Эксперты «ЖКХ-64» — о росте тарифов и переселении из аварийного жилья

На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…

1) С 1 июля в России выросли тарифы ЖКХ. Их рост составил в среднем 4% и коснулся платы за воду, электричество, тепло и газ. По информации Минстроя России, рост тарифов в 2016 году будет ниже инфляции. Тем не менее, это решение стало предметом спора разных политических сил.

Как Вы относитесь к такому решению правительства, если учесть, что ранее эксперты Академии труда и социальных отношений предлагали заморозить тарифы ЖКХ, поскольку в последнее десятилетие они растут быстрее зарплат?

2) Председатель наблюдательного совета «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергей Степашин назвал Саратовскую область в числе субъектов РФ, которые, по его мнению, не выполнят программу по переселению граждан из аварийного жилья. По его словам, нашему региону, скорее всего, придётся предоставлять дополнительные средства.

Насколько Вы согласны с мнением Сергея Степашина и какие меры, по-Вашему, надо предпринимать, чтобы основные мероприятия в рамках данной программы были выполнены в нужные сроки?

3) Совет Федерации РФ принял ряд законопроектов, инициированных Минстроем России.

Как Вы считаете, какой из представленных законопроектов наиболее актуален и почему?

Алексей ЕФАНОВ, член Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Саратовской области:

1) Любое изменение тарифной сетки в подобного рода услугах должно прогнозироваться в разрезе изменений прожиточного минимума. К сожалению, этого не происходит ни в одной из сфер. Сегодня представители власти загнали граждан в такие рамки, в которых невозможно больше утверждать, что Россия является социальным государством. К чему у нас привязан прожиточный минимум? Преимущественно к продуктовой корзине! А жильё, а коммунальные услуги, государственные услуги, общественный транспорт и другие блага социального государства? Вот и получается, что на одного гражданина этот прожиточный минимум должен составлять от 15 тыс. руб.

Если раскидать эти деньги, то получим следующие цифры на одного жителя Саратова в месяц: питание – 7 000 руб., жильё – 5 000 руб., коммунальные услуги – 1 500 руб., прочие расходы – от 1 500 руб.

На сегодняшний день никаких гарантий выживаемости при нынешней поддержке государства у населения нет. Так что вопрос вовсе не в тарифах, а в объёме минимальных благ, гарантированных государством каждому гражданину в рамках реального прожиточного минимума.

2) Согласен абсолютно, что программа переселения провалена. Не от «большого ума» эти управленцы видят единственный выход в виде выделения дополнительных средств. Саратовская область изначально недофинансирована. Реальное количество домов, требующих переселения, значительно больше тех, что состоят в программе. Болтовня о любом финансировании региона — это дополнительный федеральный поводок на шее губернатора. Другой вопрос, где отчёты за уже выделенные деньги?

Я готов подсказать нашему главе региона, что необходимо сделать, чтобы основные мероприятия в рамках данной программы были выполнены в нужные сроки. Секрет успеха очень прост:

— лично контролировать каждую копейку;
— разогнать, посадить всех посредников, решал, коррупционеров;
— подключить к работе более мелких застройщиков, ограничить монополистов;
— лично ездить в Москву и просить, поставив на кон всю свою безграничную, в рамках Саратовской области, власть.

Ибо если ничего хорошего так и не сделал, то зачем было начинать?

3) Безусловно, все принятые законопроекты важны, несмотря на некоторые нестыковки в исполнительных процедурах и формулировках текста. Но из всех наиболее актуальными для населения являются изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, позволяющие временно размещать на специальных депозитах свободные средства, предназначенные на капитальный ремонт. Хоть какая-то защита средств граждан от инфляции.

Алексей МАЗЕПОВ, депутат Саратовской областной Думы, сопредседатель Саратовского регионального штаба ОНФ:

1) Коммунальные платежи – первое, что бьет по карману и по семейному бюджету. На фоне решения Правительства РФ о продлении заморозки накопительной части пенсий россиян и общего снижения уровня жизни, я бы, однозначно, поддержал инициативу по заморозке тарифов. Несмотря на то, что этот шаг создаст дополнительную нагрузку на бюджет, считаю, что в нынешних непростых экономических условиях он необходим, особенно незащищенным категориям граждан.

2) Риск невыполнения программы в полном объеме действительно велик. Причины этого мы неоднократно обсуждали, в том числе и на федеральном уровне. Провальный этап подготовки, за который в свое время никто из муниципальных и областных чиновников не понес никакой ответственности, серьезно подорвал жизнеспособность федеральной программы в Саратовской области. Отголоски такой «работы» до сих пор появляются в СМИ. Примеры этой ситуации мы видели в поселке Геофизик (г. Энгельс) и микрорайоне «Цветочный» (г. Саратов), где в домах проблемы с канализацией и водоотведением. Есть и случаи принудительного переселения из неаварийных домов в Хвалынском и Краснопартизанском районах, а также новостройки со строительными недочетами в Ершове и Красном Текстильщике, Алексеевке.

3) На мой взгляд, наиболее актуальным, с точки зрения процессов, происходящих сейчас в сфере коммунального хозяйства Саратовской области и ряде других регионов, является закон о концессионных соглашениях.

Дмитрий СКОРНЯКОВ, юрист, эксперт в сфере ЖКХ:

1) Наше правительство обещает одно, а делает иногда другое. Я лично отношусь отрицательно к росту тарифов. Действительно, тарифы растут выше заработанных плат, что приводит к социальной напряженности. Кроме этого, с октября 2014 года введен капитальный ремонт и, казалось бы , что тарифы должны были уменьшить, но этого не происходит. В любом случае получается, что «собаки лают, а караван идет». Правительству, конечно, выгодно повышение тарифов: чем больше тарифы, тем больше с них заплатят налоги. Выгода очевидна.

2) Конечно, соглашусь с мнением Сергея Степашина, нужно выделять средства и обязательно контролировать их траты. Кроме этого, проверять качество выполненных работ и обязательные условия для жилья, чтобы не получилось, как в Энгельсе, когда в многоквартирном доме нет системы водоотведения, канализационные стоки скапливаются и потом вывозятся. Я думаю, что спешить переселять из аварийного жилья в дома без канализации не стоит.

3) Я считаю, что наиболее актуально были введены изменения в ст. 167 Жилищного кодекса, где прописывается, что до конца года должны быть полностью израсходованы средства и все накопленные ранее средства на капитальный ремонт. Это приведет к реальному выполнению работ и, как следствие, к собираемости плат по данной услуге, к экономическому развитию страны в целом.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:

1) Граждане привыкли к тому, что тарифы и цены растут быстрее, чем их зарплаты и пенсии. В этой ситуации им проще всего отказаться от оплаты коммунальных услуг. Результат мы видим – растет число должников за ЖКУ, споры с ними нередко выходят за пределы, очерченные законодательством. Была попытка несколько лет назад заморозить рост тарифов для ресурсоснабжающих организаций, но это не дало ожидаемого эффекта, и суммы в платежках граждан не уменьшились. Если тарифы и дальше будут расти, это приведет к социальному взрыву.

2) Считаю, что только персональная ответственность должностных лиц за то, что происходит с программой переселения, сможет ее, во-первых, довести до финального этапа, а, во-вторых, в будущем избежать срывов. Программа требует дополнительного финансирования, так как в нашем регионе громадное количество домов признано аварийными, но в программу не вошло – об этом говорит и губернатор. Кроме того, необходимо провести обсуждение с привлечением специалистов Минстроя по вопросу разработки типовых проектов социального жилья именно для Саратовской области, с учетом климатических и инфраструктурных особенностей.

3) Действительно, ряд важных инициатив был разработан и принят. Нам еще предстоит изучить нововведения и поправки, посмотреть, были ли учтены замечания экспертов ОНФ, например, по размещению свободных средств фонда капитального ремонта на спецдепозитах, которые высказывались на площадке «Качество повседневной жизни» в рамках межрегиональных форумов и встреч с Президентом.

Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО