и старые дома.

Как вы считаете, насколько данная мера позволит сократить число домов, оставшихся без обслуживания из-за своего состояния?

2) Российские организации ЖКХ попросили пересмотреть внесенный в ГосДуму законопроект о коллекторах: по их мнению, он фактически лишит их способов воздействовать на должников, например, отключать электричество злостным неплательщикам. Также коммунальщики назвали опасной норму законопроекта, которая позволит должнику в любой момент свести общение с кредитором к почтовой переписке, поскольку в ряде случаев им необходимо напрямую контактировать с должником, чтобы получить его подпись об уведомлении.

Как вы считаете, не преувеличивают ли своих опасений предприниматели?

3) Минстрой России предлагает лишать управляющие компании лицензии, если те в течение полугода не берут на себя управление многоквартирным домом. Как уточняют представители ведомства, ряд управляющих компаний таким образом получали лицензии впрок, чтобы продолжать свое дело в случае отзыва первой, основной лицензии. Теперь, при введении данной нормы число таких существующих лишь на бумаге управляющих компаний, созданных для прикрытия, должно существенно сократиться.

Как вы считаете, насколько действенной будет данная мера?

Алексей ЕФАНОВ, член Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Саратовской области:

1) Во-первых, не обязательно быть экспертом, чтобы понять нежелание управляющих компаний обслуживать старый жилой фонд. Это элементарная экономическая целесообразность.

Во-вторых, смешанные лоты уже давно действующая практика и были изобретены региональными комитетами без всяких экспертов ОНФ. Это наиболее эффективное решение в существующих реалиях.

2) Однозначно преувеличивают. Как найти тот самый баланс между правами кредитора и правами должника? Над этим вопросом бьются уже долгие годы. Коллекторы запугивают, наносят увечья должникам, доводят людей до самоубийства, портят общедомовое имущество. При этом кредитор несёт всего лишь навсего коммерческий риск. Надеюсь, что законопроект о коллекторах сделает процедуру взыскания более цивилизованной.

3) Впрок не впрок, какая разница? Что помешает недобросовестным компаниям получить лицензию на вновь открытую организацию? Фирмы-пустышки – это вообще вопрос налоговой, а не Минстроя. Который раз обращаю внимание на то, что Минстрой занимается имитацией полезной деятельности, а реальные вопросы, которые беспокоят людей, они игнорируют.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1) Саратовские эксперты ОНФ в сфере ЖКХ также озабочены этим вопросом, но мы категорически не согласны с такой его постановкой! Некорректно объединять в один лот новые и старые дома. Это не решит проблемы, а только создаст новые и для управляющих компаний, и для жителей. На сегодняшний день требования к управляющим компаниям ужесточились, вплоть до уголовной ответственности для руководителя за состояние домов, взятых на обслуживание. Ветхий дом на обслуживании – это мина замедленного действия для управляющей компании. При износе дома свыше 70% повышаются не только расходы на содержание и ремонт жилья, масштабы необходимых работ, но и риск, что в доме с изношенными коммуникациями произойдет ЧП. В этом случае ответственность будет нести директор управляющей компании. Любой ремонт в таком жилье по своей сути является капитальным, а чаще всего требуется именно реконструкция, как единственная возможность сохранения дома, некоторые же дома необходимо просто сносить. Выполнить такой ремонт за счет средств, собранных жителями, нереально. Значит, управляющая компания никак не сможет выполнить требования закона по надлежащему содержанию такого жилья и может лишиться лицензии. Как следствие — отказ от обслуживания такого жилого фонда.

Наиболее реальный вариант решения данной проблемы на сегодняшний день — добиться и законодательно закрепить возможности софинансирования содержания ветхого жилфонда со стороны муниципалитета. На таких условиях, возможно, у управляющих компаний появится желание в добровольной форме брать на обслуживание ветхие дома.

2) О «простых» методах работы коллекторов с должниками мы все чаще видим новостные сюжеты, больше похожие на криминальную хронику. Долги в ЖКХ – это отдельная тема. Все отношения между собственниками и управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями не должны выходить за рамки действующего законодательства.

Если коллекторов запустить в жилищно-коммунальную сферу, передав заботы по взысканию долгов им, мы получим социальный взрыв.

3) Минстрой поднял важную тему. Изначально, когда только разрабатывались механизмы лицензирования управляющих компаний, мы понимали, что сфера ЖКХ столкнется с подобными проблемами, о которых говорит Минстрой. Экспертным сообществом, в том числе на площадках ОНФ, выдвигался ряд предложений, которые, к сожалению, на тот момент не были приняты во внимание. Так, мы предлагали меры, исключающие дилетантов из системы управления многоквартирными домами. Для получения лицензии управляющая компания, помимо наличия штатных квалифицированных специалистов, должна была обладать стажем управления домами. Считаю, что эти меры актуальны до сих пор и должны быть приняты во внимание на федеральном уровне.

Дмитрий СКОРНЯКОВ, юрист, эксперт в сфере ЖКХ:

1) Конечно, нужно смешивать лоты и таким образом УК будут обслуживать все дома. Главное, не переборщить с перемешиванием, а то будут страдать жители новых домов.

2) Конечно, законопроект затрагивает интересы предпринимателей, а также любого из нас, поскольку любой может быть как взыскателем, так и должником. Поэтому необходимо найти золотую середину по данному вопросу.

3) Я думаю, что данная норма будет малодейственной. Для УК, чтобы уйти от отзыва лицензии, необходимо будет обслуживать всего один дом. Поэтому они смогут также копить долги с помощью расчетных центров, банкротиться и снова работать от имени другой УК.

Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:

1) Обозначенная Вами проблема управления многоквартирными домами, износ которых превышает 60-70 %, уже давно находится на контроле у депутатов Саратовской областной Думы. Так еще в мае 2015 года по итогам состоявшегося в областной Думе «круглого стола» на тему «Об итогах реализации на территории Саратовской области требований федерального законодательства о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», администрациям муниципальных районов и городских округов было рекомендовано обеспечить управление всеми многоквартирными домами (в том числе с высокой степенью износа) на территории муниципального района (городского округа), в том числе путем создания муниципальных управляющих организаций, либо введения экономических мер стимулирования управляющих компаний, либо проведения работы с собственниками помещений в многоквартирном доме по избранию иного способа управления многоквартирным домом.

Учитывая, что создание муниципальной управляющей организации потребует увеличения расходной части муниципального бюджета, считаю, что в предложениях экспертов Общероссийского народного фронта по включению в конкурсную документацию домов с высокой степенью износа при проведении конкурсов на управление многоквартирными домами есть рациональное зерно, позволяющее сократить число многоквартирных домов, оказавшихся без управления.

2) Проблема роста неплатежей за поставленные коммунальные услуги стоит, безусловно, остро. Но меры, принимаемые федеральными органами власти по упорядочиванию деятельности коллекторских агентств, направлены в первую очередь на недопущение злоупотреблений в сфере возврата банковских кредитов и микрозаймов. Поэтому считаю, что у гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний останется достаточный спектр возможностей для взыскания задолженности за коммунальные услуги в рамках действующего законодательства.

3) Сложно судить, приведут ли к сокращению общего числа управляющих компаний предложения Минстроя России об отзыве лицензии у управляющих компаний, не приступивших к управлению многоквартирными домами в течение определенного срока, но то, что данная мера приведет к сокращению числа многоквартирных домов, оказавшихся без управления, можно говорить однозначно.

Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО