Эксперты «ЖКХ-64» — об арендном жилье, компенсационном фонде дольщиков и концессии «Водоканала»

На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1. Минстрой России разработает предложения по налоговым льготам на имущество по арендному жилью. В то же время глава ведомства Михаил Мень считает, что дорогие кредиты тормозят развитие арендного жилья в России.

Как Вы считаете, каким будет вектор развития рынка арендного жилья в ближайшие годы?

2. Комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил создание компенсационного фонда дольщиков. Однако министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Михаил Мень пояснил, что механизм управления фондом пока не определен.

По Вашему мнению, сможет ли создаваемый фонд реально защитить интересы дольщиков?

3. Для полного погашения долга «Саратовводоканалу» понадобится от трех до пяти лет после того, как состоится концессия МУППа, заявил директор предприятия Сергей Винарский. На Ваш взгляд, стоит ли жителям областного центра ожидать повышения качества услуг водоснабжения и водоотведения по истечении данного периода?

Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1. В настоящее время в России рынок легального арендованного жилья только еще формируется. Однако недостаточно стабильная экономическая ситуация на данный момент не создает всех необходимых для его развития условий. И, я считаю, что в такой ситуации было бы некорректно и неправильно давать какие-либо конкретные прогнозы развития данного рынка.

2. Безусловно, создание компенсационного фонда долевого строительства выступит дополнительной гарантией по защите прав дольщиков в случае неисполнения строительными компаниями своих обязательств.

Но ключевым моментом данного вопроса является именно факт того, что механизм управления фондом пока не определен. Однако именно этот фактор будет решающим в вопросе — будет ли реально защищать интересы дольщиков такой фонд. Поэтому в данный момент говорить о его возможностях, считаю, преждевременным.

3. Думаю, да. Сам смысл концессии состоит в привлечении денежных средств инвестора в данный сектор. Соответственно, поступление необходимых денежных средств не может не означать повышения качества услуг.

Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:

1. Говорить о перспективах развития чего угодно в России — дело крайне неблагодарное, поэтому можно лишь говорить, как следовало бы развиваться событиям. Во-первых, цивилизованный рынок арендного жилья развивать действительно надо, потому что жилье в собственность огромному количеству людей всегда останется недоступным. Причем не маргиналам, а именно работающим людям со среднестатистическим доходом. Во-вторых, для многих собственность на жилье вообще не является самоцелью, ибо «не вкладывай деньги в то, что со временем теряет ценность», а современное жилье ценность теряет и довольно быстро. Так вот, придумывать способы развития арендного рынка жилья нужно. В Саратове долго говорили о том, как прекрасен внесенный застройщиками закон о наемных домах, но несмотря на то, что правовой акт действует, строить эти дома никто не торопится. Потому что это слишком длинные инвестиции, возможно, в несколько десятков лет. Никакой бизнес, тем более в России, на такие риски не пойдет. И никакое снижение налогов тут не поможет. Разве что безвозвратные государственные дотации. Поэтому, по моему глубокому убеждению, строительством наемных домов должно заниматься государство в лице муниципалитетов. Во-первых, оно решит важную социальную задачу — действительно доступное жилье гражданам, во-вторых, в перспективе даст муниципалитетам стабильный доход. Однако это обрушит цены на квадратные метры, приобретаемые в собственность, обрушит ипотеку. Застройщики и банкиры, имеющие значительное лобби по всей стране на всех уровнях, никогда такого не допустят. Так что перед Менем стоит очередная невыполнимая здесь и сейчас задача.

2. Конечно, долевое строительство должно быть застраховано, вопросов нет, но надо все-таки ужесточать требования к застройщикам. А там надо смотреть, какие будут подзаконные акты по компенсационному фонду — тогда, может, что-то и будет ясно.

3. Волгоградцы утверждают, что после передачи их городского водоканала в концессию не повысилось ничего, кроме тарифов. Думаю, нам следует ждать того же.

Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:

1. Развитие рынка арендного жилья, как уже давно происходит во многих странах и в некоторых субъектах РФ, будет происходить во всех субъектах РФ в ближайшие годы. Этот процесс мог начаться давно и в Саратовской области, но, к сожалению, многое зависит от чиновников, которые должны принимать соответствующие решения. Таких профессионалов не оказалось. (Общественники давно ставили вопрос о необходимости строительства и выделения арендного жилья).

2. Данная мера, может быть, и поможет решить проблемы обманутых дольщиков, но вряд ли всех. Обманувших дольщиков это устроит больше всех (это деньги не их). Управление фондом — это принципиальный вопрос и пока он не решен говорить не о чем.

3. Стоит жителям областного центра ожидать повышения качества услуг водоснабжения и водоотведения по истечении данного периода, но, если этот период правильно определен, если придут профессионалы и они будут открыты и честны.

Сергей ПЯТКОВСКИЙ, общественник:

1. Предложение развивать рынок наемного жилья считаю очень правильным и своевременным. Но, параллельно с развитием, необходимо вести работу с населением, разъяснять ему преимущества жизни в арендуемых квартирах. К сожалению, народ у нас юридически неграмотен. Когда люди приватизировали квартиры и участки, им никто не объяснял, что будут введены соответствующие налоги, и они будут постоянно расти. Если они будут так расти и дальше, то скоро целые слои населения не смгут позволить себе владеть недвижимостью.

Между тем, на Западе до 70% жилья — это жилье по найму. Это показатель того, что такая система актуальна и выгодна. К тому же она освобождает человека от налогов, от необходимости содержать жилье, заниматься им.

Многие собственники не занимаются жильем и сейчас. Это уже привело к обветшанию жилфонда в регионах, которое произошло из-за попустительства исполнительных органов на местах. Мне кажется, что если у людей появится возможность избавиться от этой обузы, содержания жилья в порядке, они ею воспользуются.

2. Мне не очень нравится эта идея, как налогоплательщику. Лучше бы налоги пустили на повышение пенсий. А в сфере долевого строительства ввести жесткий контроль, который не позволял бы застройщикам не жульничать, но даже задумываться об этом. Чтобы они отчитывались перед дольщиками практически за каждый кирпич. Если будет жесткое законодательство и контроль в долевом строительстве — никакие компенсационные фонды будут не нужны.

3. По-моему, передача такого стратегического предприятия, как «Саратовводоканал», в концессию — это преступление. Это же вода, это же жизнь целого города. Мне не нравятся условия этой концессии. Считаю, что уж если передавать предприятие, то сначала на короткий срок, под полным контролем муниципалитета. Чтобы мы могли оценивать предпринимаемые действия, и отказаться от них, если они нас не устраивают.

Что же касается повышения тарифов, то я более чем уверен, что оно будет. Оно уже сейчас есть. Откуда взять деньги предприятию, если мы не слышим об увеличении выделяемых ему средств от муниципалитета или регионального правительства? Правильно, только с населения. Именно там они деньги брать и будут!

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:

1. Есть указ Президента, где прописано, что Правительству РФ и региональным органам власти необходимо создать условия для строительства арендного жилья. В Европе порядка 70% населения живёт в арендном жилье, а собственное могут позволить себе только богатые.

К сожалению, система ипотеки у нас не является настолько эффективной, как хотелось бы. Те процентные ставки, которые сегодня предлагаются в РФ, сложно сравнить с теми, что на Западе. Хотя их вполне можно было бы снизить, поскольку риски банков минимизированы. Пока этого не произойдёт, развития у нас не будет.

В Саратове официальный рынок арендного жилья не развит. В других регионах практика показывает, что подобное жильё есть, и ежемесячные платежи за проживание в трехкомнатной квартире, например, составляют около 17 тысяч рублей в месяц.

2. Время покажет, оценить все риски невозможно, ведь ранее мало кто предполагал о возможности возникновения такой проблемы, как обманутые дольщики. В этом вопросе есть две ответственные стороны — застройщик и дольщик, и то, что государство вкладывает деньги и берет на себя обязательства по урегулированию их отношений, положительно.

Мезанизм страхования должен быть таким, чтобы финансово человек мог обезопасить себя и избежать негативных последствий. Фонд, на мой взгляд, будет этому способствовать.

3. Мое мнение заключается в том, что у самого «Водоканала» по большому счёту никаких долгов и нет. Это долги населения и управляющих компаний. К сожалению, до сих пор нет полной раскладки задолженностей по теплоэнергии, по водоснабжению, и т.д. Проблема в том, что деньги не доходят до поставщиков.

Надо скорее переходить на прямые договора, а ответственность за взыскание долгов возложить на тех, кто предоставляет коммунальные услуги, убрать с рынка всех посредников.

В Иркутске имел место быть негативный сценарий развития концессии «Водоканала», в итоге предприятие так и осталось «в яме». Так что есть риски. Всё зависит от того, как будет проработан договор концессии у нас. Надеюсь, что Валерий Сараев держит на особом контроле этот вопрос.

Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО