«Российская газета»: Минстрой создаст электронную базу цен строительного рынка

О деталях будущей реформы рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

Строительный рынок ждут перемены. В первую очередь это касается системы образования цен, которая в последнее время не раз становилась мишенью для критики не только со стороны экспертов, но и аудиторов Счетной палаты. О деталях будущей реформы в интервью «РГ» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

— Минстрой подготовил пакет поправок в Градостроительный кодекс. В чем суть инициатив ведомства?

— Речь идет о создании механизма, который позволит максимально достоверно, прозрачно и объективно просчитывать предельную стартовую стоимость строительства того или иного объекта. Новый механизм будет ориентирован, прежде всего, на заказчиков объектов, возводящихся с привлечением бюджетных средств.

Для них использование этого инструмента будет обязательным. Но коммерческим компаниям и обычным гражданам, которые, к примеру, собираются строить дом на своем участке и хотят проверить достоверность своих расчетов, она, безусловно, тоже будет полезна.

Сегодня правила формирования цены в строительной отрасли есть. Они работали все эти годы, но, так как были приняты еще в конце прошлого столетия, в какой-то момент перестали отвечать современным реалиям, в том числе экономическим.

В условиях, когда экономика росла равномерно, стоимость ресурсов менялась без каких-либо ценовых скачков, действующий базисно-индексный метод ценообразования в строительстве позволял производить корректные расчеты. Но уже в 2008 году, когда цены на одни стройматериалы резко выросли, а на другие остались на прежнем уровне, расчет стоимости строительства через этот метод стал терять свою актуальность. Сейчас эта проблема обострилась.

— Как будет работать новый механизм?

— Мы планируем создать единую электронную государственную систему ценообразования в строительстве — сокращенно ГИС ЦС. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране, но с учетом территориальной специфики. В каких-то крупных регионах, возможно, будет несколько ценовых зон. А в целом по стране — около 150.

На все без исключения элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. А уже на их основе можно будет рассчитать показатели сметной стоимости строительства в целом. Но, еще раз подчеркну — это будет только стартовая цена. Потом будет два этапа: прохождение процедуры определения достоверности стоимости в экспертизе, после которого цена, как правило, снижается процентов на двадцать. И второй, главный этап — уже сама конкурсная процедура, где потенциальные претенденты на генподряд называют свою стоимость, отталкиваясь от собственных возможностей. И либо выигрывают, либо проигрывают соответствующий аукцион или конкурс. То есть говорить о том, что минстрой вводит какую-то госцену стройки, не корректно. Данные, погруженные в ГИС, не будут применяться для прямых расчетов с подрядчиком.

— Откуда в систему будут поступать сведения о ценах на стройматериалы?

— Мы собираемся организовать мониторинг цен производителей. Ежеквартально данные планируется обновлять. Это серьезный большой объем работы. Ведь помимо прямых производителей стройматериалов в России есть компании, для которых это направление не является профильным. В целом, получается около шести тысяч организаций. Нам предстоит охватить их все.

— А если кто-то откажется предоставлять данные о ценах?

— Если эти организации хотят участвовать в строительстве, поставляя свои материалы, они будут предоставлять данные о ценах.

Мы, кстати, уже провели пилотный мониторинг в одном из крупных регионов. Собрали совещание с основными производителями, объяснили, для чего это надо, услышали их вопросы и получили информацию в течение шести дней. Думаю, и в других регионах с этим проблем не будет. Для оповещения о новой системе мы также планируем использовать влияние недавно созданной Ассоциации производителей стройматериалов.

— Как собираетесь контролировать, не завышают ли производители цены?

— Если где-то будут скачки, это будет видно сразу, ведь информация будет поступать не из одного источника. Кроме того, есть Федеральная налоговая служба, которая сможет заходить в систему ГИС ЦС и проверять, какая стоимость стройматериалов закладывается в налогооблагаемую базу. Поэтому производителям будет просто не выгодно предоставлять недостоверную информацию.

— По импортным стройматериалам тоже будет проводиться мониторинг?

— Импортных стройматериалов на наших стройках сегодня не больше 10-12 процентов. Но они тоже будут учитываться. Информацию об их поставках в Россию будет давать Федеральная таможенная служба. Стоимость же будет формироваться с учетом логистики, то есть доставки до той или иной ценовой зоны.

— Когда реально заработает новая система?

— Наши контролирующие органы подталкивают нас к тому, чтобы все было сделано как можно быстрее, но мы считаем, что в этом вопросе спешка очень опасна. Это серьезная реформа, она скорее эволюционная, чем революционная и может потребовать переходных периодов.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы в 2018 году расходы из бюджетов всех уровней на капитальное строительство определялись уже с учетом новой системы ценообразования.

— Во сколько обойдется создание ГИС ЦС?

— Уже завершается формирование затрат на создание системы — не все торги завершены, по некоторым еще не подведены итоги. Кроме того, впереди серьезная работа по госзаданию на 2017 год. Но в любом случае затраты, которые необходимы для развития этого проекта, несопоставимы с той оптимизацией, которую мы получим в результате.

— Насколько снизится стоимость строительства после перехода на новый формат ценообразования?

— Минстрой сейчас проводит целый ряд мероприятий по совершенствованию системы технического нормирования, что, безусловно, приведет к оптимальным техническим решениям и соответственно оптимизации затрат на строительство. Еще одним инструментом, который обеспечит снижение затрат в строительстве, станет использование проектов повторного применения (типовые проекты) с учетом их экономической эффективности. Все это в комплексе значительно оптимизирует затраты на строительство, предельная стартовая стоимость будет более объективной и достоверной.

— В Счетной палате полагают, что действующие сейчас сметные нормативы в строительстве непрозрачны и завышены, что ведет к необоснованному расходованию бюджетных средств. Согласны ли с этим в минстрое?

— Собственно потому и запущена реформа ценообразования, чтобы расходование бюджетных средств было обоснованно, а формирование сметных нормативов было прозрачным. Но еще раз подчеркну, что создаваемая система лишь определяет стартовую цену перед конкурсными процедурами. И как раз претензии Счетной палаты чаше всего касались объектов, по которым не осуществлялась заключительная процедура — торги, определяющие окончательную цену контракта.

Ценообразование — это сложная сфера, создание профильного министерства позволило глубоко заняться ее анализом и теперь уже реформированием. Да, действующая система устаревшая и непрозрачная. И здесь наши выводы совпали с выводами Счетной палаты, за что мы ей очень благодарны. Соответствующие кадровые решения по руководству ФАУ «ФЦЦС» (Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». — Прим. ред.) уже приняты, сейчас там работает новая команда.

Но истерики в этом вопросе ни к чему. Нужна методическая целенаправленная работа по наведению порядка, по изменению действующей системы. Чем мы сейчас и занимаемся.

— Что сегодня можно сказать о качестве строительства в России?

— Минстрой разрабатывает и актуализирует требования к строительству, которые позволяют сегодня строить качественно. Подчеркну, что наши строители владеют всеми современными технологиями, чего еще не было 10-15 лет назад. Безусловно, на местах за качеством стройки необходимо следить дополнительно, надзорных органов достаточно. Если говорить о жилье, то в рыночных условиях застройщикам экономить на качестве невыгодно, потребитель просто не будет покупать такие квартиры или дома. Особого внимания от региональных и муниципальных властей мы требуем в части расселения аварийного жилья, здесь контроль должен быть особый, и к этой работе мы также привлекаем общественные организации.

— В последнее время озвучивались предложения уйти от обязательных требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес. Как вы на это смотрите?

— С этим, конечно, нельзя согласиться. Вспомните происшествия с упавшими лифтами. В свое время было принято решение убрать требование о том, что лифты должны обслуживать специализированные организации. Результат не заставил себя ждать. Сейчас ведется работа по исправлению этой ситуации.

Обязательность соблюдения требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений необходимо сохранить и развивать. Некоторые наши соседи по СНГ попытались отказаться от требований, но в результате там стали появляться дома, похожие на Пизанскую башню, людей приходится переселять в новое жилье.

У нас преимущественное положение, поскольку мы эти требования сохранили. Но сейчас они оформлены лишь через постановление правительства, а должен быть закон. Наши партнеры по Таможенному союзу — Белоруссия, Казахстан, очень ждут от нас этого решения, чтобы скопировать и использовать у себя подобную практику. В этой области мы создаем единую нормативную и методологическую базу для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а нашу организацию ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».- Прим. ред.) предложено сделать базовой по техрегулированию в странах СНГ.

Юлия Кривошапко, «Российская газета»